Изменения к лучшему

10.08.2011 1150

Смотреть франшизы в Каталоге

Этим летом российское франчайзинговое сообщество получило от законодателей подарок в виде поправок к тем положениям Гражданского когдекса, которые регулируют франчайзинговые отношения. Текст законопроекта долго ходил по кабинетам, претерпевая различные изменения, пока, наконец, не был оформлен в Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации». В июле документ принят обеими палатами парламента и подписан президентом.


 Напомним, закон расширяет полномочия правообладателей, дополняя перечень допустимых ограничений прав сторон по договору коммерческой концессии. Допускается устанавливать в таком договоре: обязательство пользователя реализовывать, в том числе перепродавать, произведенные или закупленные товары, выполнять работы или оказывать услуги с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав по установленным правообладателем ценам.


Также закон устанавливает требования, которые может предъявить пользователь, если франчайзер отказался заключить с ним договор на новый срок. Это касается случаев, когда в течение одного года другому лицу на аналогичных условиях предоставили те же права, какими обладал франчайзи. Теперь по обоюдному согласию стороны могут вносить изменения в условия договора в случае его продления.

 

За каждой из сторон закреплено право в любое время отказаться от договора, уведомив контрагента не позднее чем за 30 дней, если установлена возможность прекратить его уплатой отступного. Помимо этого правообладатель наделяется правом в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора коммерческой концессии. Речь идет о случаях, когда пользователь неоднократно допускает определенные законом нарушения, например, нарушает качество производимых товаров и услуг, установленные сроки выплаты вознаграждений правообладателю.


Принятые поправки комментирует Наталья Гуляева, партнер и глава практики интеллектуальной собственности, медиа и технологий Hogan Lovells (CIS).


– Действительно ли принятые поправки упрощают работу франчайзинговых систем в России?


– Безусловно, сложно не согласиться с тем, что глава 54 Гражданского кодекса РФ уже давно требовала радикальных поправок, и те поправки, которые мы сейчас наблюдаем, мы можем только приветствовать. Мы приветствуем, в частности, изменения, предусматривающие возможность договорного регулирования цены перепродажи товаров/ услуг, а также - в контексте действующего законодательства о защите конкуренции - возможность установления запрета на продажу продукции конкурентов правообладателя. Наконец, отдельного внимания заслуживают новые правила продления договора коммерческой концессии в отношении возможности изменения его условий при продлении.


– Не создают ли новые правила преимуществ для одной из сторон франчайзинговых отношений?


– Российское законодательство и без того страдает обилием императивных норм, регулирующих сугубо частные рыночные отношения. Не секрет, что так называемая свобода договора не всегда достаточно свободна в России, и суды в своей практике порой руководствуются своей версии данного принципа, а именно – «разрешено все, что разрешено» (а совсем не то, что не запрещено). Возможности установления условий о цене перепродажи, запрета на осуществления деятельности в пользу конкурентов и других существенных условий будут, на наш взгляд, способствовать развитию рыночных отношений на базе договорного творчества.


В отношении преимуществ одной стороны перед другой следует сказать, что реалии свободного рынка заведомо ставят отдельные стороны в более сильное положение, позволяющее им настаивать на проведение в жизнь своих ключевых условий. Например, кредиторы или арендодатели, как известно, как раз и являются теми сторонами, которые, как правило, задают правила игры в отношениях с заемщиками и арендаторами, которые, в свою очередь, могут использовать лишь отдельные договорные механизмы и положения законодательства для защиты своих интересов. При этом, однако, государство не должно брать на себя роль излишне навязчивого защитника более «слабых» сторон, соблюдая баланс в регулировании частных отношений между игроками свободного рынка. В этой связи так называемые преимущества франчайзера являются неотъемлемым атрибутом современных рыночных отношений, и отмена ряда запретительных норм российского законодательства идет таким отношениям только на пользу.


– Как, по вашему мнению, отреагирует рынок на принятие данных поправок?


– Мы надеемся, что реакция рынка оправдает надежды авторов поправок. Так, в контексте права правообладателя на перезаключение договора на новый срок с возможностью внесения в него изменений мы надеемся, что правообладатели будут действовать более решительно при заключении длительных договоров. К сожалению, не была одобрена поправка касательно одного из наиболее сдерживающих развитие франчайзинга факторов, а именно положения о субсидиарной ответственности правообладателя по предъявляемым к франчайзи требованиям. Предлагаемыми изменениями предусматривалось, что правообладатель несет ответственность только в том случае, если несоответствие товара было вызвано ненадлежащим исполнением договора правообладателем. Хочется надеяться, что данная поправка станет частью российского законодательства в будущем.



Как развивается региональный бренд на российском и международных рынках
Тимур Ланский вывел на рынок мультиформатный бренд FOОDBAZAR
Екатерина Сойак о новых проектах EMTG и качестве аудитории на BUYBRAND Expo
Новая франшиза паназиатской кухни от «Росинтера»
Наша задача — увеличить долю российских брендов до 75%
Рынок лабораторной диагностики: мнения лидирующих франчайзеров
Hilton на выставке франшиз BUYBRAND Expo 2016



BUYBRAND EXPO 2016

Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Нет ни одной идеальной страны для бизнеса. Там, где хорошие условия, нет возможностей. Там, где много возможностей, с условиями проблема»
Сергей Галицкий
основатель
и совладелец
розничной
сети «Магнит»

Календарь событий


04:51, 17 августа 2017г.   Войти / Выйти