Back to the desk

Пятничный обзор после отпуска
29.07.2011 2043

Смотреть франшизы в Каталоге


Вот и закончился, чёрт возьми, отпуск, пора браться за ум в душной аномальной Москве. Обозреваю франчайзинговые панорамы из дома, обливаясь потом, но зато рядом с французским бульдогом, у которого есть свои взгляды на российский ритейл, и я частенько советуюсь с ним. Порой нам приходится стопорить аналитические рассуждения и в спешном порядке отправляться в Битцевский лес – додумывать начатое под сенью дубов и размышлять о важности кондиционирования воздуха для франчайзинга в России и вообще здорового командного духа. Обещал себе и бульдогу Иржику купить к следующему лету кондиционер.


Во вторник «РБК daily» рассказала об интересном ритейловом тренде. Речь о том, что иностранные инвестиционные фонды хотят и таки вкладываются в российскую одежную розницу. Гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс утверждает: «Этот сегмент им кажется наиболее привлекательным, поскольку показывает стабильную динамику роста, да и сам рынок продолжает формироваться: на нем есть место для новых игроков и нет ярко выраженных лидеров». По мнению эксперта, инвесторов привлекают не абы кто, а игроки с четкой линией развития и сильной командой. Так, шведский East Capital заявил, что намерен довести до 43% свою долю в компании Melon Fashion Group (MFG), которая развивает сети под брендами Befree, Zarina, Love Republic, Springfield, Women’ Secret и Co&Beauty. По количеству магазинов это второй игрок на российском рынке одежной розницы (см. схему, подготовленную РБК). Мы уже об этом подробно писали. В сообщении о сделке утверждается, что MFG является одной из самых перспективных розничных компаний в инвестиционном портфеле East Capital. В 2010 году её выручка скакнула сразу на 55%, достигнув 4,73 млрд руб., а сеть увеличилась на 150 точек. В текущем году MFG намерена открыть до ста новых магазинов в РФ и Украине.


Иностранные фонды имеют доли в четырех одежных ритейлерах. Так, среди акционеров Incity – United Capital Partners, у Modis – Sun Investments Partners, «Вещь» частично принадлежит Delta Private Equity, а Henderson – Aton Capital Partners.


По мнению аналитиков из компании GVA Sawyer, число магазинов одежных и обувных сетей в 2011 году может увеличиться на 20-25%. Из опроса представителей 45 федеральных сетей выяснилось, что большинство из них планирует до конца текущего года открыть 10-20 магазинов. Для реализации этих планов потребуется около 100 тыс. кв. м качественных торговых площадей. А они-то как раз в дефиците, что может сдержать намеченный сетями рост. Я сейчас готовлю статью, посвященную соответствующей ситуации в московском регионе – она выйдет на следующей неделе.


* * *


Компания Colliers International представила обзор рынка торговой недвижимости за первое полугодие. Аналитики утверждают, что наблюдался устойчивый рост. Доля свободных торговых площадей в столичных ТЦ снизилась до менее 1%, арендные ставки плавно растут.


В первом полугодии о самостоятельном выходе на российский рынок имели честь заявить такие громкие бренды, как DKNY, Guess, Hugo Boss, Hermes, Jimmy Choo, открылись первые магазины под торговыми марками American Eagle и Banana Republic.


В текущем году на рынке Москвы войдут в строй в основном центры, строительство которых было начато ещё до кризиса – общей площадью 157,3 тыс. кв. м. На региональных рынках объём совокупного предложения составит 266,5 тыс. кв. м торговых площадей, что, конечно, мало и тоже за за счёт «размораживания» старых проектов. По прогнозам аналитиков, такая тенденция сохранится до конца 2012 года. Стабильность в регионах арендных ставок и потребрынка создаёт хорошие условия для усиленного выхода франчайзеров в регионы. Собственно, посткризисная активность ритейлеров уже выросла в очень многих субъектах федерации.


А в столичном стрит-ритейле, наоборот, наблюдается сокращение вакантных площадей и постепенный рост арендных ставок. Такой динамике «улицы» способствует собянинский заперт на строительство новых ТЦ в пределах Садового кольца Москвы. По данным на конец июня, количество вакантных площадей в стрит-ритейле составляет 2%.


* * *


В среду стало известно, что ООО «Домашний интерьер», управляющее сетью гипермаркетов мебели и товаров для дома под брендом kika, вышло из франчайзингового соглашения с группой компаний kika/Leiner group из Австрии. «Домашний интерьер» продолжит развитие сети уже под собственным розничным брендом Hoff (от Home of furnishing). ООО не пожалело денег для разработки имени и стиля нового бренда и наняло международное брендинговое агентство Mildberry. Отсюда и странная для российского уха аббревиатура Hoff. Серия мероприятий по переименованию и популяризации розничного бренда пройдёт в августе 2011 года. Как полагают в российском ООО, прикрывшемся английской аббревиатурой, благодаря «выходу из франчайзинга» с ребрендингом можно будет лучше учитывать потребительские предпочтения россиян и специфические бизнес-процессы.


Справка. Свой первый магазин ООО «Домашний интерьер» открыло в апреле 2009 года в Москве. Позднее появились магазины в Самаре, Краснодаре, Ростове-на-Дону и Воронеже. В ближайших планах компании: открытие еще пяти гипермаркетов и увеличение торговых площадей до 100 тыс. кв. м.


