Путь лидера

Обзор рынка франчайзинга в Бразилии
10.10.2012 1862

Смотреть франшизы в Каталоге

Данная статья посвящена Бразилии, накопившей значительный опыт в сфере развития франчайзинга как на внутреннем рынке, так и на международной арене. Несмотря на значительную географическую удаленность у России и Бразилии гораздо больше общего, чем может показаться на первый взгляд, в том числе высокая численность населения, исторический путь развития бизнеса (в Бразилии сохранялся высокий уровень экономического протекционизма до 90-е годов XX столетия), членство в БРИКС и большой внутренний рынок. Сектор франчайзинга в России достаточно молод, поэтому, глядя на бразильский путь развития,  мы можем получить представление о том, что его ждет в ближайшие 10-20 лет.

История франчайзинга в Бразилии началась 25 лет назад вместе с основанием Бразильской ассоциации франчайзинга. Благодаря ей  за это время в Бразилии сформировалась инфраструктура, позволившая стране занять одну из лидирующих позиций на мировом рынке франчайзинга.

Рост сектора действительно впечатляет – количество франчайзеров в стране увеличилось с 30 в 1981 году до 2031 в 2011 году. Развитию франчайзинга способствовали такие факторы как экономическое лидерство Бразилии среди стран Латинской Америки и высокая численность населения, а развитие законодательства в сфере франчайзинга стало катализатором роста. В 2004 году Бразильская ассоциация франчайзинга (БАФ )совместно с Apex Brasil (Бразильским государственным агентством по развитию экспорта) разработала программу, которая помогает местным франчайзерам выходить на международный рынок. Программа работает уже 8 лет и помогла более чем 20 бразильским компаниям расширить присутствие во многих странах мира.

Франчайзинг на внутреннем рынке 

Последние 7 лет сектор показывает стабильный средний рост на 15%, что значительно превышает темпы роста ВВП (в 2011 году – 3,5%) (см. рис.1). Сегодня франчайзинг дает 2,3% ВВП  Бразилии. В 2011 году объем оборота в сегменте франчайзинга состатавил 44 миллиарда долларов США, что на 16,9% превышает результат прошлого года и позволяет ассоциации с оптимизмом смотреть в будущее. По прогнозам Ассоциации в 2012 году объем оборота может достичь 50 миллиардов долларов. Численность участников рынка, включая франчайзи и владельцев бизнеса, в 2011 году выросла на 7,8% и достигла 93098 единиц, что позволило значительно увеличить число рабочих мест . По прогнозу Бразильской Ассоциации Франчайзинга рост сектора в 2012 году позволит обеспечить 913 тысяч рабочих мест.

Рис.1

Показатели по отраслям

С точки зрения прибыли, в 2011 году самыми быстро растущими отраслями бизнеса стали: Туризм и отдых (85,9%); Мебель, декор и подарки (35%); Спортивные товары, красота и здоровье (24,3%); Ритейл и услуги (14,9%); Общественное питание (14,5%); Обувь и аксессуары (13,15%).

«Стабильный рост прибыли в этих отраслях происходит благодаря  постоянному повышению уровня доходов населения, а также высокой активности женщин на рынке труда , что провоцирует рост в таких сегментах как еда на вынос, услуги прачечных, бытовых ремонтных мастерских, а также услуг в сфере красоты, здоровья и развлечений», - отмечает  Рикардо Камарго, исполнительный директор БАФ.

  

Сегмент

  
  

Прибыль (в млрд   реалов)

  
  

Количество брендов

  
  

Количество магазинов   (франчайзеры и франчайзи)

  
  

2010

  
  

2011

  
  

Рост

  
  

2010

  
  

2011

  
  

Рост

  
  

2010

  
  

2011

  
  

Рост

  
  

Обувь и аксессуары

  
  

4,842

  
  

5,477

  
  

13,1%

  
  

134

  
  

138

  
  

3,0%

  
  

4178

  
  

4717

  
  

13%

  
  

Общественное питание

  
  

15,288

  
  

17,499

  
  

14,5%

  
  

427

  
  

481

  
  

12,6%

  
  

12015

  
  

13866

  
  

15%

  
  

Образование и тренинги

  
  

5,47

  
  

5,902

  
  

7,9%

  
  

219

  
  

234

  
  

6,8%

  
  

12835

  
  

