Мексиканский пример

Развитие франчайзинга через комплексную общенациональную программу
05.07.2012 1477

Смотреть франшизы в Каталоге

Есть ли зарубежный опыт, который можно было бы рассмотреть в качестве оптимальной модели развития в области франчайзинга? Именно таков мексиканский пример. Его в беседе с Ерланом ЖУРАБАЕВЫМ изложил владелец местной консалтинговой фирмы Ференц ФЕХЕР, давно сотрудничающий с компанией EMTG.

В начале 2005 года именно он принимал участие в разработке чрезвычайно плодотворной финансовой программы по развитию франчайзинга в этой стране. Суть её такова. Государство выдаёт по $20 тыс. трём субъектам франчайзинговых отношений: компаниям, собирающимся запустить партнёрские программы, их франчайзи и консалтинговым компаниям, работающим в этом секторе экономики для поощрения на овладение франчайзинговыми премудростями и их популяризации. Уже через год после массированных микро-вливаний, число франчайзинговых предприятий в стране выросло на 20%. Детальному рассмотрению этого опыта посвящено предлагаемая беседа с г-ном Фехером.

- Расскажите о себе, о карьере. Судя по имени, вы венгр по национальности?

- Я мексиканец венгерского происхождения. Мои родители моих родителей эмигрировали в Мексику. Но отец и мать были рождены здесь, соответственно, моя венгерская фамилия подарок от них.

Я получил степень бакалавра в сфере бизнес-администрирования в известном в Мексике учебном заведении TEC de Monterrey. С окончанием университета совпало приглашение на работу в магазин электроники, владельцами которого были друзья моего отца. Первоначально идея состояла в том, чтобы применить на практике приобретенные мною навыки, а именно: помочь расширению бизнеса, в котором изначально работали только члены семей владельцев. Я быстро понял, что расширение бизнеса натыкается на проблему нехватки кадров.

- И вам пришла в голову плодотворная франчайзинговая идея!

- Да, было принято решение продолжить развитие семейного бизнеса с помощью франчайзинга, и я, инициатор, естественно, стал ответственным за этот проект. С этого момента я влюбился в этот способ ведения бизнеса и полностью подписываюсь под словами Конфуция: «Найди работу, которая тебе нравится, и тебе больше не придется работать ни одного дня в жизни». Сейчас я могу сказать, что, проработав 20 лет в сфере франчайзинга и спустя 10 лет после открытия собственной консалтинговой фирмы Ferenz&Ferenz, я не провел ни один день, не наслаждаясь жизнью.

- Здорово, эх, мало во мне любви к паушальным взносам! Я, кстати, встречал немало подобных вам людей и в нашем, российском франчайзинговом сообществе. Давайте теперь поговорим о предыстории вопроса: как ваши чиновники и участники франчайзинговых отношений пришли к необходимости целевой программы? Какие персоны и организации были среди инициаторов, а какие тормозили? Давайте нащупаем какую-то логику мексиканского примера.

Отсутствие кредитования и высокие процентные ставки, взимаемые банками с франчайзеров, привели к интенсивному лоббированию Мексиканской ассоциацией франчайзинга и консалтинговыми компаниями соответствующих поправок в попытке придать более четкую форму несовершенным законам в этой области, принятым администрацией президента Винсенте Фоксе.

- Ференц, давайте скажем пару слов о бывшем и весьма запомнившимся мексиканцам президенте Мексики, запомнившемся, конечно, не только и не столько франчайзингом. Просто для лучшего понимания того времени, когда франчайзинг в Мексике стагнировал. Президентство упомянутого вами Винсенте Фокса пришлось на 2000-2006 года. Маленький г-н Фокс родился в Мехико в обеспеченной семье испано-ирландского происхождения. Его мать была иммигранткой из Испании, а отец представлял второе поколение ирландских иммигрантов, что и дало ему английскую фамилию. Фоксу довелось работать управляющим всей сети компании Coca-Colaв Латинской Америке – вплоть до своей победы на выборах 2000 года. Успел жениться на «кокакольной» секретарше. Фокс признан одним из самых харизматичных лидеров мира, который, однако, мало что сумел сделать для своей страны. В его период сохранялась массовая бедность, а нелегальная эмиграция в США достигла невиданных размеров (500-600 тыс. человек в год). Можно представить в каком загоне находился франчайзинг при этом харизматике!

- Поэтому мы и начали с поправок к законам и мер административного характера со стороны государства. Цель состояла в создании программы, при которой успешные бизнес-концепций могли бы финансироваться в соответствии с потребностями и спецификой франчайзингового сообщества. 28 февраля 2005 года была создана и широко подана в СМИ Национальная программа франчайзинга (НПФ). Она действовала как неотъемлемая часть Fondo PYME initiative федерального правительства, т. е. госфонда для поддержки национального малого и среднего бизнеса. НПФ явилась катализатором создания и роста франчайзинговых сетей.

