Куда хотят международные бренды?

Ставка на небольшие города
21.11.2016 9522

Смотреть франшизы в Каталоге

Исследование компании МАГАЗИН МАГАЗИНОВ выявило снижение в последние 2 года интереса международных ритейлеров к российским городам-миллионникам. Глобальные сети все больше интересуются городами с населением 300К-500К. Это говорит о том, что бренды все чаще начинают рассматривать для себя возможность выхода на российский рынок в небольших городах. 


Прирост количества магазинов международных брендов по группам городов в 2015/16*:

*В период с 1 июля 2015 по 30 июня 2016 года

 

Распределение общего количества магазинов международных брендов в городах не изменилось, % от общего количества функционирующих магазинов:


Активность девелоперов в 2015/16 растет в городах-миллионниках и в городах кластера 300-500 тыс. человек, % от совокупного объема нового предложения в качественных ТЦ:


Можно заметить, что распределение магазинов по группам городов практически не изменилось несмотря на то, что ритейлеры стали менее активны в городах-миллионниках. Это может происходить в том случае, если наблюдаемые колебания в количестве магазинов незначительны по сравнению с общим количеством торговых точек. Поэтому делать вывод о том, что потенциал крупных городов исчерпан, и торговые операторы уходят в более мелкие города, преждевременно.

В Санкт-Петербурге и городах-миллионниках закрытий магазинов было больше, чем открытий

Отрицательный прирост в Санкт-Петербурге связан главным образом со снижением ввода новых площадей в городе до уровня 1% от общероссийского ввода. Что касается городов-миллионников, то уже второй период подряд наблюдается спад интереса к ним. Причина – насыщение крупных городов магазинами. Многие арендаторы закрыли свои торговые точки, например, в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Уфе, Перми и Самаре. В результате ТЦ, которые начали строиться в конце 2014 – начале 2015 года, вводятся с меньшей наполняемостью. Однако девелоперы ожидают улучшение ситуации в связи с эффектом отложенного спроса и постепенной стабилизацией экономической ситуации.

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ГОРОДОВ С НАСЕЛЕНИЕМ 300-500 ТЫС. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ РИТЕЙЛЕРОВ РАСТЕТ

Второй год подряд по приросту количества магазинов международных брендов группу городов 300К-500К обгоняет лишь Москва. Основным фактором является низкая конкуренция: единственный ТЦ в небольшом городе может приносить выручку высококонкурентного ТЦ в городе-миллионнике. Если говорить точнее, то один ТЦ в городе с населением 300 тыс. человек получает в среднем такой же трафик, как среднестатистический ТЦ Санкт-Петербурга или Екатеринбурга с GLA в 50-60 тыс. кв.  М, то есть порядка 30 тыс. человек в день. Конечно, покупательская способность в небольших городах ниже, но в них открываются бренды масс-маркета, рассчитанные как раз именно на такую покупательскую способность.

Количество открытых магазинов международных брендов в небольших городах будет зависеть от ввода торговых площадей в них

Скорее всего, новые бренды будут открываться именно в ТЦ, а в не в стрит-ритейл. Это связано с тем, что на данный момент уличный формат для международных брендов недостаточно развит в небольших городах.

САМЫЕ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ: СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГА

Распределение всех открытых точек международных брендов по федеральным округам*:


*без учета Москвы и Санкт-Петербурга; данные по городам Крымского федерального округа не включены в настоящую статистику

В СКФО и ДФО наблюдается положительная динамика

Прирост магазинов в городах Северного Кавказа и Дальнего Востока обусловлен, скорее всего, тем, что ряд брендов появился в этих регионах  согласно собственной программе экспансии.

Если международный бренд впервые выходит на российский рынок, то он, в первую очередь, рассматривает Москву для открытия первой торговой точки. Если же бренды уже присутствуют в столице, то тогда у каждого из них свой план по развитию в регионах России, тем не менее можно выделить несколько городов, которые ритейлеры выбирают чаще всего: Казань, Сочи, Краснодар, затем Екатеринбург, Новосибирск, и только потом Владивосток из-за сложностей в логистике и удаленном управлении.

Перспективы СКФО и ДФО

Северо-Кавказский и Дальневосточный федеральный округа – очень востребованные регионы, поскольку они не насыщены торговыми площадями, а также характеризуются низким присутствием международных брендов. Однако несмотря на то, что эти факторы должны привлекать девелоперов, в них не вводятся ТЦ. На Дальнем Востоке основным препятствием для строительства ТЦ является проблема с логистикой: это самый дальний регион страны. Отсюда вытекает еще одна сложность - контроль за операционной деятельностью магазинов из Москвы. По этим причинам сети если и открывают магазины в этих регионах, то через партнеров. На Кавказе присутствуют определенные административные риски и отсутствие видимой поддержки ритейлеров.

