Гастрономическая неделя

Нас накормят по франчайзингу. Смогут ли россияне столько съесть?
25.11.2011 3450

Смотреть франшизы в Каталоге

Ерлан ЖУРАБАЕВ

Этот пятничный обзор уходящей недели по событиям получился узконаправленным на желудок. Дело в том, что сети фастфуда не унимаются в России, подрастают процентов на десять в год и всё им мало! В 2010 году российский рынок общественного питания приблизился к 26 млрд долларов. В 2011 году рост продолжился, несмотря на охлаждение экономики. Видно, у россиян отменный аппетит и никакие выборы без выбора не могут испортить им настроения. Итак, перейдём к гастрономическим кусочкам нашей недельной истории.

Американская бургерная, премиальная, если можно так выразиться, сеть с официантами – «Карлс Джуниор» (Carl's Jr.) – открыла свой четвертый ресторан в Новосибирске (первый в отдельно стоящем здании). Произошло это на проспекте немецкого революционера Карла Маркса, тёзки Карла Карчера, основателя бургерного предприятия Carl's Jr. Любопытно, что основоположник социализма Маркс писал из 19 века о браке, прямо как о франчайзинговом партнёрстве: «Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз вступил в него». Словно обращаясь к будущим (нынешним) франчайзерам он добавил: «Если ты любишь, не вызывая взаимности, то твоя любовь бессильна, и она — несчастье».

Но вернёмся на новосибирский проспект Карла Маркса, приютивший новое заведение «Карлс Джуниор». Ранее здесь долгое время изымал деньги из игроманов клуб столичной азартной сети «Вулкан», а изначально размещался ресторан «Кин-Дза-Дза». Как сообщил Евгений Михиенко, директор компании «Яркая звезда» (российский франчайзи Carl's Jr.), компания ведет переговоры с собственниками и других помещений, собираясь открыть еще минимум два ресторана – по одному на правом и левом берегу великой сибирской реки Обь, рассекающей город.

Сеть Carl's Jr. в России не очень-то на слуху – всего-то два десятка заведений, большей частью в СПБ. Поэтому поведаю некоторые любопытные факты. Карл Карчер вместе с женой Маргарет однажды одолжили 311 долларов под залог своего «Плимута», добавили 15 долларей и купили первую тележку для продаже горячих бутербродов. Было это в военном 1941-м в жаркой Калифорнии, в городе ангелов, сытых духом небесным, – в Лос-Анджелесе. Супружеская чета принялась удовлетворять аппетиты смертных, а они грешили чревоугодием. Хот-доги, пирожки, бутерброды с мясом, острым чили и толченой кукурузой – 10 центов штука – и содовую за 5 центов. Первый же день, согласно нынешней официальной корпоративной версии, принес им 14,75 доллара. К концу 1940-х годов Карл уже имел несколько тележек и придорожный ресторан «Барбекю». Сегодня на компанию работают более 3000 ресторанов в собственности или по франчайзингу в 44 штатах США и 13 странах мира.

В России посетителей Carl's Jr. часто поражают фирменные стаканища литра на два. Дело в том, что в этих заведениях напитки безлимитны, и ты сам наливаешь в стакан-стаканище из специального аппарата. И ясно, что при таком раскладе ты нальёшь себе скорее очень много, чем умеренно. Как только твой вредный, но вкусный, приготовленный на открытом огне бургер готов, официант выносит его в зал и опознаёт заказчика по номеру заказа, который ставится на стол.

Теперь об утрате японского гастрономического духа. ООО «Гинза проджект», развивающее сеть «Япош», в том числе франчайзинговых, всё больше склоняется к новой концепции «менее японского» ресторана. Новый ресторанный бренд «Оки Доки» задуман как «еда без границ» с меню в духе гастрономического плюрализма – в нём сходятся блюда европейской, японской и русской кухонь. Такие заведения начали появляться месяц назад в Москве, их уже пять и все на месте «Япош». Средний чек в них колеблется от 600 до 800 руб.

Как указывает «Деловой Петербург», первый питерский «Оки Доки» может начать работу до конца года на месте одной из невезучих «Япош», что на улице Одоевского.

Сеть «Оки Доки», как и проект «Песто кафе», управляется специально созданным подразделением холдинга «Гинза проджект». «СПАРК-Интерфакс» со ссылкой на совладельца этого бизнеса Алексея Романова сообщает, что «Оки Доки» – это не ребрендинг «Япоши», а именно новая концепция. Что касается «Япош», то они продолжат иметь место быть.

Теперь о мексиканской кухне. Придёт ли к нам Taco Bell? Гигант мирового фастфуда компания Yum! Brands (у нас известна заведениями KFC и Pizza Hut) собралась привести в Россию свою третью сеть – мексиканские закусочные Taco Bell. В официальных заявлениях говорится что, Yum! Brands хочет зарегистрировать в РФ бренд Taco Bell в классах продуктов питания и добавок и в разряде кафе.

Правда, зарегистрироваться, это ещё не значит приступить к практической деятельности. В головном офисе американского гиганта заявили по этому поводу: «В компании было зарегистрировано несколько товарных знаков Taco Bell, включая русскую транслитерацию. Мы постоянно находимся в процессе регистрации каких-либо новых товарных знаков, либо ее продления. В России запуск Taco Bell пока не планируется».

