Продуктовый ритейл нарвался на штрафы и не испугался

Идёт самая массовая и длительная проверка магазинов Роспотребнадзором
06.08.2013 2970

Смотреть франшизы в Каталоге

Ерлан ЖУРАБАЕВ

Роспотребнадзор занялся в Москве тотальной проверкой продуктовых сетей. Затем контролёры сфокусируются на регионах.

Холдинги Х5 Retail Group (сети «Пятерочка", «Перекресток», «Карусель») и «Магнит» уже устраняют нарушения, выявленные московским управлением Роспотребнадзора. В противном случае им грозит закрытие проштрафившихся магазинов на целых три месяца. Причём только у Х5 Retail Group подверглись проверке 198 магазинов; штрафов выписано на общую сумму 11,4 млн рублей. Еще 9,8 млн штрафных рублей могут быть начислены по рассматриваемым сейчас делам. Оштрафованная сеть уже выплатила большую часть этой суммы и работает над устранением нарушений, выявленных в ходе проверок и связанных с Законом о защите прав потребителей и с техническим состоянием объектов. Об этом сообщил менеджер по связям с общественностью Х5 Retail Group Роман Черешнев.

2 августа глава управления Роспотребнадзора по Москве Елена Андреева вновь напомнила, что если сети не выполнят в полном объёме их предписания в течение месяца, ведомство будет обращаться в суд для закрытия соответствующих универсамов сразу на 90 суток. Она добавила, что «если люди идут в магазин эконом-класса и покупают продукты дешевле, это совершенно не значит, что они за свои деньги должны ковыряться в ящиках и искать нормальные продукты». В Москве, по ее словам, уже удалось закрыть четыре магазина, под угрозой еще восемь. Это касается вовсе не только Х5 Retail Group, но и, например, сети «Магнит», которая родом из Краснодара. Она смогла открыть в Москве 43 магазина, на них скопилось 39 жалоб. Сейчас Роспотребнадзор обратился в суд с предложением закрыть один из этих универсамов на 90 суток.

В октябре Роспотребнадзор планирует проверить 200 магазинов общефедеральной сети «Дикси». Её руководство уведомлено о предстоящей проверке и готовится к ней. А вообще по сведениям, предоставленным в Роспотребнадзоре, за два года его московское управление проверило магазины следующих сетей: «Перекресток» «Пятерочка», «Седьмой континент», «Магнолия», «Метро Кэш энд Керри». Более 70% жалоб покупателей признаны обоснованными. Практически во всех магазинах выявлены нарушения санитарных требований, неудовлетворительное техническое состояние помещений, неработающая вентиляция, неправильно отрегулированное холодильное оборудование, реализация продуктов с истекшим сроком или с потерей товарного вида.

Столь массовая и строгая проверка продовольственных ритейлеров в Москве связана с тем, что количество жалоб её жителей на работу таких магазинов, по данным Роспотребнадзора, возросло на 40%. Упомянутая Ирина Андреева сообщила, что 25% рынка в Москве занимают именно сетевые магазины, и около половины москвичей предпочитают покупать продукты в них.

В связи с проверочной кампанией в столичной мэрии прошли оперативные совещания с участием Роспотребнадзора. Внимание чиновников было обращено на то, что за последние два года резко участилось поступление обоснованных жалоб на деятельность в том числе сетевых предприятий. В основном жалуются на ухудшение условий проживания из-за соседства с магазинами, неприятные запахи, шумы, вибрацию. 60% всех жалоб касаются вопросов, регулируемым Законом о защите прав потребителей. Например, в магазинах часто отсутствуют ценники на тех или иных товарах или имеет место несоответствие ценника со стоимостью, пробиваемой на кассе – особенно при реализации продуктов в рамках всевозможных акций.

В августе Роспотребнадзор стал уделять повышенное внимание на детский ассортимент в сетевых магазинах. Сети всё время расширяют его и реализуют теперь не только продукты питания, но и игрушки.

Между тем весь продовольственный ритейл московской агломерации остаётся лакомым куском для крупных ритейлеров. Отпугнуть от него не способны никакие самые жёсткие и длительные проверки и обещания продолжить их в будущем. Так, ЗАО «Спар Ритейл» Александра Мамута (франчайзайзинговая лицензия от голландской сети SPAR на Москву и Московскую область, Костромскую, Ярославскую и Владимирскую области) в этом году откроет девять магазинов в московском регионе и ещё шесть в 2014-м в других регионах. Холдинг SPAR, основанный в 1932 году в Голландии, развивается во всем мире по франчайзингу. Он объединяет 12,2 тыс. магазинов в 36 странах. В РФ компания пришла ещё в 2000 году. Оборот её магазинов в России по отчётности 2011 года составил 900 млн евро, на конец прошлого года в эту сеть в РФ входило около 290 магазинов.

Особое внимание ныне уделяется транспортным узлам. В нынешнем ноябре на Казанском вокзале появится особо «лакомый» супермаркет SPAR полезной площадью 615 кв. метров (арендуемая площадь – 1 тыс. кв. метров). Компания ведет переговоры по открытию магазинов и на других вокзалах Москвы. Об этом сообщил директор по развитию этой компании Виталий Дружинин. Подписано 15 соглашений по открытию новых магазинов в Москве и в городах по соседству со МКАД.

В подвернувшейся проверке Х5 Retail Group, также не скрывают активных переговоров со структурами РЖД об открытии магазинов на вокзалах и в привокзальных зонах. Кроме того, британский ритейлер WHSmith plc, известный также как Smith's и специализирующийся на рознице на ж/д и воздушном транспорте, планирует до конца года открыть на 12 российских вокзалах (в т. ч. московских) магазины по продаже товаров в дорогу и печатной продукции. Необходимые инвестиции в каждый из них – около 1 млн рублей.

Мы уже писали ранее, что в текущем году ОАО «Организация питания на вокзалах» («дочка» Российских железных дорог) заключила контракты по развитию вокзального общепита с «Г.М.Р. Планета Гостеприимства», «Росинтер», KFC (ПБО «Савеловский») и Subway в лице компании «Спектр». Только в период до 2015 года перечисленными компаниями в открытие таких точек будет вложено 2,7 млрд рублей.

В целом же, по предварительным данным УК «Финам Менеджмент», в 2012 году объем рынка общественного питания РФ превысил 1 трлн руб. В Россию подтягиваются всё новые глобальные игроки, активизируются те, кто у нас уже адаптировался. Наблюдаются два встречных тренда: перенос остроты борьбы общефедеральных сетей в регионы и приход в обе столицы региональных сетей (пример краснодарского «Магнита»).



Как развивается региональный бренд на российском и международных рынках
Тимур Ланский вывел на рынок мультиформатный бренд FOОDBAZAR
Екатерина Сойак о новых проектах EMTG и качестве аудитории на BUYBRAND Expo
Новая франшиза паназиатской кухни от «Росинтера»
Наша задача — увеличить долю российских брендов до 75%
Рынок лабораторной диагностики: мнения лидирующих франчайзеров
Hilton на выставке франшиз BUYBRAND Expo 2016



Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«У меня ощущение, что в телеком-ритейле через два года 80% всех магазинов будут работать по франшизе - а это около 10 тысяч точек»

А. Смолин
директор по развитию
франчайзинга
ПАО «Вымпелком»

Календарь событий


19:00, 20 января 2017г.   Войти / Выйти