Франчайзинг чрезвычайно полезен для отдельных секторов экономики

09.08.2018 501

Смотреть франшизы в Каталоге




Андрей Нечаев: Мы знаем мировой опыт в этом плане, и в первую очередь, опыт западноевропейских стран, где малый и средний бизнес даёт где-то примерно 70% валового внутреннего продукта, более того, что важно для современной экономики, именно средний бизнес является в значительной степени источником инноваций. Вот наиболее известные прорывные примеры последних десятилетий, такие, как, скажем, Apple, Билл Гейтс, Google, Facebook, и так далее, современные прорывные технологии, они начинались даже не как средний, а даже как малый бизнес, некоторые вообще начинали в гараже. Это некий миф, что источником инноваций могут быть только крупные компании. Конечно, если речь идёт о космических полётах, то да, действительно, это должны быть крупные компании. Выдающийся пример Илона Маска показывает, что компания, которая сейчас стопроцентно является лидером в области освоения космоса, начиналась как компания малого бизнеса.

Малый и средний бизнес является на Западе основным субъектом экономического роста. А в России экономический рост построен на крупных, а в последние годы, в значительной степени, на государственных компаниях, поэтому он гораздо более уязвим с точки зрения устойчивости экономического роста. Скажем, вы реализуете какой-то крупный государственный проект – «Мост на остров Русский», «Олимпиаду», «Крымский мост», и так далее. Пока проект идёт, он стимулирует экономический рост, когда он закончился, у вас обвал, поскольку госинвестиции не подкреплены частными инвестициями, в том числе, со стороны малого и среднего бизнеса.

Андрей Нечаев: Это вопрос на самом деле непростой, смотря что понимать под средним классом. Если это определённый уровень жизни, определённый уровень благосостояния и доходов, условно: доходы в месячном исчислении – от трёх-четырёх тысяч долларов, наличие собственной недвижимости, автомобиля и современных предметов длительного пользования, и так далее, то, конечно, такой средний класс в России есть. Однако его специфика состоит в том, что значительную часть этого среднего класса у нас составляют чиновники, работники правоохранительных органов, менеджеры госкомпаний. Если во всём мире средний класс – это, скажем так, служивая интеллигенция, то есть, врачи, учителя, профессора университетов, а также владельцы малого и среднего бизнеса, какая-то часть менеджеров крупных частных компаний, то у нас, повторюсь, это в значительной степени чиновники, работники госкомпаний, работники правоохранительных органов, причём во многих случаях это связано не с их зарплатой, а с их неформальными доходами.

Андрей Нечаев: Конечно, в России всё это тоже есть, я говорю о некоторой специфике среднего класса в России, о том, что его сильно отличает от среднего класса на Западе. И если на Западе средний класс является общепризнанной опорой демократии, основой устойчивости государства за счёт сменяемости власти, то у нас специфика среднего класса накладывает определённый отпечаток и на его политические воззрения.


Андрей Нечаев: Конечно, нет. При всех разговорах о необходимости перехода на инновационный путь развития, на экономику знаний и так далее, у нас в экономике не создана конкурентная среда, или она в значительной степени подавлена. Какой бы сектор экономики мы не взяли, ключевую роль в нём играют государственные или подконтрольные государству компании, причём в последние годы эта тенденция резко усилилась. Скажем, новое явление буквально последних двух лет – практически тотальное огосударствление банковского сектора, когда все крупнейшие частные банки перешли под контроль Центрального банка, то есть, государства.

Когда у вас есть конкурентная среда, то для вас инновации естественны. За счёт инноваций бизнес пытается получить хотя бы временную сверхприбыль, получить новую или расширить свою нишу на рынке.

Если у вас устойчивость вашей компании связана с отношениями с государством, если вы играете в своём секторе монопольную роль – зачем вам инновации? У вас итак всё неплохо. Попытки навязать инновации сверху абсолютно бесперспективны, на мой взгляд. Инновации должны, как трава через асфальт, расти сами.

Андрей Нечаев: Состояние малого и среднего бизнеса производно от предпринимательского климата, и он у нас крайне неблагоприятный. У нас нет реальной защищённости частной собственности, - это главное. Сплошь и рядом на самом разном уровне, начиная от крупных компаний и кончая самыми мелкими, бизнес сталкивается с ситуацией, когда приходят все, кому не лень, образно говоря, с самыми разными погонами и портфелями, и говорят: «Делиться надо». Административно-коррупционная нагрузка на бизнес еще тяжелее легальной нагрузки в виде налогов. Главная проблема налоговой системы не в ставках налогов и даже не в расчетах налоговой базы – она в налоговом администрировании. Нынешний президент, когда в прошлый раз был нашим президентом, назвал его налоговым рэкетом, и мало что поменялось с тех пор в лучшую сторону.

Среди российских предпринимателей есть такая горькая шутка, что собственность в России – понятие временное и условное, поэтому у нас не развиваются частные инвестиции, или, по крайней мере, развиваются гораздо меньше, чем нужно было бы, чтобы в России был серьёзный экономический рост.

