Франчайзинговые пейзажи

Реалии и перспективы, преимущества и страхи бизнеса по лицензии
16.08.2010 1577

Смотреть франшизы в Каталоге

Фото: Эрлана ЖУРАБАЕВА

В кризис количество желающих открыть свой бизнес увеличилось. Причина такого вложения денег понятна: сбережения будут приносить максимальный доход, в отличие от «мертвых» вложений в дома или участки. Но как открыть собственный бизнес, если нет опыта? Какой бизнес выбрать? Ведь это – очень рискованное мероприятие, возврат инвестиций может затянуться на годы.

Такие разные бренды: Мичурин, французский бульдог

и Wilson.

Между тем специалисты обращают внимание на то, что франчайзинговые технологии способны в значительной степени минимизировать риски. Конечно, проще начинать дело, когда уже есть готовый рецепт успешного бизнеса. Франшизы пользуются спросом как и у начинающих предпринимателей, так и у предпринимателей, которые хотят инвестировать в новое направление.

Красноречивы результаты исследований, проведенных американскими экономистами в период предыдущего экономического кризиса и последовавшей за ним нестабильности 8-10 лет назад. Оказалось, что примерно половина новых компаний, открываемых в мире, как правило, прекращала существование уже через 2-3 года, а через 5 лет уровень банкротств достигал 70%. При этом, по данным министерства торговли США, в течение года закрываются только 4% компаний, работающих по системе франчайзинга . Результаты аналогичных исследований Международной франчайзинговой ассоциации выглядят еще более впечатляюще: количество банкротств среди франчайзинговых компаний составляет, как правило, не более 1%.

Любопытно, что нынешний бесспорный лидер мирового ритейла – американская сеть Wal-Mart – начинала свой путь развития как франчайзи. Лидером по уровню франчайзинга считаются США, где в примерно 1,5 тыс. франчайзинговых сетей работают около 350 тыс. франчайзи, а годовой оборот этой системы превышает 1,5 трлн долларов. При этом к франчайзинговым относятся более 40% предприятий розничной торговли (прогноз на 2010 г. – 50%). В странах ЕС доля франчайзинга в розничной торговле составляет около 30% (около 4 тыс. франчайзинговых сетей с оборотом более 120 млрд долларов в год) .


Согласно статистическим данным компании «Деловой Базар», в России наблюдается высокий спрос на франшизы среднего ценового сегмента, где объем инвестиций в открытие бизнеса колеблется от 400 000 до 4 500 000 рублей. Сейчас о франчайзинге задумываются большинство владельцев бизнеса. Но не все спешат развиваться по этому пути, страхов связанных с ним предостаточно. При личной беседе менеджеров нашей компании с российскими предпринимателями, мы сформировали четыре типа таких страхов:

  1. Неудачный прошлый опыт российских компаний. Такие компании как фаст-фуд «Крошка-Картошка», сеть косметики «Ол!Гуд», сеть салонов «Персона», бижутерия Purpur, сеть электроники «Техносила» напугали всех полным крахом собственной франчайзинговой системы.
  2. Отсутствие закона, который регулирует отношения между франчайзором и франчайзи.Здесьстрахов предостаточно. Например, будущие партнеры могут помимо товара, который они обязались выкупать у владельца бренда, продавать свой товар, уклоняться от уплаты роялти, а то и вовсе разорвать в одностороннем порядке контракт и работать под своей вывеской, полностью научившись вести этот бизнес. При отсутствии специального закона сложно привлечь к ответственности недобросовестных партнеров.
  3. Менталитет населения. Все сомневающееся предприниматели убеждены, что психология у россиян одна – как бы уклониться от каких-либо обязательств. Обязательства могут быть любые: роялти, обещание продавать только товар франчайзера, строгая отчетность и проч.
  4. Бизнесмены не верят в прибыль подобного мероприятия. Существует миф о том, что зарабатывать они будут в разы меньше, чем потратят сил на контроль франчайзи и на обучающие командировки.

Что касается неудачного опыта крупных сетей, можно сказать следующее. Во-первых, франчайзеры в погоне за наживой открывали представительства в регионах любой ценой. Никакой речи о централизованном контроле франчайзи и быть не могло. Во-вторых, непредусмотрительно ввели такие жесткие условия для своих будущих партнеров, что франчайзи из регионов волей-неволей пришлось утаивать прибыль, чтобы не уйти в долги. Естественно, доверительные отношения на таком «фундаменте» не построишь.


