Франшизы для Лондонграда и Константинополя

Зарубежные эксперименты подарочных сетей «Экспедиция» и LeFutur
26.08.2011 1916

Смотреть франшизы в Каталоге

Россияне ежегодно тратят на подарки около $10 млрд, только в Москве на эти цели утекает полмиллиарда в долларовом исчислении. Лидеры «подарочного» сегмента – франчайзинговые сети «Экспедиция», LeFutur, «Красный Куб», «Мульти», Bagatelle. Приглядимся к первым двум, продемонстрировавшим тенденцию отечественных non food франчайзеров утвердиться на рынках дальнего зарубежья, и к их собственникам – Александру Кравцову и Вадиму Варшавскому.


Сеть «Экспедиция», удачный актив удачливого и находчивого в делах Александра Кравцова, решила экстраполировать свой стамбульский опыт на Лондон. Дело в том, что начало зарубежным точкам уже положено в минувшем апреле с выходцами из РФ, окопавшимися на берегах Босфора. Магазинчик по франшизе в ТЦ евразийского мегаполиса, как водится у «Экспедиции», получился крошечный - 10 кв. м, зато на стыке материков. География и путешествия, как известно, – одна из фишек прикольной компании Александра Кравцова. 


Теперь речь идёт об открытии в ноябре собственного лондонского магазина. Инвестиции в британскую столицу пока невелики: около 1 млн долларов. Торговые точки «Экспедиции» осенью появятся также в Праге, Белграде, Любляне, Йоханнесбурге и Бейруте. А теперь главная фишка: везде их откроют бывшие наши соотечественники на исключительно заманчивых франчайзинговых условиях (см. ниже). По крайней мере, таков «коварный» замысел «Экспедиции» – и ей хорошо, и бывшие при деле.


В планах компании, как рассказал глава департамента международного развития «Экспедиции» Александр Васильев, выход в те иностранные города, где велика доля эмигрантов из РФ. Им «Экспедиция» настоятельно предлагает открывать франчайзинговые точки без всяких там роялти. «Мы будем зарабатывать только на поставках в эти магазины», – публично обещает г-н Васильев. Ещё до нынешней франшизной экспансии через бывших наших у компании накопился опыт продаж своих товаров через зарубежные магазины других сетей – в Австралии, Новой Зеландии и США.


Теперь же именно Лондон – стратегический пункт в экспедиционных планах. Поэтому там магазин, во-первых, будет собственным, а, во-вторых, скорее всего, на знаменитой Oxford Street, одной из самых оживлённых торговых улиц мира. 548 магазинов вытянулись в линейку длинною в милю, знакомство с которой запросто может занять несколько дней. Не зря же Наполеон называл англичан нацией лавочников. Интересно, если бы оживший полководец сейчас вошёл в Москву, как бы он назвал богатых россиян? Нацией апатридов?


Задумайтесь на минуту. Всё-таки очень хорошее дело придумали в «Экспедиции»: бежать из замороченного российского бизнеса с российской же франшизой в кармане. Подумаешь, миллион долларов на открытие проверенного дела и с товаром от производителя. Некоторые суперкары подороже будут. Представляю себе рекламную перетяжку на какой-нибудь московской магистрали или на сентябрьском деловом форуме BuyВrand Expo 2011: «Хочешь свалить из России? Купи франшизу для Лондонграда или Константинополя и сваливай! Стань нашим сетевым турком – это полезно для бизнеса и морских купаний».


Если триумфальный марш по Европе, Африке и Ближнему Востоку действительно состоится, это будет заметный (на фоне общего штиля) прорыв российской концепции в моря дальнего зарубежного франчайзинга. Франшизация эмигрантской волны, безусловно, заслуживает отдельного интервью для раздела «Истории успеха».


Александр Кравцов, имеющий богатое геологическое прошлое, начинал с мелочей: обувной косметики и средств от комаров, коих в России больше, чем москитов в тропиках. В 2002 году создал бренд «Экспедиция», который благодаря своим приколам сегодня насчитывает в РФ и СНГ более 400 одноименных магазинов и несколько ресторанов полярной кухни. Помнится на BuyВrand Expo 2008 экспонент «Экспедиция» выкатил ко входу в павильон №7 в Экспоцентре фирменную полевую кухню и все три дня бесплатно кормил посетителей, стендистов, экспертов и прожорливых журналистов очень грамотной гречневой кашей с тушёнкой, поил чаем с дымком. 


Александр Кравцов обобщил свои «геологические» подходы к делу в вышедшей в начале текущего года прелюбопытной книжке «Экспедиция зажигающих маяки». Это вовсе не бизнес-учебник, автор с юмором популяризирует свои взгляды на путь к успеху в предпринимательстве отнюдь не через усидчивость в кабинете. Это не автобиография, но она раскрывает личность лидера. Это и не поучающий маркетинг, но творческий подход к созданию бренда образа жизни. В книге собраны живые истории о том, как сделать свой образ жизни работой, а работу – образом жизни; не играться в демократию и наигранную вежливость со своей командой; капитализировать взаимное влечение мужчин и женщин; зачинать бренды как счастливых и здоровых детей, лишь потом приодевая их здоровую суть в оригинальный дизайн. О содержании книжки и личности автора можно судить и по названию глав, к примеру: «Обнаженная правда жизни»; «Пассионарии и бюрократы»; «Я не раб своей работы».


