Франчайзинг фроду не френд

27.07.2016 8532

Смотреть франшизы в Каталоге

Михаил Мукин, Мария Свирская, 

авторы BUYBRAND Inform

Что такое фрод и с чем его едят?

Фрод (от англ. fraud – мошенничество) – термин хорошо известный в мире информационных технологий.  Фрод в сфере франшиз – тоже далеко не новое явление.


С появления в мире первой франшизы (США, 1851 год) и до первого всплеска активности американского фрода прошло добрых 100 лет. В 60-70-х годах прошлого века в Соединенных Штатах мошенничество с франшизами приняло массовый характер, что привело к принятию в 1979 году Федеральной комиссией по торговле США единого регулирующего документа о правилах раскрытия информации для всех франчайзеров, предлагающих рынку свои концепции (Franchise Offering Circular (UFOC)).

Так в чем же собственно состоит мошенничество, и почему с ним приходится бороться законодательно на государственном уровне?

Что делает лже-франчайзер или мошенник в отличие от франчайзера добросовестного?

Итак, лже-франчайзер:

- создает ложное представление у потенциального франчайзи о своем финансовом положении, формируя иллюзию успешности, стабильности и продолжительной перспективы нахождения на рынке;

- недостоверно предоставляет финансово-экономические данные, такие как: доходность, срок окупаемости, объем требуемых инвестиций, количество заключаемых и расторгаемых договоров и т.п.;

- намеренно включает в договор условия, препятствующие в будущем его расторжению или ведущие к необоснованным финансовым потерям франчайзи и/или не включает часть прямых обязанностей франчайзера;

- умалчивает сведения о факторах, существенно влияющих на деятельность и доходность – необходимые сложные согласования/разрешения, разные, например, медицинские, противопоказания и т.п.;

- предлагает продукт до полной схожести скопированный с уже имеющегося на рынке, продает права на использование товарных марок и другой интеллектуальной собственности без необходимых на то разрешений.

Целями фрода являются:

- факт заключения договора с франчайзи и как следствие дальнейшая популяризация своего продукта;

- получение денежных взносов за некачественно оказываемую услугу.

Франчайзер для потенциального франчайзи является основным источником информации для принятия решения о покупке франшизы и одновременно становится контрагентом в сделке. Поэтому, если операционные данные изначально неверны, то и предлагаемая сделка по содержанию фальшива.

Для наглядности сравним франчайзинговый фрод  с уличными наперсточниками. Последние  шумихой возбуждают интерес прохожих к происходящему, и каждый подходящий поинтересоваться событием, одним своим присутствием, невольно становится участником действа, а создаваемый ажиотаж привлекает последующих интересантов. Далее потенциальному игроку демонстрируется заведомо обманное событие с подставным участником. И в качестве кульминации продается несостоятельная возможность выигрыша/заработка. И все это, что характерно, построено на иллюзии свободного и самостоятельного принятия решений обманываемым игроком.

Почему еще так живуч фрод во всех своих проявлениях? Потому что его атака направлена в бОльшей мере на человека, психологию покупателя, а значит, никакая угроза не сравнится с фрод-рисками по разнообразию, изобретательности и быстроте адаптации к предпринимаемым контрмерам.

Для полноты картины расскажу о вариациях франчайзингово фрода на этапе работы франчайзи с уже купленной франшизой:

- завышение стоимости продаваемой услуги или товара, в сравнении с конкурирующими, при заведомо более низком качестве. Казалось бы, это обычная свободная конкуренция, но при взгляде с позиции франчайзи, связанного с франчайзером жесткими обязательствами - это означает  убытки не по своей вине, а также невозможность своевременного возврата инвестиций, а порой и продолжения работы по франшизе;

- невыполнение франчайзером взятых на себя обязательств, например: не предоставление в должном объеме и качестве сырья, ингредиентов и расходных материалов, несвоевременное обслуживание и ремонт проданного оборудования, компрометация бренда. Все это ведет к имиджевым и материальным потерям франчайзи и может расцениваться как простая нерадивость контрагента, если только не является результатом заранее планируемых действий. Разновидностью того же является банальный уход франчайзера с рынка в промежуток времени, меньший предварительно заявленного;

- после прекращения действия договора с соблюдением двусторонних условий, предъявление материальных претензий (штрафов, пенни и т.п.) основанных на отсутствии в момент расторжения договора каких-либо документов, предварительно не оговорённых или вновь появившихся условий.

