Природный инстинкт

Франчайзинг добрался до зеленых технологий
12.12.2012 4253

Смотреть франшизы в Каталоге

Ерлан ЖУРАБАЕВ

Компания «Экокластер» запустила первую в России франшизу экомагазинов. Фермерский магазин экологически чистых продуктов открывается на Ильинском шоссе в Подмосковье в середине декабря. Второй магазин тоже по франшизе появится позже в Одинцовском районе. Цена франшизного пакета магазинов «Экокластер» составляет 800 тыс. руб., роялти – 3% от выручки.

Следующий франчайзинговый шаг в планах компании – франшиза на экофермы замкнутого цикла. А началось всё с того, что год назад владелец экофермы «Коновалово» Александр Коновалов зарегистрировал первое профессиональное объединение экопроизводителей – «Экокластер». Ожидаемый оборот объединения в 2012 года – 60 млн руб. на добром деле. «Экокластер» занимает сейчас 5 % российского рынка так называемых органических, натуральных и функциональных продуктов.

В октябре 2012 года по инициативе объединения «Экокластер» в Ульяновской области стартовал инвестиционный проект по строительству самой большой экофермы в Европе на 5 тыс. голов дойного стада и перерабатывающего завода производительностью 150 тонн молочных продуктов в сутки. Инвестиции в проект составят 8 млрд рублей. Внедрением органической технологии займется известная в этой области американская компания Aurora Organic Dairy. Инвестором выступает американская же компания Moloko Holdings Inc.

Радует, что с этой франшизой по России начнут расходиться щадящие природу технологии и здоровые продукты. И то и другое у нас большая редкость, как и вообще производственные франшизы. Развитие «Экокластера» значимо не только для компаний-членов, но и для всего общества, а, значит, заслуживает содействие властей и государственных финансовых фондов, например, в поддержке стартапов их франчайзи. Логично полагать, что если правообладатели экологичной концепции обратятся в Сбербанк РФ, их аккредитуют в программе «Бизнес старт», которая была запущена в конце 2011 года именно под франчайзинговые отношения.

С коммерческой точки зрения такой «экологичный франчайзинг» должен быть устойчив в долговременном плане, даже в кризис. Ведь он сочетает в себе собственное производство и сбыт в относительно новой нише и активно работает на имидж социальной ответственности, значимость которого растёт и в России. Цену франшизного пакета (800 тыс. руб. для магазинов) низкой, пожалуй, не назовешь, но в этом ценовом диапазоне в России немало инвесторов. Об этом свидетельствуют и инвестиционные возможности, выявленные при анкетировании посетителей на недавней выставке BUYBRAND 2012. Конечно, многое в развитии экофраншиз будет зависеть от общего состояния экономики. Увы, глобальный экономический кризис никто не отменял, наоборот его первопричины сохраняются. И нынешнее сырьевое (относительное) благополучие России может в любой момент пошатнуться.

В отличие от нашей страны за границей, особенно в США, т. н. «зеленая индустрия» (green industry) по лицензии начала развиваться ещё в конце 20-го века и быстро набрала обороты. Это касается не только экологически чистых продуктов питания, но и энергосбережения, материалов для одежды и обуви, использования чистых и особенно функциональных строительных и эксплуатационных технологий на сетевых точках.

Так, Dunkin Donuts, одна из крупнейших в мире сетей по продаже кофе, пончиков и другой выпечки открыла свое первое заведение, построенное по «зеленой технологии» в St. Petersburg (к сожалению речь идет не о Северной Пальмире, а о штате Флорида). Наряду с теплоизоляционными стенами и пеной для швов, которые на 40% снижают расходы на кондиционирование в условиях жаркого штата, в заведении имеется «ферма», питаемая от солнечных батарей, по разведению красных земляных червей. Черви, в знак благодарности, поедают часть отходов из этого кафе (замкнутый цикл).

Коли уж речь зашла о Dunkin Donuts, отметим, что она выдала эксклюзивную франшизу на развитие в России и Украине компании «Донатс проджект». Последняя планирует открыть не менее 50 кофеен в Москве, но без экологических изысков. Американцы не хотят «мудрить» в России, которую они уже однажды были вынуждены покинуть. В 1996 году сеть открыла первый ресторан на Мясницкой улице в Москве и пообещала открыть еще не менее 40 заведений, но российские экономические и правовые реалии быстро разочаровали заокеанских производителей пончиков.

Так или иначе экологический аспект становится мощным фактором укрепления или разрушения авторитетности брендов. Недавно международная организация Greenpeace снова взялась за глобальные фэшн-бренды, продукция которых производится в Китае. «Гринпис» провел исследование одежды 20 известных торговых марок. Во всех образцах были выявлены опасные химические вещества. Природоохранная организация уже начала переговоры с брендами, которые вошли в список «вредных». Подавляющая их часть готова принять позитивные меры с подачи защитников природной среды. Больше всех от организации досталось довольно упрямому бренду Zara (принадлежит Inditex Group), против которого в итоге развернулась масштабная кампания.

