Нешуточная пятница: два форума в одном обзоре

17.06.2011 1714

Смотреть франшизы в Каталоге

Пятница – время обзирать и делать выводы. Для начала откажемся на время от юмора и закончим важную для партнёрского бизнеса тему – форум «Франчайзинг в России: тиражирование успешной бизнес-модели», организованный АиФ ещё на прошлой неделе. Я обещал рассказать о форумном круглом столе «Кредитование МСБ. Франчайзеры и банки». Рассказываю в лицах.


Круглый стол вела Екатерина Сойак, гендиректор компании E.M.T.G. Первым выступил директор департамента продаж малого бизнеса Транскапиталбанка Николай Пилецкий. Поскольку именно этот банк выступил спонсором Форума, можно отметить его особый интерес к франчайзингу. Как сказал г-н Пилецкий, «для нас не существует плохих клиентов, плохих заёмщиков». Это здорово для старт-апов, но, между прочим, именно с такой позиции стартовал мировой финансовый кризис. Кредиты давались всем и каждому без разбора, накопились гигантские невозвраты, мир погряз в токсичных долгах, которые фактически пришлось выкупать государствам за счёт налогоплательщиков.


Как бы там ни было, банком разработан спецпродукт под старт-апы, что, безусловно, интересно и для участников франчайзинговых отношений. По его условиям, до 5 млн руб. можно получить на 84 месяца. Но и с франшизой в руках новички подвергаются стандартной для всех процедуре проверки. Директор департамента упомянул о возможности договориться с Российской ассоциацией франчайзинга об изменении этой практики, но так, чтобы совместными усилиями достоверно определять кредитоспособность клиента.


Есть ещё беззалоговая вип-опция для тех, кто уже кредитовался в Транскапиталбанке. Речь идёт о кредите до 1,5 млн руб. без обеспечения на срок до 24 месяцев.


Екатерина Сойак заметила, что 20-процентная кредитная ставка да ещё на фоне франшизных расходов – неподъёмная ноша для франчайзи. Она предложила вместе разрабатывать новую идеологию продукта под франчайзи.


С презентацией совершенно нестандартного для российского франчайзинга финансового решения выступил старший вице-президент «Пробизнесбанка» Андрей Литвинов, курирующий направление брендинга. Выступал он от имени финансовой группы «Лайф», объединяющей сразу семь самостоятельных банков, ряд компаний и фондов, инвестирующих в том числе и во франчайзинговые проекты. Если вкратце, схема такова: вместо кредитования создаётся совместная компания с инвестированием группой «Лайф» до 80% необходимых средств. По словам Андрея Литвинова, решение о таком партнёрстве принимается всего за два-три дня с момента представления франчайзи требуемых документов и встречи с ним и его франчайзером. При этом бизнес-план от партнера не требуется, поскольку действует отработанная группой модель.


Всё это в полной мере распространяется на начинающих предпринимателей, если они готовы соблюдать стандарты франчайзера. Есть два принципиальных условия. Первое – обладание стартовым капиталом не менее 20% от суммы первоначальных инвестиций. Второе – постепенное снижение доли группы за счёт регулярных платежей с момент открытия точки и вплоть до полного выкупа доли инвестора за два-три года. Этот период может быть пролонгирован при неблагоприятном развитии бизнеса. Что касается его операционного управления, то оно осуществляется партнёром-франчайзи. Именно на таких принципах финансировался известный в нашем сообществе «Тонус-клуб». Как отметил Андрей Литвинов, типовым договором предусматривается, что в особых случаях «очень плохого управления партнёрской точкой группа «Лайф» имеет право полностью забрать объект себе».


Я пока не готов комментировать предложение финансовой группы «Лайф», объединившейся вокруг «Пробизнесбанка». Наверное, проведу отдельную беседу с его старшим вице-президентом, присмотрюсь к уже имеющейся практике и доложу читателям свои умозаключения.


Далее выступил Алексей Ермолаев, исполнительный директор Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы (ФСКМБМ – попробуйте быстро произнести, не бойтесь, у вас рано или поздно получится), который курируют правительство Москвы и Минэкономразвития.


Моя справка: ФСКМБМ учрежден правительством Москвы (в лице Департамента поддержки и развития малого предпринимательства) в 2006 году с целью развития системы гарантирования кредитов и займов для малого и среднего бизнеса Москвы. В настоящее время его активы составляют 5 млрд руб.


