Г.Ятчук : «Объем инвестиций в детский бизнес снова растет»

30.09.2011 1789
Г.Ятчук : «Объем инвестиций в детский бизнес снова растет»
Смотреть франшизы в Каталоге
"Мы находимся с вами сегодня в развивающемся рынке и, поэтому в ближайшие годы конкуренция, конечно, будет нарастать". В рамках третьего дня выставки BuyBrand-2011 была освещена тема франчайзинга на детском рынке. Галина Ятчук, Член Президиума Правления АИДТ, Исполнительный вице-президент Группы компаний «Мир детства», рассказала о перспективах и тенденциях франшиз в индустрии детских товаров. Отметим, что АИДТ поднимает тему фрайчайзинга детских товаров на выставке BuyBrand впервые.

Свое выступление Галина Ятчук начала с того, что на перспективном и пока еще не насыщенном детском рынке конкуренция не так высока и сконцентрировано множество потенциальных возможностей. Поэтому детская индустрия имеет предпосылки для динамичного развития франшиз. Детский франчайзинг, по словам представителя АИДТ, сейчас находится на начальной стадии развития рынка, поэтому конкурентное окружение и нормативно-правовая среда очень динамичны. Но франшиза позволяет поднять бизнес по продаже детских товаров на качественно новый уровень. Кроме того, объем инвестиций в детский бизнес вновь растет. Бизнес франшиз тесно связан с инвестиционной деятельностью, т.к. на воплощение бизнес-идей нужны деньги.

Специфика рынка детского франчайзинга

«С одной стороны, те, кто работают с детскими товарами, должны четко понимать, что ожидания по качеству у государства и контролирующих органов крайне высоки, и невозможно их не оправдать – как и в любом бизнесе ошибок здесь не прощают. Потому что эти вещи очень жестко «возвращаются» и репутационными рисками, и потерями объемов продаж и отказами клиентов от работы. Таким образом, в компаниях должны быть большие затраты на поддержание и контроль качества. Эти затраты несопоставимы с затратами на проверку качества на предприятиях других отраслей, они намного выше.

С другой стороны, когда мы начинаем вести диалог с властью, мы постоянно сталкиваемся с вопросами, как можно зарабатывать на детях, и что это неправильно. Здесь мы видим проблему ожидания от детских товаров низких цен. Но если посмотреть структуру себестоимости одежды для детей, то расходы на материал в ней очень не значительны, а все остальное – это труд, лекала и т.д. Т.о. себестоимость детской одежды не сильно отличается от взрослой. Доля детских расходов в семейном бюджете сегодня не просто растет, а превышает долю расходов на взрослых», - отмечает спикер». Кроме того, лицо современного детского франчайзинга определяет спрос со стороны иностранных партнеров. «Мы находимся с вами сегодня в сегменте развивающихся рынков и, поэтому в ближайшие годы конкуренция, конечно, будет нарастать и, в основном, за счет прихода западных брендов. Поэтому сегодня мы активно занимаемся изучением аналитики, чтобы понимать, что происходит там, какие потенциальные франшизы могут появиться у нас на рынке, они же будут составлять потенциальную конкуренцию российскому бизнесу. Объем инвестиций в детский бизнес растет», - добавила г-жа Ятчук.

На данный момент комитет по франчайзингу АИДТ занимается созданием инфраструктуры, которая представляет партнерство с ассоциациями инвесторов, работает над созданием инвестиционных фондов, чтобы рынок был более цивилизованным и развивался быстрее.

Детская одежда - как основной сектор развития франчайзинга

Основные области развития франшиз – это одежда, игрушки, и в меньшей степени детские услуги.

Именно рынок детской одежды, по данным АИДТ, демонстрирует наиболее ранние, по сравнению со всеми остальными, устойчивые бизнес-модели. При этом игроков на этом рынке немного – это всего семь явных лидеров с количеством розничных объектов от нескольких десятков до нескольких сотен.

«Если посмотреть, какова доля этих сетей в общем количестве, то это всего лишь десятые процента. Этому способствует и потенциальный риск франчайзи. Все стараются смотреть на рынки, которые показывают хорошую стабильность и устойчивую динамику. На другие рынки инвестиции просто не идут. Поэтому потенциальная угроза – это конкуренция. Например, если ребенку не понравилось в том или ином магазине (а, как известно, его роль в принятии решения о покупке с каждым годом только увеличивается), то больше в этот магазин родители не вернутся. По сути, детские ритейлеры выстраивают некую двойную модель бизнеса – они должны нравиться и родителям, и детям и должны коммуницировать сразу со всеми», - рассказывает спикер».

Важно, что на рынке детских товаров существуют стереотипы, с которыми нужно серьезно бороться, добавляет Галина Ятчук. Например, что для мальчиков подходит только одежда голубого цвета, а для девочек - розового. Хотя психологи утверждают, что чем ярче краски детской одежды – тем лучше. Поэтому процесс продаж и производства у крупных компаний тесно связан с наукой. Второй стереотип – это консервативное принятие решений о покупке у родителей. Классическая типология маркетинга предполагает определенную долю новаторов, т.е. людей, готовых рисковать и покупать новинки на рынке. Но на ребенке никто не хочет экспериментировать, поэтому зачастую новинки здесь продвигаются очень сложно.

Детские франшизы услуг

Детские франшизы услуг являются одним из популярных и динамично развивающихся направлений франчайзинга. Россия сейчас находится в начале этого роста, т.к. идет период отставания от Запада в районе 15-20 лет.