Всего же было проверено 141 изделие, по большей части произведенных в Юго-Восточной Азии. Исследование «Гринпис» выявило содержание токсичных соединений в изделиях Zara, Mango, Calvin Klein, Tommy Hilfiger, Benetton, H&M, Diesel, Esprit, Gap, Armani, Jack & Jones, Only, Vero Moda, Blazek, C&A, Levi’s, Victoria’s Secret, Marks & Spencer, Metersbonwe и Vancl. Результаты показали, что вышеперечисленные марки выпускают продукцию, содержащую этоксилаты нонилфенола (ЭНФ), которые постепенно разлагаются и превращаются в токсичное вещество, влияющее на работу гормональной системы. В «Гринпис» сообщили, что самая высокая концентрация ЭНФ обнаружена в изделиях марок Zara, Metersbonwe, Levi’s, C&A, Mango, Calvin Klein, Jack & Jones and Marks & Spencer. А в каждом пятом изделии специалисты обнаружили токсичные вещества, опасные для репродуктивной системы. В двух изделиях были обнаружены вызывающие рак амины, которые образуются из-за использования азокрасителей. Оба изделия произведены в Пакистане для марки Zara. «Одежда Zara содержит вещества, которые могут воздействовать на гормональную систему и приводить к развитию онкологических заболеваний, – заявил Мартин Хойсик, координатор токсической программы «Гринпис Интернэшнл». – Политика фирмы представляет опасность, как для покупателей одежды, так и для людей, живущих рядом с одёжными фабриками. Руководству Zara необходимо открыто заявить о своем отказе от использования токсичных химических веществ». На сайте «Гринпис» размещен баннер, зовущий посетителей узнать подробности о «токсичном секрете Zara». При этом «Гринпис» требует отказаться от использования всех опасных химикатов при изготовлении одежды и прекратить сбросы химикатов в водоемы к 2020 году.

Одна из главных виновниц скандала, Inditex Group является крупнейшей компанией в сфере fast-fashion. В первом полугодии 2012 года её чистая прибыль составила 944 млн евро, что на 32% больше, чем за аналогичный период 2011 года. Оборот увеличился на 17% и достиг 7 млрд евро, продажи подросли на 7%. «Гринпис Интернешнл» развернула кампанию против Zara в ряде европейских городов, где прошли акции под названием Detox our fashion. В Барселоне они развернулись непосредственно перед входом в магазин Zara. В Женеве за стеклом магазинной витрины расположили статистов, наряженных под скелеты. По данным наших экологов, в РФ, одном из экологических аутсайдеров Европы, таких акций не планируется.

Между тем, по словам Анны Лебсак-Клейманс, генерального директора Fashion Consulting Group, Китай и страны Юго-восточной Азии остаются главными экспортерами одежды и обуви в Россию. «Модным брендам постоянно приходится сталкиваться с критикой различных общественных организаций, – рассказывает Анна Лебсак-Клейманс. – Например, общество охраны животных PETA не раз выступало против использования меха животных в коллекциях Roberto Cavalli, Dior и др. Рекламные кампании брендов постоянно критикуют за пропаганду анорексии. Конечно, все это отражается на имидже брендов и отношении потребителей. Fashion индустрии всегда приходится не только считаться с общественным мнением, но и быть лидером социальных инициатив». Ведущие модные дома стараются оперативно реагировать на общественные сигналы. Например, в 2012 году Gucci выпустил коллекцию экологической обуви, Levi’s в 2013 году планирует запустить линию эко-джинсов.

Упомянутая выше кампания Detox стартовала в 2011 году, когда в центре внимания «Гринпис» оказались спортивные бренды Nike, Addidas и Puma. Марки откликнулись на призыв природоохранной организации и пообещали прекратить использование токсичных веществ в производстве своих товаров.



Екатерина Сойак о новых проектах EMTG и качестве аудитории на BUYBRAND Expo
Новая франшиза паназиатской кухни от «Росинтера»
Наша задача — увеличить долю российских брендов до 75%
Рынок лабораторной диагностики: мнения лидирующих франчайзеров
Hilton на выставке франшиз BUYBRAND Expo 2016



Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Приятно видеть, как российский бизнес выстраивает свой успех и тиражирует его вместе со своими партнерами. В этом и есть суть франчайзинга – придумать и воплотить успешную идею, а затем повторять ее вновь и вновь»

Эндрю Уизерс
управляющий
директор
Southern Fried Chicken

Календарь событий


15:44, 10 декабря 2016г.   Войти / Выйти