На территории США работает 5,6 тыс. закусочных Taco Bell. Их фишка – адаптированная мексиканская кухня, то есть не столь острая, как в оригинале. Можно выжить, не заливая пивом.

Целая плеяда российских рестораторов решила накормить Лондон нашими концепциями. Именно этим делом занялись «Арпиком», упомянутая Ginza Project и группа компаний Аркадия Новикова. В декабре в престижном районе Найтсбридж откроется ресторан холдинга Ginza Project с игривым названием «Мари Vanna». Эта ресторанная концепция обкатана в Петербурге, Москве и Нью-Йорке. Хотя она основывается на русской кухне и русском духе в интерьере, за проект отвечает генеральный менеджер-англичанин.

В будущем году откроется заведение, однофамильное с владельцем – Novikov Berkley с азиатским и итальянским меню. По мнению Аркадия Новикова, делать русский ресторан в лондонском деловом квартале было бы неправильным. Кстати, даже в этом элитном районе британской столицы аренда обойдется ресторатору в два раза дешевле, чем на Тверской в Москве. Более того, контрактом предусмотрено, что первый год аренды будет бесплатным, что абсолютно невозможно в российской столице. И всё равно, как полагают эксперты, проект выйдет на прибыль не ранее, чем через шесть-семь лет, и может стать первым в сети ресторанов Novikov в городах Старого Света.

Примечательно, что именно Лондон служит испытательным полигоном для российских рестораторов, мечтающих о кулинарном покорении Европы.

Ближе к концу недели «Росинтер Ресторантс Холдинг» известил о том, что собирается до конца года открыть шесть точек в Нижнем Новгороде, Новосибирске и Ростове. Планы на первое полугодие 2012-го: запуск 15 собственных и 15 франчайзинговых заведений. И ваши и нашим поровну. В 2012-2013 годах «Росинтер» задумал усилить конкурентные позиции брендов Il Patio и «Планета суши» за счет обновления их концепций. Изменения коснутся дизайна и меню, при этом рестораны останутся в среднем ценовом сегменте.

«Мы будем развивать новый формат ресторанов – Il Patio Vita Fresco. Первый магазин открыт в Москве в районе метро «Маяковская», – сообщил гендиректор ООО «Росинтер Ресторантс» Сергей Зайцев. – Рестораны этого формата отличаются новым дизайном интерьеров и меню». Я лично слышал отзывы франчайзи, что новый дизайн им нравится больше, но они уже работают в старом.

Да, что и говорить, значимый рост демонстрируют почти все сети. Но особенно быстро количественно развивается Subway Russia. Вице-президент этой частной (private company) компании Геннадий Кочетков обнародовал некоторые данные, характеризующие динамику его компании. Я связался с г-ном Кочетковым и выяснил следующее. До конца года Subway надеется открыть ещё около 40 франчайзинговых точек. У американского гиганта традиционно нет собственных заведений – только партнёрские, редкий, кстати, случай во франчайзинге. Геннадий Кочетков считает, что уже 2011-й год позволит навсегда обогнать сеть McDonald’s. Замечу, однако, что площадь бургерных на порядок больше площади бутербродных.

Между тем в 2012 году Subway совершит в России мощный рывок: запустит примерно 200 точек. Вместе с ожидаемым итогом 2011-го – 320 заведений – это составит 520-525 точек. Такой ориентир поставлен перед менеджерами. Этой теме будет посвящен отдельный обзор.

А пока, напоследок еще цитата из Маркса, обращенная к нам, потомкам: «В прямом соответствии с ростом стоимости мира вещей растет обесценение человеческого мира». Классик, до сих пор уважаемый на Западе, удивительным образом полтора века назад предсказал и описал и нынешний финансово-экономический кризис: «Владельцы капитала будут стимулировать рабочий класс покупать все больше и больше дорогих товаров... Толкая их тем самым к тому, чтобы они брали всё более дорогие кредиты до тех пор, пока кредиты не станут невыплачиваемыми. Невыплачиваемые кредиты ведут к банкротству банков, которые будут национализированы государством, что в итоге и приведет к возникновению коммунизма».

Добавлю от себя: коммунизм сделает фастфуд полезным для здоровья. А пока – кто куда, а я в IL Патио к франчайзи года Всеволоду Рокетлишвили, о котором мы писали http://www.buybrand.ru/history/?ELEMENT_ID=1856. В московских итальянских IL Патио много чудных средиземноморских морепродуктов-афродизиаков, и официанты родом из среднеазиатских республик. Официанты эти, если их разговорить, очень удивляются: зачем кушать за свои деньги отвратительных морских гадов без чешуи, если можно мяса заказать? Если у кого есть, что им возразить пишите на fportal@expomtg.com. Мы им, письменно возразим!



Наша задача — увеличить долю российских брендов до 75%
Рынок лабораторной диагностики: мнения лидирующих франчайзеров
Hilton на выставке франшиз BUYBRAND Expo 2016
«По своим правилам» Выпуск 4. ООО "АЛЕРИ ТЕХНО"



Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Приятно видеть, как российский бизнес выстраивает свой успех и тиражирует его вместе со своими партнерами. В этом и есть суть франчайзинга – придумать и воплотить успешную идею, а затем повторять ее вновь и вновь»

Эндрю Уизерс
управляющий
директор
Southern Fried Chicken

Календарь событий


00:57, 09 декабря 2016г.   Войти / Выйти