Андрей Нечаев: Франчайзинг – безусловно, полезный и серьёзный инструмент, причём именно для малого и среднего бизнеса. Понятно, что он распространяется не на всю экономику. Всё-таки, франчайзинг – это, как правило, сфера услуг, к примеру, он очень распространён в общественном питании. На Западе, наверное, практически все сети общественного питания – это как раз система франчайзинга. Он во всём мире получил развитие в определённом наборе секторов, для которых он, безусловно, полезен.

Если речь идёт о специфической инновационной продукции, франчайзинг не поможет. Айфоны изобрели не в рамках франчайзинга.

С другой стороны, если у вас неблагоприятный предпринимательский климат в целом, то он точно так же неблагоприятен и для франчайзинга. Да, у вас появляется отработанная технология, да у вас появляется раскрученный бренд, да, у вас есть некие консультанты, которые снижают ваши коммерческие риски, не бесплатно, конечно, но тем не менее. Но ещё раз говорю – если у вас собственность не защищена, и вы открыли, например, кофейню по франшизе, а к вам приходит участковый, и говорит: «Делиться надо», потом приходит специалист «Роспотребнадзора» и говорит: «Делиться надо», потом приходит пожарник и говорит: «Делиться надо», потом приходит налоговый инспектор и говорит: «Делиться надо», то франшиза вам мало чем поможет. Неформальные отношения с государственными и контролирующими органами франшизой не покрываются.

Конечно, у нас еще есть остатки рыночной экономики, в созданием основ которой мы обязаны правительству, в котором я работал. Есть и остатки малого и среднего бизнеса. Конечно, открывается множество предприятий, например, кафе. Только проблема в том, что вот вы сегодня пошли, - тут было кафе, а завтра вы проходите, а его уже нет. Бизнес не выдержал нагрузки, связанной с той средой, в которой он вынужден существовать. Вот в чём беда-то.

И второе. Малый бизнес и начать-то непросто. Я изучал систему в Германии, например, в Гамбурге. Вы приходите в мэрию, и вам помогают оформить все документы, помогают найти аренду для того заведения, которое вы хотите открыть, и так далее. У нас, за малым исключением, ничего подобного нет. Есть некая институция, под «Внешэкономбанком», корпорация малого и среднего предпринимательства, но очень малое количество малых предпринимателей имеет реальный шанс прикоснуться к этим относительно льготным деньгам. И дело не только в деньгах. Вообще у нас система государственной поддержки малого и среднего бизнеса очень популярна на уровне рассуждений наших высших чиновников и очень неэффективна на уровне её практического существования. Но главный тезис любого малого предпринимателя – не надо помогать, вы хотя бы не мешайте. С этим у нас тоже не очень хорошо. Поэтому, если даже малый бизнес у нас возникает, он редко вырастает в крупный. Я вот сейчас с ходу даже не могу припомнить последних примеров, вот из девяностых помню – например – крупная корпорация «Евросеть», изначально возникла вообще из палатки, которую её основатели держали в Лужниках. Позже открыли первый магазинчик на Тверской, и даже арендовали у меня помещение в «Российской финансовой корпорации», которую я когда-то возглавлял, - вот с этого начиналась империя «Евросети». Потом её у них отобрали. А вот подобных примеров из более близкого времени я уже и не припомню.

Андрей Нечаев: Ну, я, тем не менее, думаю, что если бы он не продавал алкоголь в Лондоне, а продолжал развивать свой бизнес в России, это для страны было бы полезнее.

Франчайзинг во всём мире – это крупные частные компании. Это всегда частные компании. Я не знаю примеров государственного франчайзинга. Во всём мире, если мы говорим о западных странах, государственные компании не развиты. Они есть, но в очень ограниченном наборе секторов. В странах с либеральной экономикой роль госсектора невелика. Например, в США сектор этот составляет 3,5% ВВП.

У нас есть закон о том, что в рамках госзаказа и в рамках закупок госкомпаний должна быть некая квота у малого бизнеса. Как правило, она не соблюдается.

Если мы говорим о франчайзинге, то государство франчайзингом не занимается. У нас точно – сто процентов – нет, но и во всём мире я этого не слышал.


Андрей Нечаев: В некоторых секторах развитие франчайзинга, без сомнения, может ускорить развитие малого и среднего бизнеса. Но при прочих равных условиях. Если у вас прочие условия плохие, то и франчайзинг у вас не станет палочкой-выручалочкой. Если общие условия вы в состоянии улучшить, то франчайзинг может к этому привнести некоторые дополнительные импульсы развития малого и среднего бизнеса.

Ваш BUYBRAND.RU



2-я серия 3-го сезона проекта «ФРАНШИЗА В ХОРОШИЕ РУКИ». Красивое соревнование за СОВЕТСКИЕ АПТЕКИ
«Франшиза в хорошие руки» выпуск 1, 3-го сезона, франшиза MYBOX
Бенжамин Саймон о российском рынке, последних изменениях в компани
Франшиза «33 Пингвина» открывает Китай и другие страны
Arena Space идет на Запад
Когда пиццу начнут доставлять роботы?



BUYBRAND EXPO 2018

Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Чтобы стать нашим франчайзи, надо пройти семь кругов ада. Но только так можно определить, что ему действительно это надо: владелец пароходов, который повелся на моду, вряд ли будет готов работать поваром на кухне»
Иван Зайченко
Основатель сети
«Сушкоф»

Календарь событий


06:58, 22 августа 2018г.   Войти / Выйти