Основная деятельность заключается в предоставлении поручительств по обязательствам (кредитам, займам, лизинговым операциям и т. п.) субъектов МСБ перед кредиторами; в предоставлении услуг финансового посредничества.


Правительство Москвы включило Фонд в перечень организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства для выполнения Комплексной целевой программы развития и поддержки малого бизнеса в Москве на 2007–2009 годы.


Председатель попечительского совета Фонда – Илкка Салонен, зампред правления Сбербанка, курирующий международный блок. Как сказал о нем Герман Греф, «в России два известных финна — (актер) Вилли Хаапасало и (банкир) Илкка Салонен». В отличие от многих других иностранцев, Илкка прекрасно изъясняется на русском, принимает российскую ментальность в т. ч. в бизнесе.


Исполнительный директор Фонда – Ермолаев Алексей Михайлович. Его карьера развивалась по линии военной юстиции, а с 2000 по 2006 годы была связана со страховыми компаниями.


По словам г-на Ермолаева, помимо поручительств (каждое не более 30 млн рублей, ставка – 1,75% годовых от суммы поручительства) ФСКМБМ предоставляет гранты, субсидии, микрозаймы.


При этом нет никаких ограничений по секторам франчайзингового бизнеса – финансовое содействие в полной мере распространяется и на торговые предприятия. В первом квартале текущего года Фонд предоставил 149 поручительств на общую сумму 881,4 млн рублей, что позволило привлечь кредиты для МСБ в размере 2,02 млрд рублей (таким образом, по словам исполнительного директора, решается проблема доведения объема кредитования до нужных франчайзи размеров). А за весь период деятельности (точнее с марта 2006 года по конец марта с. г.) Фондом предоставлено 3 994 поручительства объемом 15 млрд рублей. Под них привлечены кредиты почти на 32 млрд рублей. «Невозврат по портфелю у нас всего 6%, – с гордостью подчеркнул исполнительный директор. – Если дела у заёмщика идут плохо, даём рассрочку и никогда не ломаем бизнес».


Как сообщил Алексей Ермолаев, участниками программы Фонда являются 35 банков (не считая плотного сотрудничества с Российским банком развития). Банки-участники отбираются очень строго. Что касается самих банковских ставок, то, по его словам, всё зависит от цены денежного ресурса, а она самая низкая у банков с преимущественно госучастием – Сбербанка и ВТБ24. Соответственно и средние кредитные ставки у них – примерно 9%. В обычных коммерческих банках ставки – более 20%, но кредит можно получить быстро. Да, в Сбере и ВТБ24 вас основательно помурыжат, но оно, наверное, того стоит, особенно если заручиться поддержкой ФСКМБМ. Кстати, в этом случае не менее 30% обеспечения должен предоставить сам заёмщик, остальное – Фонд. Таким образом, риски раскладываются на банк, фонд и заёмщика. Многие предприниматели, осознав выгоду работы с Фондом, обращаются в него не один раз.


На уходящей неделе франчайзинг удостоился чести стать одной из тем первого дня Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ – для краткости). Правда, сама тема дискуссии сформулирована достаточно чудно: «Франчайзинг: национальный приоритет в глобальном контексте». Что сие значит – осталось тайной креативщиков и организаторов Форума, но звучит во всяком случае гордо и умно. Поскольку особых откликов и изложений выступлений пока нет, мне нечего более сказать о франчайзинге глазами участников ПМЭФ.


Всё, друзья! Прощаюсь до следующей пятницы.



Ерлан ЖУРАБАЕВ  


Как развивается региональный бренд на российском и международных рынках
Тимур Ланский вывел на рынок мультиформатный бренд FOОDBAZAR
Екатерина Сойак о новых проектах EMTG и качестве аудитории на BUYBRAND Expo
Новая франшиза паназиатской кухни от «Росинтера»
Наша задача — увеличить долю российских брендов до 75%
Рынок лабораторной диагностики: мнения лидирующих франчайзеров
Hilton на выставке франшиз BUYBRAND Expo 2016



Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«У меня ощущение, что в телеком-ритейле через два года 80% всех магазинов будут работать по франшизе - а это около 10 тысяч точек»

А. Смолин
директор по развитию
франчайзинга
ПАО «Вымпелком»

Календарь событий


23:08, 18 января 2017г.   Войти / Выйти