Плюсы образовательных франшиз, по словам Галины Ятчук, в достаточно небольших инвестициях (если мы говорим о центре порядка 100 кв.м.), а основной коммерческий успех заключается в правильном расходовании и управлении затратами (закупка оборудования, расходы на арендную плату и т.д.) .

«Перспективным для российского рынка является совмещение товарного и развлекательного направлений. После кризиса люди больше готовы тратить деньги на развлечения, также очень большие средства сейчас тратятся на раннее развитие детей. Тренд как раз и состоит в совмещении этих направлений: развлечения, обучения, ритейла и детского питания. Это требует уже более высоких инвестиций, которые идут на помещение большой площади, специальное оборудование», - говорит Галина Ятчук.

Зарубежный и российский опыт детского франчайзинга

За границей предложения детских товарных франшиз с каждым годом все меньше. В Америке и Европе происходит стагнация франчайзинговых предложений на зрелых рынках, но они уходят в развивающиеся рынки – Китай, Вьетнам и т.д. Одна из тенденций на Западе – появление магазинов детского секонд-хэнда, как своеобразный ответ кризису.

«С российской точки зрения детский секонд-хэнд - это очень спорная тема, потому что у нас по данным опросов одни из самых ответственных родителей. Я не уверена, что такая бизнес-модель будет работать здесь», - уточняет Галина Ятчук.

Если говорить о российском рынке развития детских франшиз, то количество предложений небольшое, а динамика колоссальная.

Опыт «Этти-Детти»

Опыт франчайзинговых проектов магазинов «Этти-Детти» показывает, что высока волантильность, т.е. достаточно большая сменяемость клиентского портфеля, несмотря на перспективный рынок детской одежды. Это значит, что кто-то открывается, быстро закрывается, а потом на этот рынок приходят новые люди.

«Это сильно проявилось в кризис, когда многие вкладывали свои накопления в детский бизнес. Один из примеров, когда мамы активно открывали детские интернет-магазины и образовательные центры. Если вы продаете франшизу, то можно просто выходить на эти сообщества и получать среди них свою целевую аудиторию. Самое главное, что они будут не просто активными потребителями, но и активно развивать вашу франшизу», - уточняет представитель АИДТ.

Галина Ятчук добавляет, что одна из важнейших задач - это понять какое количество товара должно быть в магазинах. В сети «Этти-Дети» разработана математическая модель, которая основана на данных аналитических баз партнеров и эффективно работает.

Перспективы франчайзинга и основные особенности в регионах

Самыми интересными регионами сегодня являются почти все. Москва в этот список не входит, потому что в столице рынок уже более зрелый.

«В ближайшие пять лет основная динамика в развитии детского рынка будет региональной. Там будут находиться перспективы по развитию всех детских брендов и франшиз. Но, в отличие от перспектив потребительского спроса, мы видим недостаток перспектив инвестиционных ресурсов. Поэтому развиваться там сложнее, как для франчайзера, так и для франчайзи. Помимо этого развитие в регионах тормозят очень сильные различия в уровнях экономик разных регионов. Например, есть успешные проекты по продажам не самой дешевой одежды в маленьких городах с населением 30-50 тысяч только потому, что там совершенно иной уровень дохода и уровень конкуренции.

Одновременно в городах с 500- тысячным населением мы можем столкнуться с бизнесом , который находится на грани рентабельности. Мы не можем централизованно из Москвы предложить единый формат франшизы. А для продажи франшиз обязательно должно быть предложение из нескольких форматов, т.к. Россия – это крайне большая страна и единых тенденций здесь не существует», - поясняет Галина Ятчук.

Другими минусами развития в регионах представитель АИДТ называет недостаток торговых мест высокой проходимости или соответствующих требованиям владельцев бренда; отсутствие квалифицированных сотрудников; региональные особенности ассортимента и коллективные закупки.

На проблеме коллективных закупок госпожа Ятчук остановилась поподробнее: «Люди очень активно хотят участвовать и в создании продукта и в каких-то направлениях бизнеса. Мамы, как наиболее активная группа, очень часто объединяются для получения оптовых скидок. Наши клиенты жалуются на то, что они приходят в магазин, меряют вещи, но ничего не покупают, делая коллективные закупки на других сайтах. Бороться с этим явлением совершенно невозможно, и скорее всего, форматы стрит-ритейла, особенно одежного просто будут меняться. Сейчас происходит сильное перераспределение каналов интернета и ритейла, и это нельзя игнорировать. Но есть и положительные стороны - при всем консерватизме родителей они отдают предпочтения известным маркам. Поэтому компаниям, которые давно находятся на рынке, строить бизнес легче», - заключает она.

Источник: РДТ-инфо.ру


Наша задача — увеличить долю российских брендов до 75%
Рынок лабораторной диагностики: мнения лидирующих франчайзеров
Hilton на выставке франшиз BUYBRAND Expo 2016
«По своим правилам» Выпуск 4. ООО "АЛЕРИ ТЕХНО"



Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Приятно видеть, как российский бизнес выстраивает свой успех и тиражирует его вместе со своими партнерами. В этом и есть суть франчайзинга – придумать и воплотить успешную идею, а затем повторять ее вновь и вновь»

Эндрю Уизерс
управляющий
директор
Southern Fried Chicken

Календарь событий


04:55, 09 декабря 2016г.   Войти / Выйти