Нешуточная пятница: два форума в одном обзоре

17.06.2011 1667

Смотреть франшизы в Каталоге

Пятница – время обзирать и делать выводы. Для начала откажемся на время от юмора и закончим важную для партнёрского бизнеса тему – форум «Франчайзинг в России: тиражирование успешной бизнес-модели», организованный АиФ ещё на прошлой неделе. Я обещал рассказать о форумном круглом столе «Кредитование МСБ. Франчайзеры и банки». Рассказываю в лицах.


Круглый стол вела Екатерина Сойак, гендиректор компании E.M.T.G. Первым выступил директор департамента продаж малого бизнеса Транскапиталбанка Николай Пилецкий. Поскольку именно этот банк выступил спонсором Форума, можно отметить его особый интерес к франчайзингу. Как сказал г-н Пилецкий, «для нас не существует плохих клиентов, плохих заёмщиков». Это здорово для старт-апов, но, между прочим, именно с такой позиции стартовал мировой финансовый кризис. Кредиты давались всем и каждому без разбора, накопились гигантские невозвраты, мир погряз в токсичных долгах, которые фактически пришлось выкупать государствам за счёт налогоплательщиков.


Как бы там ни было, банком разработан спецпродукт под старт-апы, что, безусловно, интересно и для участников франчайзинговых отношений. По его условиям, до 5 млн руб. можно получить на 84 месяца. Но и с франшизой в руках новички подвергаются стандартной для всех процедуре проверки. Директор департамента упомянул о возможности договориться с Российской ассоциацией франчайзинга об изменении этой практики, но так, чтобы совместными усилиями достоверно определять кредитоспособность клиента.


Есть ещё беззалоговая вип-опция для тех, кто уже кредитовался в Транскапиталбанке. Речь идёт о кредите до 1,5 млн руб. без обеспечения на срок до 24 месяцев.


Екатерина Сойак заметила, что 20-процентная кредитная ставка да ещё на фоне франшизных расходов – неподъёмная ноша для франчайзи. Она предложила вместе разрабатывать новую идеологию продукта под франчайзи.


С презентацией совершенно нестандартного для российского франчайзинга финансового решения выступил старший вице-президент «Пробизнесбанка» Андрей Литвинов, курирующий направление брендинга. Выступал он от имени финансовой группы «Лайф», объединяющей сразу семь самостоятельных банков, ряд компаний и фондов, инвестирующих в том числе и во франчайзинговые проекты. Если вкратце, схема такова: вместо кредитования создаётся совместная компания с инвестированием группой «Лайф» до 80% необходимых средств. По словам Андрея Литвинова, решение о таком партнёрстве принимается всего за два-три дня с момента представления франчайзи требуемых документов и встречи с ним и его франчайзером. При этом бизнес-план от партнера не требуется, поскольку действует отработанная группой модель.


Всё это в полной мере распространяется на начинающих предпринимателей, если они готовы соблюдать стандарты франчайзера. Есть два принципиальных условия. Первое – обладание стартовым капиталом не менее 20% от суммы первоначальных инвестиций. Второе – постепенное снижение доли группы за счёт регулярных платежей с момент открытия точки и вплоть до полного выкупа доли инвестора за два-три года. Этот период может быть пролонгирован при неблагоприятном развитии бизнеса. Что касается его операционного управления, то оно осуществляется партнёром-франчайзи. Именно на таких принципах финансировался известный в нашем сообществе «Тонус-клуб». Как отметил Андрей Литвинов, типовым договором предусматривается, что в особых случаях «очень плохого управления партнёрской точкой группа «Лайф» имеет право полностью забрать объект себе».


Я пока не готов комментировать предложение финансовой группы «Лайф», объединившейся вокруг «Пробизнесбанка». Наверное, проведу отдельную беседу с его старшим вице-президентом, присмотрюсь к уже имеющейся практике и доложу читателям свои умозаключения.


Далее выступил Алексей Ермолаев, исполнительный директор Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы (ФСКМБМ – попробуйте быстро произнести, не бойтесь, у вас рано или поздно получится), который курируют правительство Москвы и Минэкономразвития.


Моя справка: ФСКМБМ учрежден правительством Москвы (в лице Департамента поддержки и развития малого предпринимательства) в 2006 году с целью развития системы гарантирования кредитов и займов для малого и среднего бизнеса Москвы. В настоящее время его активы составляют 5 млрд руб.