Что касается регулирования законом отношений франчайзи и франчайзера, то в России есть юристы, которые специализируются на составлении договоров коммерческой концессии. Как правило, специалисты на практике знают, как составить такой договор, чтобы при возникновении инцидента можно было бы выиграть дело. Таких специалистов в России не много, но при желании их найти можно.


Если взглянуть на вопрос о менталитете населения, то здесь вопрос скорее не к партнерам франчайзи, а к франчайзеру. Что франчайзер сделал для партнера, что бы он ему платил деньги? Работа под известным брендом и передача опыта, это еще не повод постоянных ежемесячных платежей. Для серьезного развития сети необходимо вкладываться в партнеров, и зачастую франчайзер забывает об этом. Самое успешные в развитии по франчайзингу сети постоянно устраивают обучающие семинары для франчайзи, проводят PR акции на федеральном уровне, следят за успехами партнеров, консультируют, контролируют качество работы.


К сожалению, не у всех компаний, принявших решение адекватный подход к развитию по франчайзингу. Мы недавно столкнулись со случаем, когда некая компания, решила развиваться по франчайзингу без регистрации бренда. Сделав соответствующий запрос в Роспатент, выяснили, что под таким же названием зарегистрирован бренд на предпринимательницу из Новосибирска. «А это далеко», - отмахнулись московские бизнесмены. Через 4 месяца к ним пришло письмо от этой предприимчивой женщины. Перспективы были следующие: либо штраф в размере 5 000 000 рублей либо судебное разбирательство. Незадачливым бизнесменом пришлось в срочном порядке менять вывески на всех магазинах, фирменный стиль.


Приведем еще несколько примеров, с которыми сталкивались менеджеры нашей компании. Компаний, у которых есть полноценный франчайзинговый пакет, – единицы. Как правило, предприниматели верстают бренд-бук (чтобы подешевле) со своим фирменным стилем на пяти страницах и делают минимальную договорную базу. В этом смысле не совсем понятно о какой системе идет речь? Получается оптовая торговля под брендом «франчайзера». Прикрываясь престижем и репутацией компании, так называемым «франчайзерам» удается заключить контракт с региональным деятелем. Через какое-то время новоиспеченный франчайзи чувствует халатность со стороны головного офиса, и сначала перестает выплачивать роялти, потом разрывает договор концессии в одностороннем порядке. И получается, в халатности франчайзора виноват российский менталитет?


Разобравшись с основными страхами, давайте обратим внимание на лучших игроков на франчайзинговом рынке.


Один из таких примеров – компания «Экспедиция» (товары для туризма и отдыха). Результаты говорят сами за себя: у компании всего пять собственных магазинов, а остальные 300 по всей России открыты по франчайзингу! Серьезный результат за четыре франчайзинговых года.


Упомяну о компании «Интерьерная лавка» – мебель и аксессуары в стиле французского прованса. Первый магазин открылся в кризис, в марте 2008 года. Франчайзинг владельцы запустили через три месяца работы. Результат был потрясающим: за 9 месяцев по франчайзингу открыли 13 магазинов в разных уголках России. На данный момент у компании 16 магазинов по франчайзингу.


В качестве положительных примеров на рынке услуг отмечу сети туристических агентств «VKO Клуб» и процедурных кабинетов Invitro.


Если вы решили свой бизнес развивать по франчайзингу, то следует серьезно отнестись к организации франчайзинговой системы.


Во-первых, необходимо прописать франчайзинговый пакет. Это книга, которая состоит из трех частей: бизнес-бук, бренд-бук, юридическая часть. В бизнес-буке прописываются стандарты компании, бизнес-планы для будущих партнеров, есть описание товара или услуг, рекомендации по привлечению клиентов и прочие тонкости бизнеса. Также необходимо продумать систему контроля и способ проверки качества работы будущих партнеров.


Бренд-бук содержит правила по использованию логотипа, образцы рекламной продукции, представлены макеты торговых точек и правила их оформления.


Что касается формирования юридической части, то рекомендуется нанять квалифицированных юристов, которые уже имели дело с франчайзинговой системой, а еще лучше, уже выигрывали судебные иски в судах.


