По франшизе всему свету разнесу я песню эту

Деловая неделя с эпиграфом, выставочными новостями и добрыми франчайзинговыми разборками
09.09.2011 1474

Смотреть франшизы в Каталоге

Расскажите птицы, что вас манит ввысь?

Надо мною вы так дерзко вознеслись.

Может, потому вам так легко лететь,

Что к успеху не стремитесь вы успеть?

Год написания песни – 1983-й

Что-то давненько мы не улыбались друзьям во франчайзинге. То кризис жутко оскалился, то личный дебит с корпоративным кредитом конфликтуют, то от всего этого мысли весёлые утекают, мерзавчики, аки клиенты от усталого менеджера по продажам. Изложу то, не самое весёлое, что удалось отловить и осмыслить.

* * *

В отличие от птиц из нашего эпиграфа, какой же франчайзер или франчайзи не стремится успеть к успеху и преуспеть на рынке? Поэтому начнём с новостей от её величества Выставки Buybrand Expo и её спутника г-на Форума Делового – двух ключевых событий франчайзингового года, вплотную к нам придвинувшихся. Три ёмких сентябрьских дня: 21-23.

В начале недели организаторами выставки было объявлено, что управляющий директор консалтинговой компании GLOBALPAS Сергей Профатилов раскроет на форуме оригинальную методику повышения эффективности франчайзингового предприятия за счёт подбора и продуманного управления персоналом. В своём выступлении, которое так и называется «Особенности подбора сотрудников франчайзингового предприятия», он расскажет, как выстроить эффективную систему премирования, купировать зигзаги и мотивировать коллектив на прямолинейное поступательное движение к чётко обозначенным целям. Разговор также пойдёт о важности соблюдения деловой этики и технологий взаимодействия, ценности человеческого капитала. Как говорят немцы, порядок бьёт класс. То есть даже классные специалисты, не встроенные руководителем должным образом в систему, не имеющие чётких системных прав и обязанностей, проигрывают высокоорганизованной команде середнячков.

Уже сейчас можно назвать и некоторых других участников делового форума. Это руководитель департамента интеллектуальной собственности и практических технологий DLA Piper Rus Limited Майкл Мэллой, традиционно ведущий экспрессивные мастер-классы на Buybrand Expo.Он расскажет о критериях при выборе франшизы и даже покажет в лицах и ситуациях, чем следует руководствоваться и чего избегать. А руководитель отдела по охране интеллектуальной собственности Hogan Lovells CIS Наталья Гуляева заострит внимание на юридических аспектах франчайзинговых систем, на совсем недавних значительных изменениях в законодательстве, и что из них вытекает для партнёров по обе стороны лицензионного договора.

В рамках форума пройдёт круглый стол «Роль франчайзинга в формировании устойчивого экономического роста России». По мнению многих его будущих участников, франчайзинг способен и на такое, в чем лично я, честно сказать, очень сомневаюсь. Но, да здравствует плюрализм мнений! Во всяком случае будут подробно обрисованы перспективы рынка труда в малом и среднем бизнесе и актуальные франчайзинговые тренды. Пройдёт аудит брендов и станет ясно: кто к нам пришел в 2011-м, кого ждать и кто скорее всего проявит упорство и останется.

В первый же день работы Buybrand 2011 состоится награждение лауреатов Национальной премии Golden Brand в номинациях: «Золотая франшиза», «Франчайзер года», «Франчайзи года» и «Франчайзинг в лицах

* * *

Журнал «Коммерсантъ Секрет Фирмы» в понедельник опубликовал тяготеющую к обобщениям статьюИвана Марчука под хлёстким заголовком «В ожидании взрыва». На мой взгляд, заметная часть её фактуры и некоторые выводы ошибочны или не всегда корректны. Вряд ли можно согласиться, например, с таким тезисом: «В последние годы количество франчайзеров и франчайзи в России практически не менялось, а большинство программ по развитию франшиз существовало только на бумаге». Конечно же, очень большое число франшиз в нашей стране – действующие и даже динамично растущие, а зарубежные бренды и на фоне кризисных явлений продолжают свой поход на Россию.

Автор, ссылаясь на оценку маркетинговой компании NeoAnalytics, сообщает, что в настоящее время в России реально работают 400-500 франчайзеров (что, можно сказать, близко к правде) и 6700-7500 франчайзи (а эта цифра – на порядок занижена). По гораздо более детальным опросам и подсчётам компании E.M.T.G., занимающейся этой темой с 2003 года, в России действуют 603 франчайзинговые системы с 22014 франчайзи. «В кризис франчайзинговые системы оказались наиболее устойчивыми, большинство из них не только не свернулись, но и продемонстрировали рост», – отмечает гендиректор компании Екатерина Сойак.

Журнал справедливо пишет о том, что российский рынок франшиз далек от насыщения. Но для иллюстрации этого бесспорного тезиса приводятся слова Александра Майлера, президента «теневой» Российской ассоциации развития франчайзинга (РАРФ): «Для сравнения, в США насчитывается около 3 тыс. франчайзеров. Я думаю, когда у нас будет такое же их количество, мы сможем говорить о том, что рынок насытился». Мне представляется, что сравнение экономически не слишком развитой России с исторической родиной и нынешним лидером франчайзинга – и далеко не только франчайзинга! – не уместно. Скажем прямо, Россия никогда не достигнет франчайзингового уровня США.

