Природный инстинкт

Франчайзинг добрался до зеленых технологий
12.12.2012 4834

Смотреть франшизы в Каталоге

Ерлан ЖУРАБАЕВ

Компания «Экокластер» запустила первую в России франшизу экомагазинов. Фермерский магазин экологически чистых продуктов открывается на Ильинском шоссе в Подмосковье в середине декабря. Второй магазин тоже по франшизе появится позже в Одинцовском районе. Цена франшизного пакета магазинов «Экокластер» составляет 800 тыс. руб., роялти – 3% от выручки.

Следующий франчайзинговый шаг в планах компании – франшиза на экофермы замкнутого цикла. А началось всё с того, что год назад владелец экофермы «Коновалово» Александр Коновалов зарегистрировал первое профессиональное объединение экопроизводителей – «Экокластер». Ожидаемый оборот объединения в 2012 года – 60 млн руб. на добром деле. «Экокластер» занимает сейчас 5 % российского рынка так называемых органических, натуральных и функциональных продуктов.

В октябре 2012 года по инициативе объединения «Экокластер» в Ульяновской области стартовал инвестиционный проект по строительству самой большой экофермы в Европе на 5 тыс. голов дойного стада и перерабатывающего завода производительностью 150 тонн молочных продуктов в сутки. Инвестиции в проект составят 8 млрд рублей. Внедрением органической технологии займется известная в этой области американская компания Aurora Organic Dairy. Инвестором выступает американская же компания Moloko Holdings Inc.

Радует, что с этой франшизой по России начнут расходиться щадящие природу технологии и здоровые продукты. И то и другое у нас большая редкость, как и вообще производственные франшизы. Развитие «Экокластера» значимо не только для компаний-членов, но и для всего общества, а, значит, заслуживает содействие властей и государственных финансовых фондов, например, в поддержке стартапов их франчайзи. Логично полагать, что если правообладатели экологичной концепции обратятся в Сбербанк РФ, их аккредитуют в программе «Бизнес старт», которая была запущена в конце 2011 года именно под франчайзинговые отношения.

С коммерческой точки зрения такой «экологичный франчайзинг» должен быть устойчив в долговременном плане, даже в кризис. Ведь он сочетает в себе собственное производство и сбыт в относительно новой нише и активно работает на имидж социальной ответственности, значимость которого растёт и в России. Цену франшизного пакета (800 тыс. руб. для магазинов) низкой, пожалуй, не назовешь, но в этом ценовом диапазоне в России немало инвесторов. Об этом свидетельствуют и инвестиционные возможности, выявленные при анкетировании посетителей на недавней выставке BUYBRAND 2012. Конечно, многое в развитии экофраншиз будет зависеть от общего состояния экономики. Увы, глобальный экономический кризис никто не отменял, наоборот его первопричины сохраняются. И нынешнее сырьевое (относительное) благополучие России может в любой момент пошатнуться.

В отличие от нашей страны за границей, особенно в США, т. н. «зеленая индустрия» (green industry) по лицензии начала развиваться ещё в конце 20-го века и быстро набрала обороты. Это касается не только экологически чистых продуктов питания, но и энергосбережения, материалов для одежды и обуви, использования чистых и особенно функциональных строительных и эксплуатационных технологий на сетевых точках.

Так, Dunkin Donuts, одна из крупнейших в мире сетей по продаже кофе, пончиков и другой выпечки открыла свое первое заведение, построенное по «зеленой технологии» в St. Petersburg (к сожалению речь идет не о Северной Пальмире, а о штате Флорида). Наряду с теплоизоляционными стенами и пеной для швов, которые на 40% снижают расходы на кондиционирование в условиях жаркого штата, в заведении имеется «ферма», питаемая от солнечных батарей, по разведению красных земляных червей. Черви, в знак благодарности, поедают часть отходов из этого кафе (замкнутый цикл).

Коли уж речь зашла о Dunkin Donuts, отметим, что она выдала эксклюзивную франшизу на развитие в России и Украине компании «Донатс проджект». Последняя планирует открыть не менее 50 кофеен в Москве, но без экологических изысков. Американцы не хотят «мудрить» в России, которую они уже однажды были вынуждены покинуть. В 1996 году сеть открыла первый ресторан на Мясницкой улице в Москве и пообещала открыть еще не менее 40 заведений, но российские экономические и правовые реалии быстро разочаровали заокеанских производителей пончиков.

Так или иначе экологический аспект становится мощным фактором укрепления или разрушения авторитетности брендов. Недавно международная организация Greenpeace снова взялась за глобальные фэшн-бренды, продукция которых производится в Китае. «Гринпис» провел исследование одежды 20 известных торговых марок. Во всех образцах были выявлены опасные химические вещества. Природоохранная организация уже начала переговоры с брендами, которые вошли в список «вредных». Подавляющая их часть готова принять позитивные меры с подачи защитников природной среды. Больше всех от организации досталось довольно упрямому бренду Zara (принадлежит Inditex Group), против которого в итоге развернулась масштабная кампания.