Если действовать по всем правилам, то конечно лучше доверить дело франчайзинговым специалистам, которые на практике знают, как организовать и запустить систему развития. Но есть и сложность: настоящих специалистов в России, которые на практике умеют развивать компании по франчайзингу, очень мало, и стоит их работа очень дорого. Зарплата такого квалифицированного специалиста в месяц – от 5000 евро и выше. Не секрет, что многие компании, пытаясь сэкономить, сами пишут франчайзинговые пакеты, и сами нанимают юристов, которые в теории знают, как составить договор коммерческой концессии. Владельцы бизнеса, знающие как запустить франчайзинг в теории, в результате своей самодеятельности сталкиваются с неразрешимыми трудностями. Таких трудностей предостаточно: новоиспеченные партнеры франчайзи утаивают прибыль, разбавляют товар не брендированной продукцией, разрывают контракт, вполне научившись вести бизнес по технологиям франчайзера.


Причина такого поведения вполне ясна: неграмотные юристы и специалисты-теоретики, ваши собственные ошибки при расчете финансовой модели франчайзинга. Если неправильно составлена юридическая документация, вы не сможете привлечь к ответственности недобросовестного партнера. Судебные разбирательства, потери в роялти выльются в финансовые затраты гораздо большие, чем если бы вы потратились один раз на настоящих экспертов по франчайзингу.


На первоначальном этапе развития по франчайзингу не рекомендуется брать в штат дорогого эксперта,чтобы сократить издержки мудрым решением будет нанять специалистов на аутсорсинге или обратиться в консалтиноговое агенство. На данный момент есть несколько компаний на российском рынке, которые занимаются оказанием подобного рода услугами. Это Beboss, Deloshop, «Buy Вrand», «Деловой базар». Компания Beboss и Deloshop специализируются на продвижении готовых франшиз в Интернете, не оказывая услуг в разработке франчайзинговых пакетов, Buy Brand – известный и единственный в России организатор главной выставки «готового бизнеса», который предоставляет и консалтинговые услуги, включая реальную ценность франшиз, подыскивает зарубежных партнеров, не представленных в РФ. Что касается компании «Деловой базар», то это единственная компания на рынке, которая помогает компаниям развиваться по франчайзингу, основываясь на собственном опыте.


Самое главное, не попасть в руки мошенников. На Российском рынке много «консалтинговых» компаний, которые продают франшизы McDonald’s и Zara. Среди знающих людей ни для кого не секрет, что эти компании не продают свои франшизы. Франшиза Zara-zara, которую предлагают мошенники, – это бутафория, а не дочерняя компания холдинга Zara.


Одна из таких компаний «Империя франчайзинга». Проныры часто меняют названия компании, рекламируют «бутафорские» франшизы на разных сайтах, и всегда берут предоплату. Я общалась с разъяренными предпринимателями, с которых взяли предоплату за формирование франчайзингового пакета, но в результате так ничего не предоставили. Мошенники снимают офисы в центре ( последняя их штаб-квартира базировалась на Арбате), чтобы подтвердить «солидность» компании и вводят в заблуждение доверчивых предпринимателей красноречием и выдуманным клиентским портфолио. Самое главное при выборе консалтинговой компании – требовать отзывы от клиентов, а лучше контакты владельцев, чтобы лично проверить, правду ли говорят компании или нет. Только по результатам проделанной работы и отзывам клиентов можно судить о качестве предоставляемых услуг.


При серьезном подходе к франчайзингу – плюсы очевидны. Один раз вложившись в создание франчайзингового пакета и на первоначальном этапе все просчитав, можно собирать «урожай». Ваша сеть растет, вы не только не тратите ни копейки на нее, но вперед получаете ежемесячные платежи, зарабатываете на вступительном взносе, стоимость вашего бизнеса увеличивается с каждым открытым филиалом, ваш бренд быстро становится узнаваемым в стране. Прибыль от франчайзинговых филиалов в течении очень короткого периода в десятки, а то и в сотни раз превышает основной доход франчайзера.


А самое главное: будьте первыми на этом пути и ничего не бойтесь!



Татьяна СУРАЕВА, эксперт отдела франчайзинга компании «Деловой Базар»   


Екатерина Сойак о новых проектах EMTG и качестве аудитории на BUYBRAND Expo
Новая франшиза паназиатской кухни от «Росинтера»
Наша задача — увеличить долю российских брендов до 75%
Рынок лабораторной диагностики: мнения лидирующих франчайзеров
Hilton на выставке франшиз BUYBRAND Expo 2016



Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Приятно видеть, как российский бизнес выстраивает свой успех и тиражирует его вместе со своими партнерами. В этом и есть суть франчайзинга – придумать и воплотить успешную идею, а затем повторять ее вновь и вновь»

Эндрю Уизерс
управляющий
директор
Southern Fried Chicken

Календарь событий


03:13, 11 декабря 2016г.   Войти / Выйти