- В чем суть программы, какие в ней выявились недостатки и как преодолевались? Кого можно считать её основными действующими лицами?

- У Национальной программы франчайзинга (НПФ) два основных действующих лица. Первое: министерство экономики и, в частности, министр Бруно Феррари. Его отличало чёткое видение и понимание франчайзинга как отличной модели для создания рабочих мест. Он то и настаивал на достаточном финансировании Национальной программы франчайзинга.

Второе действующее лицо: Мексиканская ассоциация франчайзинга, которая представляет франчайзинг в стране и действительно борется за единство и совершенствование деятельности своих членов, за популяризацию в обществе преимуществ франчайзинговой модели.

- Насколько я понимаю, у программы был трудный старт?

- Я бы даже сказал: было тяжёлое детство, так как процесс предоставления займов был изначально очень медленным, но, постепенно всё вошло в норму.

- Поговорим о результатах. На какие цифры удалось выйти?

- Результаты следующие. Государство проспонсировало более 2 тыс. займов для франчайзеров через НПФ в размере более чем $58 млн (как видим, не так уж много денег нужно для перемен, нужна системность – прим. Ерлана Журабаева). Количество отечественных брендов за 5 лет удвоилось с 750 до более чем 1300. Подсчитано, что франчайзеры нанимают более чем 800 тыс. человек.

- Было бы интересно услышать ваши рекомендации российскому франчайзингу. Как по вашему мнению лучше взаимодействовать с госорганами: коллективными открытыми обращениями в СМИ, письмами в ведомства, выработкой основ преобразований и доведением их до ведомств в виде документа?

- Для успешного сотрудничества с государственными чиновниками необходимо продвигать в обществе франчайзинговую модель и ее преимущества. Чем больше общество «образовано» в сфере франчайзинга, тем больше оно может повлиять на правительство и законодательство.

- Есть ли в Мексике что-либо похожее на следующую теоретическую схему, которая кажется нам идеальной? И можно ли её прокомментировать:

- Речь идет о связке «правительство – банкир – франчайзер – франчайзи». Если бизнес франчайзера показывает действительно хорошие результаты, банки могли бы предоставлять для его франчайзи кредиты по сниженным ставкам. Эти кредиты в свою очередь могли бы быть на 50% обеспечены залогом оборудования или другим имуществом франчайзи, а на 50% гарантийными фондами или иными государственными институтами. Сумма госгарантий может быть лимитирована. При этом за кредит под госгарантию может взиматься комиссия. Франчайзер, франчайзи и банк также могут дополнительно заключить соглашение, предусматривающее возможность передачи франчайзеру бизнеса прогоревшего франчайзи с переводом на него долга в случае, если кредит ещё не погашен неудачником.

- Модели «государство – банкир – франчайзер – франчайзи» в Мексике сейчас не существует. Тем не менее, до того как НПФ была сформирована, было несколько попыток создать подобную схему. К сожалению, банки так и не поняли, что проверенная бизнес-концепция, основанная на модели-копии, является хорошим и безопасным вложением.

- Жаль. Боюсь и у нас не получится. Ну и последний вопрос: как, по вашему, кризис повлияет на глобальный франчайзинг?

- Всемирный экономический кризис оказал такое же влияние на франчайзинг, как и на другие виды бизнеса. Ввиду отсутствия кредитования, возможности расширения франчайзинговых сетей оказались существенно замедлены. Эта ситуация в меньшей степени задела страны, не столь зависящие от иностранного франчайзинга, как в случае с, например, Бразилией. В Мексике франчайзинг, хотя и испытал влияние международного экономического кризиса, все же зарекомендовал себя как более гибкая бизнес-модель и даже имел умеренный рост в последние несколько лет, что, разумеется, относится к заслугам в реализации НПФ.



Наша задача — увеличить долю российских брендов до 75%
Рынок лабораторной диагностики: мнения лидирующих франчайзеров
Hilton на выставке франшиз BUYBRAND Expo 2016
«По своим правилам» Выпуск 4. ООО "АЛЕРИ ТЕХНО"



Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Приятно видеть, как российский бизнес выстраивает свой успех и тиражирует его вместе со своими партнерами. В этом и есть суть франчайзинга – придумать и воплотить успешную идею, а затем повторять ее вновь и вновь»

Эндрю Уизерс
управляющий
директор
Southern Fried Chicken

Календарь событий


13:10, 06 декабря 2016г.   Войти / Выйти