Мексиканский пример

Развитие франчайзинга через комплексную общенациональную программу
05.07.2012 1653

Смотреть франшизы в Каталоге

Есть ли зарубежный опыт, который можно было бы рассмотреть в качестве оптимальной модели развития в области франчайзинга? Именно таков мексиканский пример. Его в беседе с Ерланом ЖУРАБАЕВЫМ изложил владелец местной консалтинговой фирмы Ференц ФЕХЕР, давно сотрудничающий с компанией EMTG.

В начале 2005 года именно он принимал участие в разработке чрезвычайно плодотворной финансовой программы по развитию франчайзинга в этой стране. Суть её такова. Государство выдаёт по $20 тыс. трём субъектам франчайзинговых отношений: компаниям, собирающимся запустить партнёрские программы, их франчайзи и консалтинговым компаниям, работающим в этом секторе экономики для поощрения на овладение франчайзинговыми премудростями и их популяризации. Уже через год после массированных микро-вливаний, число франчайзинговых предприятий в стране выросло на 20%. Детальному рассмотрению этого опыта посвящено предлагаемая беседа с г-ном Фехером.

- Расскажите о себе, о карьере. Судя по имени, вы венгр по национальности?

- Я мексиканец венгерского происхождения. Мои родители моих родителей эмигрировали в Мексику. Но отец и мать были рождены здесь, соответственно, моя венгерская фамилия подарок от них.

Я получил степень бакалавра в сфере бизнес-администрирования в известном в Мексике учебном заведении TEC de Monterrey. С окончанием университета совпало приглашение на работу в магазин электроники, владельцами которого были друзья моего отца. Первоначально идея состояла в том, чтобы применить на практике приобретенные мною навыки, а именно: помочь расширению бизнеса, в котором изначально работали только члены семей владельцев. Я быстро понял, что расширение бизнеса натыкается на проблему нехватки кадров.

- И вам пришла в голову плодотворная франчайзинговая идея!

- Да, было принято решение продолжить развитие семейного бизнеса с помощью франчайзинга, и я, инициатор, естественно, стал ответственным за этот проект. С этого момента я влюбился в этот способ ведения бизнеса и полностью подписываюсь под словами Конфуция: «Найди работу, которая тебе нравится, и тебе больше не придется работать ни одного дня в жизни». Сейчас я могу сказать, что, проработав 20 лет в сфере франчайзинга и спустя 10 лет после открытия собственной консалтинговой фирмы Ferenz&Ferenz, я не провел ни один день, не наслаждаясь жизнью.

- Здорово, эх, мало во мне любви к паушальным взносам! Я, кстати, встречал немало подобных вам людей и в нашем, российском франчайзинговом сообществе. Давайте теперь поговорим о предыстории вопроса: как ваши чиновники и участники франчайзинговых отношений пришли к необходимости целевой программы? Какие персоны и организации были среди инициаторов, а какие тормозили? Давайте нащупаем какую-то логику мексиканского примера.

Отсутствие кредитования и высокие процентные ставки, взимаемые банками с франчайзеров, привели к интенсивному лоббированию Мексиканской ассоциацией франчайзинга и консалтинговыми компаниями соответствующих поправок в попытке придать более четкую форму несовершенным законам в этой области, принятым администрацией президента Винсенте Фоксе.

- Ференц, давайте скажем пару слов о бывшем и весьма запомнившимся мексиканцам президенте Мексики, запомнившемся, конечно, не только и не столько франчайзингом. Просто для лучшего понимания того времени, когда франчайзинг в Мексике стагнировал. Президентство упомянутого вами Винсенте Фокса пришлось на 2000-2006 года. Маленький г-н Фокс родился в Мехико в обеспеченной семье испано-ирландского происхождения. Его мать была иммигранткой из Испании, а отец представлял второе поколение ирландских иммигрантов, что и дало ему английскую фамилию. Фоксу довелось работать управляющим всей сети компании Coca-Colaв Латинской Америке – вплоть до своей победы на выборах 2000 года. Успел жениться на «кокакольной» секретарше. Фокс признан одним из самых харизматичных лидеров мира, который, однако, мало что сумел сделать для своей страны. В его период сохранялась массовая бедность, а нелегальная эмиграция в США достигла невиданных размеров (500-600 тыс. человек в год). Можно представить в каком загоне находился франчайзинг при этом харизматике!

- Поэтому мы и начали с поправок к законам и мер административного характера со стороны государства. Цель состояла в создании программы, при которой успешные бизнес-концепций могли бы финансироваться в соответствии с потребностями и спецификой франчайзингового сообщества. 28 февраля 2005 года была создана и широко подана в СМИ Национальная программа франчайзинга (НПФ). Она действовала как неотъемлемая часть Fondo PYME initiative федерального правительства, т. е. госфонда для поддержки национального малого и среднего бизнеса. НПФ явилась катализатором создания и роста франчайзинговых сетей.