12845

  
  

0%

  
  

Спорт, красота, здоровье и досуг

  
  

11,842

  
  

14,715

  
  

24,3%

  
  

320

  
  

371

  
  

15,9%

  
  

15543

  
  

16983

  
  

9%

  
  

Фото и типография

  
  

1,432

  
  

1,58

  
  

5,9%

  
  

19

  
  

22

  
  

15,8%

  
  

1907

  
  

1925

  
  

1%

  
  

Туризм и отдых

  
  

1,493

  
  

2,774

  
  

85,8%

  
  

25

  
  

27

  
  

8,0%

  
  

672

  
  

864

  
  

29%

  
  

IT и электроника

  
  

1,092

  
  

1,198

  
  

9,8%

  
  

76

  
  

83

  
  

9,2%

  
  

1713

  
  

1834

  
  

7%

  
  

Услуги по уборке и ремонту

  
  

649

  
  

730

  
  

12,6%

  
  

56

  
  

58

  
  

3,6%

  
  

1975

  
  

2105

  
  

7%

  
  

Мебель, декор и подарки

  
  

3,515

  
  

4,743

  
  

35,0%

  
  

89

  
  

100

  
  

12,4%

  
  

3606

  
  

4285

  
  

19%

  
  

Бизнес, услуги и ритейл

  
  

20,96

  
  

24,087

  
  

14,9%

  
  

198

  
  

200

  
  

1,0%

  
  

22672

  
  

23519

  
  

4%

  
  

Транспорт

  
  

2,763

  
  

3,076

  
  

11,4%

  
  

72

  
  

82

  
  

13,9%

  
  

4176

  
  

4501

  
  

8%

  
  

Одежда

  
  

6,581

  
  

7,066

  
  

7,4%

  
  

220

  
  

235

  
  

6,8%

  
  

5073

  
  

5654

  
  

11%

  
  

Всего

  
  

75,987

  
  

88,854

  
  

16,90%

  
  

1855

  
  

2031

  
  

9,50%

  
  

86365

  
  

903098

  
  

8%

  
  

Всего в млрд. долларов США

  
  

45755

  
  

53206

  
  

16,20%

  

Бразильские бренды на мировой арене

На сегодняшний день 90 бразильских брендов уже представлены в 58 странах на всех континентах. По прогнозам Бразильской Ассоциации Франчайзинга до конца 2012 года количество бразильских брендов за рубежом увеличится до 100.

Этот оптимистичный прогноз основывается не только на растущем профессионализме и развитии бразильской модели франчайзинга, но и на положительных результатах участия в международных выставках. В результате сотрудничества с Apex Brasil  делегация БАФ приняла участие в 16 международных выставках в 13 странах на всех континентах. Целью программы является продвижение бразильских франчайзинговых концепций в мире.

Итоги

Благодаря совокупности благоприятных факторов франчайзинговый сектор Бразилии сегодня является одним из сильнейших в мире, и, несомненно, в этом есть большая заслуга БАФ. Ассоциация осуществляет правовое сопровождение компаний, помогает им развиваться, находить новые направления бизнеса  и расширять своё присутствие. Кроме того, ABF постоянно ищет партнёров, заинтересованных в поддержке развития этого сектора.

Регулярная организация выставок, лекций, курсов и тренингов для участников рынка франчайзинга с привлечением лучших лекторов и специалистов сектора позволяет БАФ готовить профессионалов, которые могут справиться с любой ситуацией на рынке. Гордостью Ассоциации является выставка ABF Franchising Expo, которая в 2013 году обещает стать крупнейшим событием в мировом франчайзинге и привлечь более 500 участиников из самых разных сегментов бизнеса. 

 


Наша задача — увеличить долю российских брендов до 75%
Рынок лабораторной диагностики: мнения лидирующих франчайзеров
Hilton на выставке франшиз BUYBRAND Expo 2016
«По своим правилам» Выпуск 4. ООО "АЛЕРИ ТЕХНО"



Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Приятно видеть, как российский бизнес выстраивает свой успех и тиражирует его вместе со своими партнерами. В этом и есть суть франчайзинга – придумать и воплотить успешную идею, а затем повторять ее вновь и вновь»

Эндрю Уизерс
управляющий
директор
Southern Fried Chicken

Календарь событий


14:35, 03 декабря 2016г.   Войти / Выйти