Риелторы и франчайзинг

Под сенью «старшего брата»
09.10.2011 2918
Риелторы и франчайзинг
Смотреть франшизы в Каталоге

Франчайзинговая схема предполагает, что крупная и успешная компания (франчайзер) предоставляет небольшим фирмам (франчайзи) возможность работать под своей торговой маркой. Разумеется, не бесплатно, а за деньги – они называются роялти и паушальный взнос. Право на франчайзинг называется франшизой.


Выгода франчайзера очевидна – доход. А зачем все это франчайзи? Плюсов, оказывается, много. Это и известный бренд (который его владелец, т.е. франчайзер, регулярно «подкармливает» имиджевой рекламой). И различные тренинги и обучающие программы для руководителей и рядовых сотрудников. И возможность в складчину с другими франчайзи (а значит, дешевле) заказывать собственную рекламу. И перспективы проводить с ними совместные сделки.


«Система франчайзинга начала формироваться 200 лет назад в Великобритании, - говорит Роман Мурадян, управляющий директор компании «МИЭЛЬ-Франчайзинг». – Сейчас по ней работают 80 отраслей экономики. По данным профессиональных ассоциаций, в мире насчитывается 16,5 тыс. франчайзеров и более 1,2 млн франчайзи. Страной-лидером во франчайзинге является США (порядка 750 тыс. предприятий), также в тройке лидеров Китай и Австралия».


Что до российского бизнеса в недвижимости, то тут результаты, конечно, поскромнее. «На нашем рынке франчайзинг появился и стал наиболее активно развиваться в докризисный период: в 2004 - 2008 годах, - рассказывает Александра Кадченко, начальник отдела консалтинга и оценки агентства недвижимости «МИАН». – Среди первых агентств недвижимости следует назвать «Хирш-Россия», Century 21, «МИЭЛЬ», DOKI. Однако последующий кризис скорректировал ситуацию: сети сократились и некоторые даже совсем закрылись. На сегодня работают Century 21 и «МИЭЛЬ».


Статистика: плюс-минус километр


Элементарный, казалось бы, вопрос – каков на рынке процент агентств, работающих по франчайзинговой модели, – вызвал ну очень противоречивые ответы. Судите сами: по мнению Нури Катца, президента «Century 21 Россия», «доля франчайзинга в риелторском бизнесе намного меньше чем 1%». Александра Кадченко («МИАН») говорит о 3-7%, Марина Маркарова, управляющий партнер MAYFAIR Properties, - о «не более 15%».


С чем согласны абсолютно все – считать крайне затруднительно. Даже вообще все риелторские фирмы. «На российском рынке подсчитать количество агентств недвижимости просто невозможно, поскольку отсутствует система лицензирования. Сегодня любой частный маклер, зарегистрировав общество с ограниченной ответственностью, может называть себя агентством, - отмечает Алексей Белугин, директор департамента развития группы компаний «Мэтр Роше». – Более того, нам приходилось встречать людей, у которых были собственные визитки с телефонами и названием агентства недвижимости, но когда дело доходило до оформления договорных отношений с ними, у них элементарно даже не имелось юридического лица».


Олег Самойлов, генеральный директор компании «Релайт-Недвижимость», обращает внимание и еще на одно обстоятельство: считать можно не только количество агентств в «штуках», но и ту долю рынка, которую они занимают. И здесь франчайзи (т.е. по определению небольшие предприятия) выглядят еще более бледно. «Точно могу сказать о том, что все агентства недвижимости Москвы, работающие по франчайзинговой модели, вместе контролируют меньшую долю рынка, чем самый главный игрок - «ИНКОМ-Недвижимость», - говорит Олег Самойлов.


…В любом случае согласимся с тем, что франчайзинговых компаний немного. Но в крупном городе (например, в Москве) шанс натолкнуться на них все же больше, чем в глубинке.


Вы скажите, чьи вы?