Восток Москвы – еще одно перспективное направление для девелоперов и ритейлеров

ВАО – самый низкообеспеченный торговыми площадями округ Москвы. В нем имеются  низкоконкурентные участки, привлекательные для развития крупных и знаковых проектов.

В целом, в Москве уровень обеспеченности торговыми площадями стабильно растет в течение последних 10 лет. По результатам первого полугодия, Москва занимает 4-е место по обеспеченности торговыми площадями на душу населения (437 кв. м/тыс. жителей). Однако, если все заявленные объекты будут введены в срок, то расстановка сил к концу года изменится. На первом месте останется Краснодар, на второе место выйдет Самара за счет ввода ТЦ Good’Ok c GLA = 115 000 кв. м (536 кв. м/тыс. жителей). Далее последуют Екатеринбург (499 кв. м/тыс. жителей) и Москва (475 кв. м/тыс. жителей), которая сохранит свое 4-е место в рейтинге.

Лидеры по обеспеченности торговыми площадями среди городов России, кв. м/тыс. чел.


6 РЕГИОНАЛЬНЫХ ГОРОДОВ-ЛИДЕРОВ ПО ПРИРОСТУ КОЛИЧЕСТВА МАГАЗИНОВ ИНОСТРАННЫХ БРЕНДОВ ЗА ГОД

Брянск, Тула и Орел являются так называемыми «точками роста» для ЦФО, а Челябинск – для УФО. Однако ввиду отрицательного прироста в большинстве остальных городов этих округов, в УФО и ЦФО общее количество торговых точек не увеличивается. 

В двух городах-лидерах были введены новые ТЦ во втором полугодии 2015 года («Алмаз» в Челябинске, «Макси» в Туле), что способствовало росту количества магазинов. В Брянске бренды активно открывали магазины в ТРЦ «Аэро Парк».

Кроме того, среди лидеров оказались Мурманск и Махачкала. Интерес международных ритейлеров к рынку Махачкалы связан с улучшением экономической ситуации и повышением безопасности на Кавказе в целом. Оборот розничной торговли в этом регионе вырос за последние 10 лет в 6 раз и составил более 1,5 трлн. руб. Для сравнения, в других регионах торговый оборот вырос в 3-4 раза за прошедшее десятилетие. Ввиду нехватки качественных ТЦ в Махачкале, международные торговые операторы о ткрываются в стрит-ритейле. Появляются магазины и в Мурманске, где толчок к развитию дал перенос логистики из Прибалтики.


*Данные по городам Крымского федерального округа не включены в настоящую статистику

РЕЙТИНГ ПРИСУТСТВИЯ БРЕНДОВ В ГОРОДАХ С НАСЕЛЕНИЕМ 500 К – 1 МЛН. ЧЕЛОВЕК ПО ОБЩЕМУ КОЛИЧЕСТВУ МЕЖДУНАРОДНЫХ БРЕНДОВ В РОССИИ

Выводы: Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург – традиционные лидеры по уровню присутствия международных брендов. Их позиции остаются неизменными на протяжении 6 лет. В свою очередь, лидерами по улучшению позиций стали Уфа (+6) и Тюмень (+6). 

РЕЙТИНГ ПРИСУТСТВИЯ БРЕНДОВ В ГОРОДАХ С НАСЕЛЕНИЕМ 300– 500 ТЫС. ЧЕЛОВЕК ПО ОБЩЕМУ КОЛИЧЕСТВУ МЕЖДУНАРОДНЫХ БРЕНДОВ В РОССИИ

 

Выводы: уже несколько лет вектор девелоперской активности, а, следовательно, активности международного ритейла смещается в города с  населением 300-500 тысяч человек. Максимальные улучшения в рейтинге наблюдаются в 2 городах - Брянске (+11) и Мурманске (+8).  

                    



2-я серия 3-го сезона проекта «ФРАНШИЗА В ХОРОШИЕ РУКИ». Красивое соревнование за СОВЕТСКИЕ АПТЕКИ
«Франшиза в хорошие руки» выпуск 1, 3-го сезона, франшиза MYBOX
Бенжамин Саймон о российском рынке, последних изменениях в компани
Франшиза «33 Пингвина» открывает Китай и другие страны
Arena Space идет на Запад
Когда пиццу начнут доставлять роботы?



BUYBRAND EXPO 2018

Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Чтобы стать нашим франчайзи, надо пройти семь кругов ада. Но только так можно определить, что ему действительно это надо: владелец пароходов, который повелся на моду, вряд ли будет готов работать поваром на кухне»
Иван Зайченко
Основатель сети
«Сушкоф»

Календарь событий


04:54, 17 июля 2018г.   Войти / Выйти