Далее рассказывается о том, что «внесение необходимых изменений в законодательство совпало с ростом интереса к франшизам в регионах. Здесь инициатива исходит прежде всего от крупных компаний. Эксперименты с продажей франшиз начала, например, X5 Retail Group… Развивать франчайзинговые проекты собираются сети фастфуда Wendy's и Papa John's». Хочу уточнить, что на самом деле X5 Retail Group – свои «франчайзинговые эксперименты» начала достаточно давно и даже участвовала в прошлогодней выставке Buybrand Expo с проектом, каcающимся бренда «Перекрёсток», а Валерий Тараканов, генеральный директор «Перекресток Экспресс» Валерий Тараканов – не новичок во франчайзинге и участвовал в деловом форуме выставки еще в 2009 году .

Но самое удивительное, что самым большим прорывом, по версии «Секрета Фирмы», «стала отмена государственной регистрации для договоров о коммерческой концессии». «Это должно способствовать развитию франчайзинга в России», – уверен Александр Майлер. На самом деле государственную регистрацию договоров коммерческой концесси никто не отменял, и франчайзингу в России придётся как-то развиваться и без «отмены крепостного права». Полную информацию о внесенных поправках легко найти на сайте Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), которая, кстати, и явилась главным и единственным инициатором внесения изменений в часть вторую Гражданского Кодекса РФ.

Статья дезинформирует читателя и по отраслевому раскладу франшиз, но не буду на этом останавливаться. Скажу о другом. Александр Майлер очень сгустил краски и относительно положения дел в регионах. Журнал приводит его явно преувеличенные в пользу Москвы оценки: «Еще пять лет назад франшизы были известны практически только в Москве (!). В столице работали тогда 98% всех франшиз. И только 2% приходилось на регионы. Сейчас соотношение поменялось: 80% — столица, 20% — регионы». Франчайзеры стали появляться в Нижнем Новгороде, Челябинске, Перми, Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Самаре, других городах-миллионниках». Да они там давным-давно стали появляться. Там не то что пришлые франшизы, там собственные франчайзинговые системы выросли. Например, «Алендвик» из Перми, освоивший уже весь Урал и открывший представительство в Москве. Интересно, что это, пожалуй, единственный франчайзер общепита, предлагающий своими франшизами закрыть весь фуд-корт в торговом центре – то есть взять его полностью в аренду.

Журнал далее справедливо пишет, что развитию рынка франшиз в регионах помог кризис и приводит оценки, отвечающие сложившейся действительности. «Во время кризиса многие люди потеряли работу, они начали изучать возможность открыть собственный бизнес, – говорит Александр Майлер. – Но малое предпринимательство в нашей стране – вещь рискованная, поэтому многие стали изучать предложения о покупке франшиз». Покупка франшизы для начинающего предпринимателя имеет множество плюсов по сравнению с созданием новой компании. По статистике РАРФ, 85% частных предпринимателей разоряются в течение первых трех лет работы, и только 15% сохраняют свой бизнес. В случае с франшизой в первые три года закрывают свои проекты лишь 10% франчайзи. Самыми востребованными сегодня являются недорогие франшизы – до $50 тыс. В отраслевом распределении франшиз первое место устойчиво занимает торговля (45%), затем предприятия питания (22%), бытовое обслуживание (11%).

Александр Майлер прогнозирует, что в 2012 году рынок франчайзинга в России вырастет как минимум на 30%. По нынешним кризисным непредсказуемым временам – прогноз смелый, в духе нефтяных аналитиков, которые никогда не могут «угадать» цену барреля и весь год с умным видом корректируют собственные «заклинания». Хорошие, между прочим, деньги получают за свои объясниловки.

«Но говорить о серьезном рынке можно будет, когда количество франчайзинговых систем в нашей стране составит хотя бы две тысячи», - утверждает напоследок ветеран франчайзинговых отношений в нашей стране Александр Майлер. Я уважаю ветеранов и первопроходцев, но, пардон, две тысячи – огромная цифра даже для европейских экономических держав. А для России – это далёкое капиталистическое завтра, сродни светлому коммунистическому будущему, которое так и не наступило. А если и наступило – то в скандинавских странах и несколько ином виде.



Ерлан Журабаев  


Наша задача — увеличить долю российских брендов до 75%
Рынок лабораторной диагностики: мнения лидирующих франчайзеров
Hilton на выставке франшиз BUYBRAND Expo 2016
«По своим правилам» Выпуск 4. ООО "АЛЕРИ ТЕХНО"



Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Приятно видеть, как российский бизнес выстраивает свой успех и тиражирует его вместе со своими партнерами. В этом и есть суть франчайзинга – придумать и воплотить успешную идею, а затем повторять ее вновь и вновь»

Эндрю Уизерс
управляющий
директор
Southern Fried Chicken

Календарь событий


03:26, 05 декабря 2016г.   Войти / Выйти