Как потребителю риелторских услуг понять, что он имеет дело именно с франчайзинговой компанией? Скажем сразу, вопрос этот не из числа первостепенной важности – большинство граждан, интересующихся продажей или покупкой недвижимости, задают риелторам другие вопросы. Но если клиент окажется таким въедливым?


Политика большинства фирм сводится к тому, что «не скрываем, но сами об этом не раззваниваем». «С ходу понять, что вы обратились в компанию-франчайзи, практически невозможно, - говорит Алексей Белугин («Мэтр Роше»). – Если потребитель все же хочет прояснить этот вопрос, он может попросить в агентстве посмотреть учредительные документы. И если на двери компании висит вывеска АВС, а в документах или в договоре на оказание услуг указано название XYZ, то, скорее всего, это компания, работающая по франчайзингу».


«Многие фирмы вынуждены сообщать о том, что они – франчайзи, поскольку подобное информирование является строгим требованием компании-франчайзера, - добавляет Олег Самойлов («Релайт-Недвижимость»). – Однако даже в этом случае подобные сведения обычно излагаются мелким шрифтом и «зашифрованы» так, что простому обывателю распознать их бывает непросто».


Почему так происходит? Версий наши консультанты высказали две. Первая («миролюбивая») сводится к тому, что чем меньше клиент знает – тем крепче он спит. В условиях, когда большинство потребителей вообще плохо понимают, что такое франчайзинг, рекламировать этот факт – только распугивать клиентуру. Вторая версия менее благостная. Она сводится к тому, что франчайзи – совершенно независимое от франчайзера юрлицо. Так что в случае каких-либо проблем клиент побежит жаловаться в головной офис, и категорическое требование указывать свой статус – следствие желания владельца торговой марки оградить себя от возможных претензий. Самим франчайзи все это, по понятным причинам, не нравится (им бы хотелось, чтобы права потребители качали где-нибудь подальше от них – офис франчайзера вполне для этого подойдет) – отсюда и мелкий шрифт. Впрочем, о юридических особенностях этой схемы бизнеса мы еще поговорим чуть ниже.


Как работают?


Вероятно, главный для потребителя вопрос: лучше или хуже франчайзинговые компании обычных? Ответы оказались очень разнообразными. Ожидаемо искрились позитивом слова тех, кто сам занимается франчайзингом: и Роман Мурадян («МИЭЛЬ-Франчайзинг»), и Нури Катц (Century 21) рассказали о замечательных программах контроля, которые «не позволяют франчайзи отклоняться от стандартов компании и обеспечивают единообразие высококачественного сервиса в любом офисе, вне зависимости от того, в каком городе или регионе он находится».


Люди, находящиеся вне системы франчайзинга высказывались по-разному. К наибольшим оптимистам можно отнести Алексея Белугина («Мэтр Роше»). Суть его слов сводилась к тому, что франчайзи – это чаще всего небольшие «семейные» агентства с коллективом в 5-20 человек. Такому бизнесу жизненно важно сохранить репутацию, получать рекомендации бывших клиентов и т.п. С другой стороны, они обладают и всеми преимуществами крупных структур, позволяющими продавать объекты недвижимости в минимальные сроки по максимальной цене.


Марина Маркарова (MAYFAIR Properties) тоже скорее оптимистична – она напоминает, что, помимо бренда, франчайзи получают и бизнес-модели, разработанные и опробованные франчайзером. «Однако человеческий фактор и местную специфику никто не отменял», - существенно разбавляет свой комплимент эксперт.


А вот мнения скептиков. Александра Кадченко («МИАН») говорит, что «на практике уровень оказываемых услуг может не соответствовать ожиданиям клиентов. Имели место случаи, когда у агентств-франчайзи головная компания отбирала франшизу по причине низкого уровня качества и последующих жалоб клиентов». И совсем суров Олег Самойлов («Релайт-Недвижимость»). Он напоминает, что небольшие компании, работающие под «собственными» именами, более склонны развивать свои торговые марки. А вот те, кто купил франшизу, могут позволить себе работать, не тревожась о возможных репутационных проблемах обладателя бренда: если репутация этого бренда вдруг пошатнется, всегда можно купить новую франшизу.


