В поисках денег и точки на карте

Финансирование стартапов и рейтинг благоприятных городов
04.06.2013 2379

Смотреть франшизы в Каталоге

BUYBRAND Inform

Финансирование – одна из главных проблем, с которой с самого начала сталкиваются франчайзи. Ведь зачастую требуются такие вложения, которыми предприниматель не располагает. В таком случае существуют три варианта: одолжить деньги под проценты у физического или юридического лица, получить субсидию в рамках какой-нибудь госпрограммы поддержки малого предпринимательства или взять кредит в банке, что наиболее распространено.

Одалживание денег, как известно, небезопасно и ненадежно для обеих сторон, поэтому рассматривать его не будем.

Господдержка стартапов имеет место далеко не во всех регионах. До недавних пор считалось, что Москва в этом плане – среди продвинутых. Однако, как свидетельствуют различные рейтинги, времена меняются. В любом случае финансовое содействие государственных учреждений и фондов повсеместно весьма ограничено в размере предоставляемых средств и, главное, обычно исключает сферу торговли.

В разных городах страны климат (совокупность многих факторов) для стартапов весьма разнится. В последнем (майском) рейтинге журнала Forbes определены лучшие города для ведения бизнеса в России. Рассматривались 40 самых больших по населения и уровню средней зарплаты городов. Первым оказался Калининград. Оценка каждому городу «выставлялась» по следующим основным критериям: кадры, доступность финансовых ресурсов, инфраструктура, наименьше административное давление, налогообложение, возможность бизнесменов со стороны получить госзаказы.

В прошлом году Калининградская область оказалась единственным субъектом в РФ, который будет развиваться по отдельной госпрограмме и до 2020 года получит из федеральной казны 446 млрд руб. Бизнесу в Калининграде благоприятствуют таможенные льготы благодаря статусу особой экономической зоны.

На втором место опубликованного журналом рейтинга – Уфа, во многом благодаря большому предложению квалифицированной рабочей силы, простым процедурами получения участков и подключения к электро- и иным коммуникациям.

Третьей строкой рейтинга идёт Краснодар, далее Томск и Омск. В первой десятке вы также найдёте: Тольятти, Иркутск, Кемерово, Казань, Саратов. Москва по совокупности критериев откатилась на 14-ю позицию, Санкт-Петербург – на 21-ю. В обеих столицах слишком высока конкуренция за ресурсы, начиная от человеческих и заканчивая финансовыми.

Рассмотрим подробнее практику банковского кредитования. Франчайзинговые предприятия по мировой и российской статистике – гораздо надежнее полностью самостоятельных. Во многих странах это давно учитывается и позволяет кредитоваться на особых, более выгодных условиях. У нас финансовые учреждения только-только начинают учитывать этот фактор. Пока в подавляющем большинстве случаев банки не пытаются долговременно выделить франчайзи в сколь-нибудь отдельную категорию. До сих пор их предпочитают проводить по общей классификации – малый и средний бизнес. А «малышей» в России под предлогом повышенных кредитных рисков принято финансировать на наихудших условиях. Предлог, кстати, довольно надуманный, поскольку, по статистике самих банков, доля невозвратов таких кредитов не превышает 1,5%.

На этом фоне Сбербанк года полтора назад сделал шаг в направлении комплексного обслуживания франчайзинговых стартов – вплоть до обучения принципам франчайзинга и рекомендации той или иной франшизы под конкретного заёмщика. Это большое начинание, охватывающее 53 города и порядка полусотни франшиз, но оно всё ещё идёт в настроечном режиме и вызывает жалобы на затяжки в рассмотрении заявок.

Продукт «Бизнес-старт» предназначен для начинающих предпринимателей и предполагает возможность получения кредита в сумме до трех млн рублей на срок от шести до 42 месяцев для запуска собственного бизнеса с «нуля». Его особенность в том, что он предоставляется для открытия собственного дела в рамках уже готовых бизнес-решений от франчайзеров, прошедших специальную аккредитацию в Сбербанке. Примечательно, что аккредитация может иметь место как через заявку правообладателя, так и с подачи заемщика, то есть его франчайзи.