Всего же было проверено 141 изделие, по большей части произведенных в Юго-Восточной Азии. Исследование «Гринпис» выявило содержание токсичных соединений в изделиях Zara, Mango, Calvin Klein, Tommy Hilfiger, Benetton, H&M, Diesel, Esprit, Gap, Armani, Jack & Jones, Only, Vero Moda, Blazek, C&A, Levi’s, Victoria’s Secret, Marks & Spencer, Metersbonwe и Vancl. Результаты показали, что вышеперечисленные марки выпускают продукцию, содержащую этоксилаты нонилфенола (ЭНФ), которые постепенно разлагаются и превращаются в токсичное вещество, влияющее на работу гормональной системы. В «Гринпис» сообщили, что самая высокая концентрация ЭНФ обнаружена в изделиях марок Zara, Metersbonwe, Levi’s, C&A, Mango, Calvin Klein, Jack & Jones and Marks & Spencer. А в каждом пятом изделии специалисты обнаружили токсичные вещества, опасные для репродуктивной системы. В двух изделиях были обнаружены вызывающие рак амины, которые образуются из-за использования азокрасителей. Оба изделия произведены в Пакистане для марки Zara. «Одежда Zara содержит вещества, которые могут воздействовать на гормональную систему и приводить к развитию онкологических заболеваний, – заявил Мартин Хойсик, координатор токсической программы «Гринпис Интернэшнл». – Политика фирмы представляет опасность, как для покупателей одежды, так и для людей, живущих рядом с одёжными фабриками. Руководству Zara необходимо открыто заявить о своем отказе от использования токсичных химических веществ». На сайте «Гринпис» размещен баннер, зовущий посетителей узнать подробности о «токсичном секрете Zara». При этом «Гринпис» требует отказаться от использования всех опасных химикатов при изготовлении одежды и прекратить сбросы химикатов в водоемы к 2020 году.

Одна из главных виновниц скандала, Inditex Group является крупнейшей компанией в сфере fast-fashion. В первом полугодии 2012 года её чистая прибыль составила 944 млн евро, что на 32% больше, чем за аналогичный период 2011 года. Оборот увеличился на 17% и достиг 7 млрд евро, продажи подросли на 7%. «Гринпис Интернешнл» развернула кампанию против Zara в ряде европейских городов, где прошли акции под названием Detox our fashion. В Барселоне они развернулись непосредственно перед входом в магазин Zara. В Женеве за стеклом магазинной витрины расположили статистов, наряженных под скелеты. По данным наших экологов, в РФ, одном из экологических аутсайдеров Европы, таких акций не планируется.

Между тем, по словам Анны Лебсак-Клейманс, генерального директора Fashion Consulting Group, Китай и страны Юго-восточной Азии остаются главными экспортерами одежды и обуви в Россию. «Модным брендам постоянно приходится сталкиваться с критикой различных общественных организаций, – рассказывает Анна Лебсак-Клейманс. – Например, общество охраны животных PETA не раз выступало против использования меха животных в коллекциях Roberto Cavalli, Dior и др. Рекламные кампании брендов постоянно критикуют за пропаганду анорексии. Конечно, все это отражается на имидже брендов и отношении потребителей. Fashion индустрии всегда приходится не только считаться с общественным мнением, но и быть лидером социальных инициатив». Ведущие модные дома стараются оперативно реагировать на общественные сигналы. Например, в 2012 году Gucci выпустил коллекцию экологической обуви, Levi’s в 2013 году планирует запустить линию эко-джинсов.

Упомянутая выше кампания Detox стартовала в 2011 году, когда в центре внимания «Гринпис» оказались спортивные бренды Nike, Addidas и Puma. Марки откликнулись на призыв природоохранной организации и пообещали прекратить использование токсичных веществ в производстве своих товаров.



Как развивается региональный бренд на российском и международных рынках
Тимур Ланский вывел на рынок мультиформатный бренд FOОDBAZAR
Екатерина Сойак о новых проектах EMTG и качестве аудитории на BUYBRAND Expo
Новая франшиза паназиатской кухни от «Росинтера»
Наша задача — увеличить долю российских брендов до 75%
Рынок лабораторной диагностики: мнения лидирующих франчайзеров
Hilton на выставке франшиз BUYBRAND Expo 2016



BUYBRAND EXPO 2016

Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Нет ни одной идеальной страны для бизнеса. Там, где хорошие условия, нет возможностей. Там, где много возможностей, с условиями проблема»
Сергей Галицкий
основатель
и совладелец
розничной
сети «Магнит»

Календарь событий


15:46, 20 сентября 2017г.   Войти / Выйти