Одежный ритейл: потенциал в регионах

08.10.2015 6822

Смотреть франшизы в Каталоге
Аналитика РБК Исследования рынков

Микаелян Инга,
 ведущий аналитик РБК Исследования рынков

Конец 2014 года не внес оптимизма в развитие российского рынка одежды. Девальвация рубля привела к существенному удорожанию импорта, а также росту издержек компаний, арендная ставка которых была номинирована в валюте. Многие fashion-ритейлеры стали активно пересматривать условия договоров с арендаторами и поставщиками, либо отложили закупки коллекций с целью снижения валютных рисков в связи с возможным дальнейшим откатом курса национальной валюты. Не стало неожиданным и решение некоторых сетей по сокращению закупок.

Не менее значимым стало широкое обсуждение в СМИ вхождения страны в новую полосу экономического кризиса. Наряду с напряженной политической обстановкой, вызванной ситуацией на Украине, негативные рассуждения о кризисе существенным образом повлияли на поведение россиян, которые моментально скорректировали свою потребительскую модель на более бережливую. Сокращение доходов, нестабильная внутри- и внешнеэкономическая ситуация отразилась на досуге российских граждан. Довольно значительная доля россиян изменила свое поведение, все чаще отказывая себе в шопинге, посещении театров и кино, музеев, картинных галерей и других не менее приятных формах досуга.

В текущих рыночных реалиях оптимизация бизнес-процессов, включающая в себя и закрытия неприбыльных магазинов, стала довольно органичным решением для многих фэшн-ритейлеров. Наряду с этим, многие зарубежные бренды, такие как River Island, OVS, New Look, Gerry Weber, Seppalaи Lindex объявили о намерении уйти с российского рынка.


Впрочем, несмотря на очищение российского одежного ритейла, которое неизбежно происходит в экономически сложные периоды, говорить о его насыщенности – преждевременно. На сегодняшний день существенная доля сетевой цивилизованной розницы сконцентрирована в наиболее экономически развитых городах, которыми зачастую становятся города-миллионеры (с численностью 1 млн.+) или города-субмиллионеры (с численностью от 700 тыс. до 1 млн. чел.). Так, 47,9% сетевых фэшн-ритейлеров сегодня работают в российских городах-миллионерах, на долю субмилионеров и городов с численностью населения от 500 тыс. человек приходится 15,7% всех сетевых магазинов одежды, а на города с населением от 250 до 500 тыс. человек – 16,6% одежных сетей. Таким образом, лишь каждый пятый сетевой магазин одежды открыт в городах с населением менее 250 тыс. человек, что говорит о существенном потенциале роста в данных географических зонах. О неравномерном развитии говорит и следующая статистика: если в городах-миллионерах на 100 тыс. человек приходится 24,5 сетевых магазинов одежды, то в городах с численностью населения от 100 до 250 тыс. человек уже 13,4.


Раскрыть потенциал регионов поможет развитие франчайзинга. Сегодня большинство как отечественных, так и международных fashion-ритейлеров (64,3%) уверены в перспективности развития по смешенной модели, а именно использование франчайзинга для развития бренда в городах с численностью населения до 500 тыс. человек и самостоятельное развитие в городах-миллионерах и субмиллионерах. Понимание необходимости выхода в небольшие города России привело многих ритейлеров к созданию мини-форматов, отличающихся требованиями к минимальному размеру помещения. На сегодняшний день такую градацию активно применяют большинство сетевых проектов. Так,  франчайзинговые магазины ZARINA, открываемые в городах России с численностью населения более 100 тыс. человек, должны иметь площадь от 130 до 180 кв. м. В городах с численностью населения до 100 тыс. человек требования к площади магазинов иные: управляющая компания допускает открытие магазинов меньшего формата (не менее 100 кв. м.). KiraPlastinina также предлагает два различных формата для небольших городов: «стандарт» для населенных пунктов с численностью населения от 300 тыс. человек, а также «лайт» для городов с численностью населения от 80 до 300 тыс. человек. Очевидно, что сети адаптируют не только франчайзинговые, но и собственные магазины в зависимости от численности населения городов, вводя определенные требования на площадь и ассортимент магазинов, внедряя единые стандарты для достижения более высоких экономических показателей сети в целом.

Впрочем, планы по активной экспансии вглубь страны многие фэшн-ритейлеры могут отложить до лучших времен. Стабилизация курса национальной волюты, а также потребительского настроения – являются крайне важными условиями для успешного регионального развития. Активность российских предпринимателей, определяющая спрос на франшизы, также сегодня не высока. Это подтвердил и Кестутис Санаускас, генеральный директор компании ОАО «Мэлон Фэшн Груп», известной под брендами befree, Zarina, LOVEREPUBLIC. В своем интервью РБК.researchон отметил, что «франчайзинг переживает сейчас не лучшие времена: отсутствие кредитных средств дестабилизирует их бизнес в условиях кризиса. Мы не намерены отказаться от своих партнеров и всячески поддерживаем их, хоть и понимаем, что некоторые франчайзи все же смогут не справится с новыми рыночными условиями».

Однако осталось ждать не долго: эксперты отрасли уверены, что в середине 2016 года российский рынок одежды уже ждет дальнейший рост. 



Наша задача — увеличить долю российских брендов до 75%
Рынок лабораторной диагностики: мнения лидирующих франчайзеров
Hilton на выставке франшиз BUYBRAND Expo 2016
«По своим правилам» Выпуск 4. ООО "АЛЕРИ ТЕХНО"



Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Приятно видеть, как российский бизнес выстраивает свой успех и тиражирует его вместе со своими партнерами. В этом и есть суть франчайзинга – придумать и воплотить успешную идею, а затем повторять ее вновь и вновь»

Эндрю Уизерс
управляющий
директор
Southern Fried Chicken

Календарь событий


23:20, 04 декабря 2016г.   Войти / Выйти