* * *


В среду мэр Москвы Сергей Собянин встретился с руководителями крупнейших компаний столичной торговли и сферы услуг. «Нам надо выходить на среднеевропейский уровень обеспеченности торговыми площадями», – сообщил им мэр. По его мнению, объём торговых площадей в Москве необходимо увеличить как минимум в два раза.


Напомню, что мэрство Собянина началось с зачистки города от рынков и палаток. Позднее его «жертвой» стал рынок в Лужниках, видимо, чтобы не напоминал фамилию прежнего градоначальника. Действия Сергея Собянина усугубили дефицит торговых площадей в столице – вследствие «борьбы с киосками» вырос спрос на объекты уличной торговли. Затем последовал взлет арендных ставок в этом сегменте на 10-20%.


* * *


Интернет-издание «Капитал Страны» опубликовало весьма интересную редакционную статью «Что ждет российскую экономику в 2012 году?». Исследователи Высшей школы экономики описывают угрозу девальвации национальной валюты. Феномен в том, что она ожидается на фоне роста цен на нефть, увеличения внутреннего потребления и профицита бюджета. Ожидающиеся цены на нефть в районе 110-120 долларов за баррель обусловят высокие экспортные доходы – до $555 млрд. Налицо конъюнктурный рост на основной продукт Матушки России, обещающий в 2012 году бюджетный профицит порядка 2% от ВВП. 


По данным Росстата, рост ВВП в текущем году составит порядка 4,1%, промышленный рост – 5,2%, а темпы кредитования экономики – почти 20% в годовом исчислении. Основная странность, как считают исследователи, заключена в том, что темпы производства обгоняют потребление. Существует несколько возможных интерпретаций этого, и все они негативные. Возможно, часть экономики работает на склад в надежде на будущий рост, либо им сверху просто приказали произвести лишнее оборудование. Вторая возможная причина – ведомство переоценивает динамику. Третья гипотетическая причина – Росстат подыгрывает власти в преддверии выборов.


Также эксперты дали оценку документу, посвященному бюджетной политике на ближайшие три года, принятому правительством. По их мнению, происходит дальнейшая централизация бюджетных расходов и приходов – вопреки публичным рассуждениям президента. Наблюдается тенденция к повышению налогов, сильно повысятся акцизы на табак. На сегодня единственный реальный (в более чем красноречивых цифрах) приоритет – это увеличение расходов на оборону и безопасность. На период трех ближайших лет предусмотрено их удвоение (прежде всего на программу закупок вооружения и содержание военнослужащих). При таком непроизводительном рывке обязательно пострадают какие-то гражданские ассигнования, например, расходные статьи на образование и медицину, поддержку экономики и регионов. 


На 2012 год прослеживается тенденция девальвации рубля при небывалом росте импорта в 44%, превысившим докризисные максимумы. Помимо роста импортируемых товаров, растет ввоз рабочей силы и оплата труда иностранных работников, увеличивается внешний долг. Дисбаланс между импортом и экспортом после вступления в ВТО наша страна не сможет выровнять одними госпошлинами на ввозимые товары. Ожидается, что и нынешние темпы роста экономики, которая даже по официальным данным Росстата восстанавливается слабо после столь глубокого кризиса, в 2012 году резко снизятся. 


* * *


На прошедшей неделе Дмитрий Медведев подписал Федеральный Закон 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации». Поправки касаются договора коммерческой концессии (франчайзинга). Уточнены требования к самим договорам и предусмотрены новыеправа сторон.Закон был принят Госдумой и одобрен Советом Федерации более двух недель назад. Его «миссия» изложена, как принято у юристов точно, но длинно: устранение несоответствия норм статей главы 54 Гражданского кодекса РФ в части регулирования договорных отношений коммерческой концессии практике, сложившейся у российских и зарубежных предприятий. Предполагается, что закон будет стимулировать развитие бизнеса по лицензии в России. Как известно, президент пока никак не обозначал свою позицию относительно франчайзинга. Придёт ли время, когда он выскажется на эту тему? Будем ждать.


* * *


Всё, больше ни слова о грустном. Пишите письма на fportal@expomtg.com - и вам будет франчайзинговое счастье даже после девальвации рубля и общей разбалансированности загнанной российской экономики. Следующий обзор попробую провести в диалоге с франчайзинговой дамой приятной во всех отношениях.


Ерлан Журабаев, фото: РБК, star5112 via Flickr/



Как развивается региональный бренд на российском и международных рынках
Тимур Ланский вывел на рынок мультиформатный бренд FOОDBAZAR
Екатерина Сойак о новых проектах EMTG и качестве аудитории на BUYBRAND Expo
Новая франшиза паназиатской кухни от «Росинтера»
Наша задача — увеличить долю российских брендов до 75%
Рынок лабораторной диагностики: мнения лидирующих франчайзеров
Hilton на выставке франшиз BUYBRAND Expo 2016



Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Для меня российский рынок франчайзинга – это попытка забежать в поезд, движущийся на большой скорости»

Алексей
Локонцев

основатель сети
TOPGUN Barbershop

Календарь событий


18:54, 18 ноября 2017г.   Войти / Выйти