Помимо кредитного продукта в нынешней франчайзинговой практике финансовых учреждений есть другой инструмент – программа софинансирования франчайзи. Финансовая группа «Лайф», созданная на основе Пробизнесбанка, предлагает программу комплексного финансирования франчайзинговых стартов «Лайф Франчайзинг», предусматривающую соинвестирование 70% средств. От партнёра не требуется поручительств и/или залогов. Сумма финансирования – до 15 млн рублей. При этом устанавливается размер ежемесячного платежа от объема прибыли, а значит, у предпринимателя появляется гарантия ежемесячного сохранения определенной доли прибыли даже при неблагоприятных условиях. Соинвестор не принимает участие в операционной деятельности предприятия, в течение двух-трех лет происходит выкуп его доли и франчайзи становится 100-процентным собственником.

Группа «Лайф» уже инвестировала по такой схеме в объекты франчайзиговой сети «Тонус-клуб» в Москве и Самаре, в ресторан по франшизе пермской компании «Алендвик» и в некоторые другие проекты. Группа планирует значительно расширить своё присутствие в регионах России. В качестве потенциальных партнеров рассматриваются «Перекресток-экспресс», «Якитория», «220 вольт», «Инвитро», Coffeeshop.

Какие советы можно дать начинающим франчайзи? Главное оценить размеры кредита и своего бизнеса, не перегрузить его выплатами. Сколь-нибудь выгодным может стать только тот кредит, ставка по которому не превышает и без того высокие 16-18% годовых. Желательно при этом привлекать не больше 50% от общей суммы инвестирования. В таком случае есть шансы погасить задолженность и выйти на уровень рентабельности, который позволит развиваться дальше, а не работать в поте лица исключительно на банк. При прочих равных условиях главенствующую роль здесь играет эффективность самой программы франчайзинга, к которой вы склоняетесь.

Познакомиться с возможностями внешнего финансирования и найти его оптимальные источники можно будет 2-4 октября на Международной выставке по франчайзингу, инвестиционным и партнёрским возможностям в московском Экспоцентре. На BUYBRAND Expo с этого года сектор частного и государственного финансирования выделяется в качестве отдельного направления. Таким образом, будет возможность сравнить разнообразные финансовые продукты и на месте досконально разобраться в плюсах и минусах каждого из них. Свою информацию и рекомендации предложат представители Российской ассоциации франчайзинга, ОПОРЫ России и соответствующих департаментов Московского правительства.

Новым для выставки станет также сектор инвестиций. Он позволит показать возможности вложить деньги не только в ту или иную франшизу, но и в другие сферы. BUYBRAND Expo предложит широкий спектр инвестиционных продуктов: банковские программы, инвестиции в недвижимость, соучастие в стартапах, работу через финансовых брокеров с ценными бумагами и с разницами валютных курсов.

Организатор выставки компания EMTG приступает также к показу многообразных возможностей и устремлений российских регионов, их проектов и программ развития, интересных для инвесторов. Ведь из многочисленных мероприятий местных администраций по улучшению инвестиционного климата и предпринимательской активности, из различных целевых и отраслевых программ с конкретными точками приложения капитала рождаются новые деловые возможности.

Идёт диверсификация выставки за счет взаимно дополняющих разделов (будет еще и Салон лицензирования). Причём все эти темы найдут отражения не только на стендах, но и в Деловой программе BUYBRAND Expo, где можно будет получить информацию из первоисточника, тут же уточнить её и использовать в деле.




Екатерина Сойак о новых проектах EMTG и качестве аудитории на BUYBRAND Expo
Новая франшиза паназиатской кухни от «Росинтера»
Наша задача — увеличить долю российских брендов до 75%
Рынок лабораторной диагностики: мнения лидирующих франчайзеров
Hilton на выставке франшиз BUYBRAND Expo 2016



Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Приятно видеть, как российский бизнес выстраивает свой успех и тиражирует его вместе со своими партнерами. В этом и есть суть франчайзинга – придумать и воплотить успешную идею, а затем повторять ее вновь и вновь»

Эндрю Уизерс
управляющий
директор
Southern Fried Chicken

Календарь событий


13:51, 10 декабря 2016г.   Войти / Выйти