Ознакомившись со всеми этими в высшей степени разнообразными мнениями, автор пришел к однозначному выводу: чудес не бывает. Выбирая агентство и агента, потребителю придется потрудиться, выискивая отклики о нем как среди своих знакомых, так и в Интернете. Однозначно утверждать, что франшиза – это «знак качества» (или «некачества») – это, знаете ли, было бы слишком просто…


Контролировать вроде можно, но…


Вопрос, которого мы выше уже касались вскользь – но он принципиальный, и к нему надобно вернуться. Не все потребители понимают, но – несмотря на вывеску – франчайзи – это юридически совершенно независимое предприятие, которое просто работает под маркой крупной компании. Если клиента хорошенько обуют в таком агентстве, жаловаться в головной офис бесполезно: там скажут, что обманувшие вас окаянцы – это ООО «Три таракана» с уставным капиталом в 10 тыс. руб., и никаких рычагов давления на них нет. Максимум, что может сделать франчайзер – это лишить такую компанию франшизы. Ну и, конечно, попутно утопить в море своего презрения. Маловато: презрение вообще нематериальная категория, а лишение франшизы при ближайшем рассмотрении тоже маловероятно. Ведь в этом случае франчайзер лишается милого его сердцу роялти, что в кризисных условиях было бы полнейшей бесхозяйственностью.


Одним словом, подводит итог Георгий Дзагуров, генеральный директор компании Penny Lane Realty, «никаких гарантий головной офис по работе франчайзи не дает! Надежнее работать действительно с компанией, которая в случае неудачи отвечает своими средствами, в том числе своим добрым именем».


Добавим от себя, что контролировать своих франчайзи головному офису сложно – даже если такое желание возникает. Вот, к примеру, рестораны быстрого питания (тот же «Макдоналдс» в большинстве стран работает по франчайзинговой схеме). Чтобы проверить его, можно прийти инкогнито, купить пяток бутербродов – и дело в шляпе. Процедура займет 15 минут и 300 руб. А в недвижимости? Раз в несколько месяцев продавать квартиру, не имея в этом никакой надобности? Накладно выйдет… В общем, несмотря на все разговоры об имеющихся у них «тайных технологиях», проверки в основном сводятся к выяснению того, сколько в офисах столов и выкрашены ли стены в корпоративные цвета.


Резюме


Как и множество западных придумок, франчайзинг активно развивается. Франчайзеров в мире уже многие тысячи, счет компаний-франчайзи идет на миллионы. Не остается в стороне и сфера недвижимости – хотя, конечно, кризис тут изрядно подзаморозил прежде бодрое развитие.


Единственное, от чего хотелось бы предостеречь, – это от надежды, что новое веяние сразу решит все проблемы. Что все риелторы сразу станут честными и голубоглазыми. С точки зрения потребителя, франчайзинговые компании не хороши и не плохи – они в принципе такие же, как и все остальные игроки этого рынка. И при взаимодействии с ними нужно проявлять те же качества, и в первую очередь осторожность и здоровый скептицизм.


По материалам журнала Metrinfo.Ru


Владимир Абгафоров   


Наша задача — увеличить долю российских брендов до 75%
Рынок лабораторной диагностики: мнения лидирующих франчайзеров
Hilton на выставке франшиз BUYBRAND Expo 2016
«По своим правилам» Выпуск 4. ООО "АЛЕРИ ТЕХНО"



Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Приятно видеть, как российский бизнес выстраивает свой успех и тиражирует его вместе со своими партнерами. В этом и есть суть франчайзинга – придумать и воплотить успешную идею, а затем повторять ее вновь и вновь»

Эндрю Уизерс
управляющий
директор
Southern Fried Chicken

Календарь событий


12:34, 09 декабря 2016г.   Войти / Выйти