Аэропорты преткновения

Что мешает сетям дотянуться до пассажиров?
22.05.2012 1429

Смотреть франшизы в Каталоге

Ерлан ЖУРАБАЕВ

Для начала – цена вопроса, то есть, сколько собственно пассажиров перемещаются по аэропортам России и мира. По данным Росавиации, в 2010 году российские авиакомпании перевезли около 57 млн пассажиров, из них около 27,7 млн – на международных линиях. Для сравнения: самым крупным авиарынком останутся США, которые уже через три года будут обслуживать 671 млн пассажиров на внутренних авиарейсах плюс 215 млн на международных (вот это рынок!). Во всём мире, как посчитала Международная ассоциация воздушного транспорта, станут авиапассажирами в 2014 году около 3,3 млрд, что на на 32%, превысит показатель 2009 года.

Совсем недавно в Москве прошла конференция «Неавиационные доходы: руководство по увеличению прибыли». Несмотря на нефранчайзинговое название она напрямую касалась сетевого бизнеса. Дело в том, что немало сетевых ресторанов работают в аэропортах и, несмотря на арендную дороговизну, их владельцы довольны уровнем выручки. Что касается продаж алкоголя, то они там бьют рекорды. Поэтому, как правило, франчайзеры, по крайней мере общепитовские, оставляют аэропорты сугубо под корпоративное развитие.

Между тем доля от неавиационных услуг даже в ведущих российских аэропортах здорово не дотягивает до мировых показателей. Одёжный ритейл в отличие от ресторанного не очень спешит в наши аэропорты. Почему? По простой причине дороговизны аренды помещений при недостаточном потоке покупателей. И далеко не все пассажиры готовы покупать, они же не в торговый центр целевым порядком отправились. Они прежде всего пассажиры и лишь потом покупатели. Между тем арендные ставки, по словам франчайзеров, обычно в два раза выше, а порой и более, чем в городе. Потому и арендуются, как правило, небольшие площади.

Хорошо, когда-то в аэропортах был сильный дефицит коммерческих площадей, розничных точек было мало, и они могли торговать по монопольным «островным» ценам. Но теперь-то положение изменилось, вспомним торговые просторы Домодедово, Шереметьево, Пулково, Сочи, кстати, не слишком оживленные. Конкуренция теперь высока, а поток пассажиров так быстро не растет.

Ну ладно, можно объяснить арендную дороговизну на Тверской, на лондонской Оксфорд-стрит или Пятой Авеню в Нью-Йорке – там масса людей, в том числе пафосных, с настроением купить, блеснуть. Но в аэропортах многие не склонны покупать на ходу, в дорогу, тащить с собой в два конца. Поесть да, но не одежду покупать по заоблачным ценам, вылетая туда, где она гораздо дешевле.

Итак, есть голодный пассажир, готовый есть, особенно если как следует задержать его рейс, и платить по ударным чекам. Даже сетевые рестораторы, везде работающие по принципу одинаковых фирменных цен, часто вынуждены ставить в аэропортах повышенные (отличные от города) ценники, нарушая собственные принципы ради оправдания арендных выплат, дорогой клининг помещений и прочие технические услуги.

И всё же разговоры с представителями «Росинтера» и других сетей фаст-фуда свидетельствуют о высокой маржинальности общепитовской работы в аэропортах. Этот факт они объясняют усеченно-упрощенным меню при высоких ценах, о которых я уже упоминал. Ну и заказ алкогольных напитков –в два раза выше, чем в городе. Именно поэтому рестораторы наши аэропорты освоили, многие пока довольны. В качестве примера можно привести франчайзинговые «Шоколадницы» и «Кофи Хаузы», которые освоили аэропорты Москвы, Петербурга, Сочи, Екатеринбурга и других городов. Это «Сбарро» и другие сети «Г.М.Р. Планеты гостеприимства», и «Крошка-картошка», и трактиры «Ёлки-палки», и целая россыпь заведений «Росинтера»: Il Patio, T.G.I. Friday’s, «Планета Суши», «Сибирская корона», Costa Coffee. Собирается с силами Макдональдс.