- В чем суть программы, какие в ней выявились недостатки и как преодолевались? Кого можно считать её основными действующими лицами?

- У Национальной программы франчайзинга (НПФ) два основных действующих лица. Первое: министерство экономики и, в частности, министр Бруно Феррари. Его отличало чёткое видение и понимание франчайзинга как отличной модели для создания рабочих мест. Он то и настаивал на достаточном финансировании Национальной программы франчайзинга.

Второе действующее лицо: Мексиканская ассоциация франчайзинга, которая представляет франчайзинг в стране и действительно борется за единство и совершенствование деятельности своих членов, за популяризацию в обществе преимуществ франчайзинговой модели.

- Насколько я понимаю, у программы был трудный старт?

- Я бы даже сказал: было тяжёлое детство, так как процесс предоставления займов был изначально очень медленным, но, постепенно всё вошло в норму.

- Поговорим о результатах. На какие цифры удалось выйти?

- Результаты следующие. Государство проспонсировало более 2 тыс. займов для франчайзеров через НПФ в размере более чем $58 млн (как видим, не так уж много денег нужно для перемен, нужна системность – прим. Ерлана Журабаева). Количество отечественных брендов за 5 лет удвоилось с 750 до более чем 1300. Подсчитано, что франчайзеры нанимают более чем 800 тыс. человек.

- Было бы интересно услышать ваши рекомендации российскому франчайзингу. Как по вашему мнению лучше взаимодействовать с госорганами: коллективными открытыми обращениями в СМИ, письмами в ведомства, выработкой основ преобразований и доведением их до ведомств в виде документа?

- Для успешного сотрудничества с государственными чиновниками необходимо продвигать в обществе франчайзинговую модель и ее преимущества. Чем больше общество «образовано» в сфере франчайзинга, тем больше оно может повлиять на правительство и законодательство.

- Есть ли в Мексике что-либо похожее на следующую теоретическую схему, которая кажется нам идеальной? И можно ли её прокомментировать:

- Речь идет о связке «правительство – банкир – франчайзер – франчайзи». Если бизнес франчайзера показывает действительно хорошие результаты, банки могли бы предоставлять для его франчайзи кредиты по сниженным ставкам. Эти кредиты в свою очередь могли бы быть на 50% обеспечены залогом оборудования или другим имуществом франчайзи, а на 50% гарантийными фондами или иными государственными институтами. Сумма госгарантий может быть лимитирована. При этом за кредит под госгарантию может взиматься комиссия. Франчайзер, франчайзи и банк также могут дополнительно заключить соглашение, предусматривающее возможность передачи франчайзеру бизнеса прогоревшего франчайзи с переводом на него долга в случае, если кредит ещё не погашен неудачником.

- Модели «государство – банкир – франчайзер – франчайзи» в Мексике сейчас не существует. Тем не менее, до того как НПФ была сформирована, было несколько попыток создать подобную схему. К сожалению, банки так и не поняли, что проверенная бизнес-концепция, основанная на модели-копии, является хорошим и безопасным вложением.

- Жаль. Боюсь и у нас не получится. Ну и последний вопрос: как, по вашему, кризис повлияет на глобальный франчайзинг?

- Всемирный экономический кризис оказал такое же влияние на франчайзинг, как и на другие виды бизнеса. Ввиду отсутствия кредитования, возможности расширения франчайзинговых сетей оказались существенно замедлены. Эта ситуация в меньшей степени задела страны, не столь зависящие от иностранного франчайзинга, как в случае с, например, Бразилией. В Мексике франчайзинг, хотя и испытал влияние международного экономического кризиса, все же зарекомендовал себя как более гибкая бизнес-модель и даже имел умеренный рост в последние несколько лет, что, разумеется, относится к заслугам в реализации НПФ.



Как развивается региональный бренд на российском и международных рынках
Тимур Ланский вывел на рынок мультиформатный бренд FOОDBAZAR
Екатерина Сойак о новых проектах EMTG и качестве аудитории на BUYBRAND Expo
Новая франшиза паназиатской кухни от «Росинтера»
Наша задача — увеличить долю российских брендов до 75%
Рынок лабораторной диагностики: мнения лидирующих франчайзеров
Hilton на выставке франшиз BUYBRAND Expo 2016



Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Продавая франшизу, важно помнить: если что-то не работает у вас, с этим столкнутся и ваши партнеры. И неважно, какой толщины ваш франшизный пакет»

Анна Цфасман
генеральный
директор
сети кофеен
Double B

Календарь событий


12:12, 27 апреля 2017г.   Войти / Выйти