Недостатки франчайзинга

01.03.2011 649

Смотреть франшизы в Каталоге

У каждого из партнеров – свой набор подводных камней 

Ерлан ЖУРАБАЕВ 

Рассматривая данную тему, будем иметь в виду, что франчайзинг в России это не столько бизнес на тиражировании успешной системы ведения дел, сколько методика вхождения бренда на рынок или расширения его присутствия. За границей франчайзинг изначально рассматривался и как форма взаимодействия и поддержки партнёров центральным офисом, а также друг другом через объединения в ассоциации франчайзи той или иной системы. Этот принцип до сих пор успешно работает в Америке, многих странах Европы.

В России франчайзинговые точки чаще вынуждены обходится собственными силами при преодолении препятствий, хотя, конечно, далеко не всегда. Но, как это ни прискорбно, распространена и такая практика, когда головная структура не только не поддерживает франчайзи, но при в возникновении объективных проблем или просто смене стратегии может «забить» франчайзинговую точку через открытие собственных по соседству.

О преимуществах франчайзинга написано гораздо больше, чем о недостатках. Между тем их нельзя игнорировать, если не хочешь, чтобы успех игнорировал тебя. Недостатки воздействуют на обе стороны партнерского бизнеса и у каждой – свой набор подводных камней. Однако малым предпринимателям в роли франчайзи будет полезно представлять себе недостатки по обе стороны партнерства. 

Недостатки для франчайзера  

1. Очень нелегко прекратить отношения с франчайзи-нарушителем системы. Дело в том, что франчайзинговые договоры, отвечающие требованиям действующего законодательства в этой области, имеют ряд положений, защищающих франчайзи, в том числе и недобросовестных.

2. Франчайзи, как известно, остаются юридически независимыми владельцами бизнеса. Поэтому при отсутствии взаимопонимания легко могут возникать трудности при контроле сделок или бухгалтерской статистики франчайзи. Поэтому процентные отчисления от продаж могут занижаться. Отсюда – недоплаты и опоздания с установленными взносами.

3. В случае плохой работы франчайзинговая точка бросает тень на всю франчайзинговую систему  с точки зрения конечного потребителя.

4. Франчайзинговые системы включают в себя стандарты, являющиеся интеллектуальной собственностью правообладателя представляющие собой коммерческую тайну. Ведь они –выверенный годами путь к успеху. Между тем франчайзи обычно получает углублённый доступ к коммерческим секретам, в том числе через обучение по программе франчайзера.

5. Успешные франчайзи сталкиваются с искушением выйти из системы, полагая, что могут действовать и самостоятельно, чуть изменив концепцию и сохраняя, таким образом всю выручку. Замечу, что правообладателю, в том числе и по этой причине не стоит задирать размеры отчислений.

Исходя из всего вышеперечисленного, опытные франчайзеры очень тщательно отбирают потенциальных франчайзи. В идеале франчайзер должен проинтервьюировать каждого кандидата и, если тот вольётся в систему, вести постоянный мониторинг состояния дел каждого партнёра. Плотные контакты с франчайзи, а вовсе не громкий бренд – основа  прочности системы.

Недостатки для франчайзи  

1. Франчайзи должен соблюдать все правила франчайзинговой системы, даже если на практике выяснится, что они однозначно ущемляют его интересы. Франчайзи не могут поменять систему. Теоретически они могут объединиться в ассоциацию франчайзи и выйти на правообладателя с консолидированным мнением. Но учитывая разбросанность точек, нежелание тратить время и энергию на дела с непредсказуемым результатом, такое в России практически не встречается.  

2. Ограничение инициативы и креативности франчайзи даже в мелочах. В приложениях к франчайзинговому договору часто содержится целый свод правил, которым  должен следовать франчайзи. Они касаются ежедневных операций, оформления регламентации использования товарного знака, ограничения рабочего времени и, конечно, ассортимента. В туркомпаниях зачастую регламентируется даже скорость интернета, используемого в офисе или тип плазменной панели.

3. На практике вполне возможно отсутствие со стороны франчайзера действенной (обещанной) поддержки. Между тем поддержка франчайзера является важнейшим аспектом во франчайзинговых отношениях. Кому нужен франчайзер, игнорирующий проблемы франчайзи? Уровень поддержки должен быть прописан в документах, до того, как начнет действовать контракт. Присматривающимся к конкретной франшизе нужно обязательно встретиться с уже действующими франчайзи, чтобы понять, выполняет ли старший партнёр свои обещания перед младшими.



Екатерина Сойак о новых проектах EMTG и качестве аудитории на BUYBRAND Expo
Новая франшиза паназиатской кухни от «Росинтера»
Наша задача — увеличить долю российских брендов до 75%
Рынок лабораторной диагностики: мнения лидирующих франчайзеров
Hilton на выставке франшиз BUYBRAND Expo 2016



Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Приятно видеть, как российский бизнес выстраивает свой успех и тиражирует его вместе со своими партнерами. В этом и есть суть франчайзинга – придумать и воплотить успешную идею, а затем повторять ее вновь и вновь»

Эндрю Уизерс
управляющий
директор
Southern Fried Chicken

Календарь событий


04:06, 10 декабря 2016г.   Войти / Выйти