А вот одёжные франчайзинговые ритейлеры не видят особой аэропортовой выгоды – трудно искать черную кошку по кличке Выгода в темной комнате, особенно, если ее там нет. Авиапассажир добирается в аэропорт вылета не для того, чтобы купить там пиджак или плащ и таскать его за собой по европам, где что пиджаки, что юбки дешевле, а о выборе уж и не говорю.

По числу аэропортовских точек лидируют «Хорошие новости», триумфально шествуя по аэропортам страны. На «почитать» там хороший спрос. Неплохие перспективы в аэропортах у обслуживающих фирм: маникюрных салонов, парикмахерских, которых очень мало, для массажных, которых просто нет. Всё что помогает полезно «убить» время в ожидании рейса имеет хороший потенциал спроса. Здесь масса вариантов дополнительных услуг, помимо чисто питательных удовольствий. Ведь многие люди элементарно сыты, их еще и бортовое питание ожидает, и они это учитывают. На ум приходит развлекательная франшиза 5D Синема (мини-кинотеатры Yotto ExoFilm). Почему бы подобную услугу не предлагать скучающим пассажирам? Есть еще «стрелялки», «ходилки» и даже развивающие игры от компании Gametrade, тоже, как и Yotto, участвовавшей в нашей прошлогодней выставке.

Участвовавшая в упомянутой конференции гендиректор компании EMTG Екатерина Сойак, говоря уже о присутствующих в аэропортах франчайзерах и об увеличении их прибыли, посоветовала не забывать о многочисленных служащих самих аэропортов. Очевидно, что при этом придётся разработать отдельную программу лояльности для покупателей-служащих (их то точно нельзя убивать ценами). Но зато это постоянный дополнительный источник доходов. 

Помимо арендной дороговизны у компаний, управляющих аэропортами, есть ещё один крупный минус, мешающий повышению их непрофильных доходов. Во франчайзинговом сообществе плохо знакомы с их спецификой. Нет промоушена. Лучшим местом для него является выставка BUYBRAND, которая на этот раз пройдет в октября, как всегда в Экспоцентре. Управляющие компании и авиаперевозчики могли бы со своих стендов, а также на деловом форуме, предметно поработать с топ-менеджерами сразу 200 брендов и с тысячами действующих и потенциальных франчайзи. Очень многие бренды, ныне раскинувшие сети по всей России (в основном минуя аэропорты), стартовали именно на Байбренд. В этом году на выставке ожидается немало новых весьма успешных концепций из охваченного кризисом Евросоюза. Стремясь снивелировать потери на родине, правообладатели настроены весьма решительно. Так нужно с ними работать, показывая возможности зон вылета и прилёта, готовность к коммерческому компромиссу.

Общий интерес сетевики могут найти не только в самих аэропортах, но и, например, с кейтеринговыми компаниями, теми, кто занимается бортовым питанием. Сразу скажу, что я ни с кем эту тему не обсуждал, но ведь ничто не мешает нам порассуждать гипотетически, нащупать подходы, принципы. Вот есть сеть бутербродных Subway, бурно развивающаяся, так сказать, на поверхности земли. Только в текущем году запланировано открыть ещё 535 (!) новых точек, часть из них со старыми франчайзи, уже имеющими опыт управления этими заведениями. А представьте, насколько удобны и эксклюзивны фирменные комплексные бутерброды, знакомые многим людям, в качестве бортового питания, когда не надо орудовать вилкой и ножом в стиснутом пространстве. Это здорово – приделать крылья знаменитым сетям – ко всеобщей выгоде, с учетом интересов друг друга.



Наша задача — увеличить долю российских брендов до 75%
Рынок лабораторной диагностики: мнения лидирующих франчайзеров
Hilton на выставке франшиз BUYBRAND Expo 2016
«По своим правилам» Выпуск 4. ООО "АЛЕРИ ТЕХНО"



Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Приятно видеть, как российский бизнес выстраивает свой успех и тиражирует его вместе со своими партнерами. В этом и есть суть франчайзинга – придумать и воплотить успешную идею, а затем повторять ее вновь и вновь»

Эндрю Уизерс
управляющий
директор
Southern Fried Chicken

Календарь событий


17:11, 08 декабря 2016г.   Войти / Выйти