Бороться и искать, найти и не сдаваться

Теперь самое время поговорить о том, как же противодействовать франчайзинговому фроду. В Америке – стране с наиболее долгой историей франчайзинга, наибольшим количеством действующих франшиз, – борются с ним, совершенствуя законы и требуя их исполнения. В 2007 году в США была принята новая редакция франчайзинговых правил (FTC), включающая порядок раскрытия франчайзинговых документов (FDD). Этот порядок содержит обязательство франчайзера предоставить своему потенциальному франчайзи (минимум за две недели до заключения договора) достоверные контакты ныне действующих и прекративших деятельность партнеров; точные данные о том, какую часть инвестиций необходимо будет потратить безвозвратно, а что в случае расторжения договора подлежит возврату или частичной компенсации; сможет ли франчайзи передать или продать права по франшизе третьим лицам. FDDобязывает познакомить с правдивой статистикой в разных разрезах, с числом прекращений франчайзинговых договоров и передачи прав, с полной финансовой отчетностью франчайзера  и т.д.  Таким образом,  защищаются интересы франчайзи. Но не забыты и франчайзеры – презумпция невиновности в действии. Американский франчайзер не обязан раскрывать запрашиваемые данные каждому желающему, а условия изучения и обработки полученной информации строго лимитированы по формату и времени. Более того, франчайзи обычно связываются соглашением о неразглашении коммерческой информации, то есть не могут по-своему или чужому желанию рассказать о своих успехах и неудачах. В результате имеем неоднозначный документ, с одной стороны, защищающий от афер, а с другой стороны, препятствующий распространению информации о уже имеющем место негативе. Как бы там ни было, но на сегодня это наиболее цивилизованный способ защиты от мошенничества с франшизами.

Возможно, создается ложное впечатление, что все выше сказанное относится к далеким Американским Штатам, и бои идут на чужих заокеанских фронтах. Отнюдь. Границы и расстояния для аферистов – не преграда, да и никакими талантами наше население не обделено. Российский рынок значительно меньше американского, и фрод встречается на нем реже и в менее агрессивных и разрушительных формах, но для жертвы мошенников это слабое утешение.

Что делать отечественным предпринимателям в отсутствии законодательных норм и устоявшихся правил. В первую очередь полагаться на здравый смысл и не пренебрегать простейшими навыками администрирования операционных рисков. В остальном, как всегда, все будет зависеть от знаний и опыта задействованных специалистов.

На какие признаки следует обращать внимание, где и как искать информацию, каким образом анализировать франшизу, прежде чем купить, читайте в нашей следующей статье «Франчайзинговый фрод «по-русски»: атака клонов», и в последующих материалах на BUYBRAND.RU.



СТРОИТЕЛЬНАЯ ФРАНШИЗА "Ависта Модуль Инжиниринг"
Основатель франшизы кофеен "Правда кофе" в видеоблоге Екатерины Сойак
7 советов начинающим франчайзи
«Когда есть мечта, то как-то везет».
Приключения американца с франшизой в России



Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Чтобы стать нашим франчайзи, надо пройти семь кругов ада. Но только так можно определить, что ему действительно это надо: владелец пароходов, который повелся на моду, вряд ли будет готов работать поваром на кухне»
Иван Зайченко
Основатель сети
«Сушкоф»

Календарь событий


00:43, 16 декабря 2018г.   Войти / Выйти