Основная деятельность заключается в предоставлении поручительств по обязательствам (кредитам, займам, лизинговым операциям и т. п.) субъектов МСБ перед кредиторами; в предоставлении услуг финансового посредничества.


Правительство Москвы включило Фонд в перечень организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства для выполнения Комплексной целевой программы развития и поддержки малого бизнеса в Москве на 2007–2009 годы.


Председатель попечительского совета Фонда – Илкка Салонен, зампред правления Сбербанка, курирующий международный блок. Как сказал о нем Герман Греф, «в России два известных финна — (актер) Вилли Хаапасало и (банкир) Илкка Салонен». В отличие от многих других иностранцев, Илкка прекрасно изъясняется на русском, принимает российскую ментальность в т. ч. в бизнесе.


Исполнительный директор Фонда – Ермолаев Алексей Михайлович. Его карьера развивалась по линии военной юстиции, а с 2000 по 2006 годы была связана со страховыми компаниями.


По словам г-на Ермолаева, помимо поручительств (каждое не более 30 млн рублей, ставка – 1,75% годовых от суммы поручительства) ФСКМБМ предоставляет гранты, субсидии, микрозаймы.


При этом нет никаких ограничений по секторам франчайзингового бизнеса – финансовое содействие в полной мере распространяется и на торговые предприятия. В первом квартале текущего года Фонд предоставил 149 поручительств на общую сумму 881,4 млн рублей, что позволило привлечь кредиты для МСБ в размере 2,02 млрд рублей (таким образом, по словам исполнительного директора, решается проблема доведения объема кредитования до нужных франчайзи размеров). А за весь период деятельности (точнее с марта 2006 года по конец марта с. г.) Фондом предоставлено 3 994 поручительства объемом 15 млрд рублей. Под них привлечены кредиты почти на 32 млрд рублей. «Невозврат по портфелю у нас всего 6%, – с гордостью подчеркнул исполнительный директор. – Если дела у заёмщика идут плохо, даём рассрочку и никогда не ломаем бизнес».


Как сообщил Алексей Ермолаев, участниками программы Фонда являются 35 банков (не считая плотного сотрудничества с Российским банком развития). Банки-участники отбираются очень строго. Что касается самих банковских ставок, то, по его словам, всё зависит от цены денежного ресурса, а она самая низкая у банков с преимущественно госучастием – Сбербанка и ВТБ24. Соответственно и средние кредитные ставки у них – примерно 9%. В обычных коммерческих банках ставки – более 20%, но кредит можно получить быстро. Да, в Сбере и ВТБ24 вас основательно помурыжат, но оно, наверное, того стоит, особенно если заручиться поддержкой ФСКМБМ. Кстати, в этом случае не менее 30% обеспечения должен предоставить сам заёмщик, остальное – Фонд. Таким образом, риски раскладываются на банк, фонд и заёмщика. Многие предприниматели, осознав выгоду работы с Фондом, обращаются в него не один раз.


На уходящей неделе франчайзинг удостоился чести стать одной из тем первого дня Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ – для краткости). Правда, сама тема дискуссии сформулирована достаточно чудно: «Франчайзинг: национальный приоритет в глобальном контексте». Что сие значит – осталось тайной креативщиков и организаторов Форума, но звучит во всяком случае гордо и умно. Поскольку особых откликов и изложений выступлений пока нет, мне нечего более сказать о франчайзинге глазами участников ПМЭФ.


Всё, друзья! Прощаюсь до следующей пятницы.



Ерлан ЖУРАБАЕВ  


Наша задача — увеличить долю российских брендов до 75%
Рынок лабораторной диагностики: мнения лидирующих франчайзеров
Hilton на выставке франшиз BUYBRAND Expo 2016
«По своим правилам» Выпуск 4. ООО "АЛЕРИ ТЕХНО"



Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Приятно видеть, как российский бизнес выстраивает свой успех и тиражирует его вместе со своими партнерами. В этом и есть суть франчайзинга – придумать и воплотить успешную идею, а затем повторять ее вновь и вновь»

Эндрю Уизерс
управляющий
директор
Southern Fried Chicken

Календарь событий


21:08, 08 декабря 2016г.   Войти / Выйти