Директор «Экспедиции» по развитию Тарас Шарыга в интервью BUYBRAND Inform рассказал о топовых позициях товарного ассортимента. Вот его слова: «Секс-набор» у нас остается более трех лет в топах, это чистый прикол. Самые популярные надписи на футболках, это те, которые связаны с сексом и/или алкоголем». По его словам, кризисный сезон 2008-2009 годов не затронул веселую компанию, наверное, потому, что люди хотят себя радовать всегда. Размер среднего чека практически не изменился – полторы тысячи рублей; может, чуть уменьшился в каких-то регионах процентов на 15-20%. «Люди стали приобретать более функциональный товар, в нашем ассортименте, а есть просто приколы», – пояснил Тарас Шарыга, продвигающий в том числе и сверхпопулярный «Секс-набор» в России, Украине, Казахстане, Белоруссии, Киргизии и Молдавии. Можно сказать, что старт в дальнее зарубежье хорошо подготовлен деятельностью в ближнем.


А вообще-то пионером в подарочном сегменте является сеть LeFutur («будущее» с франц.), принадлежащая депутату Госдумы от донского региона Вадиму Варшавскому (он же – хозяин «Русского угля» и «Русской свинины»).


Подарки LeFutur весьма и весьма необычны и, можно сказать, рассчитаны на импозантную публику. В её магазине лично мне бросились в глаза такие технические изыски, как прикольные трёхколёсные электроскутеры, погодные станции, проектор океана. Но особенно моё воображение поразила игра «Детектор лжи». Игроки по очереди кладут руку на прибор, а ведущий задает им «острые» вопросы. Кто лжет – получает удар током. Такой прибор приучает говорить правду, по крайней мере в игре.


Зарубежные операции LeFutur были предприняты ещё в 2005 году, успев охватить Венгрию, Албанию, Турцию (11 магазинов), Малайзию, Мексику. Вадим Варшавский давно проявлял интерес к странам Ближнего Востока, и купленная им сеть LeFutur отправилась на Ближний Восток, продав франшизу местному холдингу Salam International (входит в конгломерат Salam Group со штаб-квартирой в Дохе). Согласно договору, в течение пяти лет должно было быть открыто 20 магазинов LeFutur в Катаре, ОАЭ, Омане, Кувейте, Египте, Тунисе и других ближневосточных странах. Были франчайзинговые планы на Германию, Италию, Мексику и Сербию. 


У сети необычных подарков был свой интернет-магазин в США. Проект развивался, но компания самонадеянно перестала вкладывать деньги в дальнейшее продвижение в интернете, что в условиях американского рынка привело к падению спроса.


А в разгар кризиса в 2008 году зарубежное хозяйство LeFutur в основном рухнуло. Руководитель отдела оптовых закупок этой сети Роман Горба утверждает, что компании было сложно осуществлять поставки за рубеж, поскольку товар дважды проходил таможню – при попадании в Россию от зарубежных производителей, а потом – в конечную страну назначения. Г-н Горба полагает, что конкурентам из «Экспедиции» проще выдержать кризисные времена, поскольку средние чеки сетей различаются в два раза: $50 у «Экспедиции» и $100 у LeFutur. Добавлю, что многие товары «Экспедиции» – отечественного производства. Франчайзинговые магазины даже без роялти дают мощное конкурентное преимущество в виде обеспеченного рынка сбыта с возможностью достаточного контроля процесса головной компанией. 


LeFutur сейчас рассматривает возможность возвращения к иностранной экспансии. Сейчас у компании всего девять собственных и 13 франчайзинговых точек в РФ.


Сеть LeFutur была основана в 2001 году предпринимателями Максимом Валецким, Алексеем Аванесовым и Леонидом Халфеном. Они взяли за основу американские магазины «технических подарков» Sharper Image и Brookstone. По такому же принципу трое партнеров открывали сеть Mr. Doors (американский прототип – компания Stanley), на которой каждый из них сделал первые деньги. Эксперты рынка утверждают, что LeFutur изначально создавалась для последующей продажи, вот Вадим Варшавский её и купил.


Вадим Варшавский – очень необычный по составу своих активов франчайзер. Совладелец «Русского угля» и «Русской свинины», горняк по образованию, он оценил эффективность подарочного бизнеса и в 2005 году добавил сеть LeFutur в копилку свой собственности. Говорящие фотоальбомы, исчезающие чернила и другие чудные подарки были в то время широко представлены в ассортиментном ряду сети в Москве, Калининграде, Пятигорске и других городах. По разным оценкам, уточнить которые вряд ли возможно, за 38 фирменных магазинов Вадим Варшавский выложил от $12 до $20 млн. А через год он так вдохновился деловыми чудачествами, что приобрел ещё одну сеть подарков Bagatelle. Покупка обошлась бизнесмену, опять таки по разным оценкам, в $10-15 млн.


Получится ли у отечественных бизнес-чудаков сколько-нибудь заметно проникнуть в дальнее зарубежье да ещё в смутное кризисное время, покажет вторая половина полугодия и год 2012-й. 



Ерлан Журабаев  


Наша задача — увеличить долю российских брендов до 75%
Рынок лабораторной диагностики: мнения лидирующих франчайзеров
Hilton на выставке франшиз BUYBRAND Expo 2016
«По своим правилам» Выпуск 4. ООО "АЛЕРИ ТЕХНО"



Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Приятно видеть, как российский бизнес выстраивает свой успех и тиражирует его вместе со своими партнерами. В этом и есть суть франчайзинга – придумать и воплотить успешную идею, а затем повторять ее вновь и вновь»

Эндрю Уизерс
управляющий
директор
Southern Fried Chicken

Календарь событий


06:52, 09 декабря 2016г.   Войти / Выйти