Рынок кофеен в России и не только

Рынок кофеен далек от насыщения
08.04.2010 1608

Смотреть франшизы в Каталоге

Россияне в полной мере вкусили от прелестей ресторанного разнообразия. На этом фоне нишу городских кофеен следует признать полупустой и в этом смысле привлекательной. Во многих регионах брендированных кофеен нет и помине: из примерно 3 тыс. российских кофеен на сетевые приходится менее тысячи. Франчайзинговые отношения в этом секторе еще только набирают оборот. При такой ненасыщенности рынка почти любое новое заведение в России может добиться успеха.

Даже в Москве всего 325 кофеен, хотя оптимальными для нее эксперты считают 2 тыс. точек. В просвещенном Санкт-Петербурге кофеен вдвое меньше, чем в столице. Между тем в Нью-Йорке на каждые 100 тыс. жителей приходится 27 кофеен. Зато, если судить по средней цене чашки кофе, Москва и Санкт-Петербург не уступают Нью-Йорку, чаще превосходят.

В кризисном прошлом году доходы российских заведений упали до $556 млн, в нынешнем медленно ползут вверх, средний чек достиг $10, но до былого благоденствия еще далеко.

Рынок кофеен в России сильно монополизирован. В Москве 81,1% выручки кофеен теперь приходится всего на две сети – «Шоколадница» и «Кофе-Хауз». Остаток заполняют небольшие сети: «Монтана кофе», «Кофемания», «Мока Лока», «Идеальная чашка», Coffee Bean, «Кофе Тун» и несетевые заведения.

Крупнейший в мире оператор Starbucks (9 тыс. собственных и 7 тыс. франшизных точек) и следующая за ним по глобальности британская сеть Costa Coffee в России пребывают в «режиме ожидания» и относятся к разряду абсолютных аутсайдеров, чьи точки можно пересчитать по пальцам. И те, и другие привыкли работать в формате широкой продажи кофе на вынос при ограниченном предложении блюд и полном запрете на табак и алкоголь. У нас же самые популярные кофейни по ассортименту блюд приближаются к ресторанам, а алкоголь занимает почетное место в меню. Благодаря еде и алкоголю большинство россиян проводят в кофейнях более часа, а в Starbucks и Costa Coffee привыкли к посетителям на 10-15 минут, которым нужно быстро выпить кофе, возможно, съесть салат и бежать дальше.

Высокие арендные ставки, дефицит кадров и сильно ударивший по россиянам кризис не располагают гигантов fast-coffee к агрессивному развитию в РФ, тем более, что они испытывают трудности в ряде стран давнего присутствия (вплоть до закрытия кофеен). Но не следует ожидать, что кофейные гиганты так и останутся аутсайдерами российского рынка. Пока у них есть намерение развивать привычный им формат в аэропортах и бизнес-центрах, где они надеются найти своего потребителя среди деловых людей и как следует обозначиться для франчайзи.

Если прицениваться к собственному кофейному делу в крупном городе, то складывается примерно следующая картина. Инвестиции в открытие кофейни потребуют от $50-100 тыс. для формата «киоск» в торговом центре и $150-400 тыс. для отдельно стоящей кофейни. Оптимальный минимум для «дорогого» варианта полноценной кофейни – 150-200 кв. м, что позволяет иметь кухню для ассортимента горячих блюд и раздельные залы для курящих и некурящих. Общая закономерность: запрет на алкоголь увеличивает срок окупаемости для франчайзи, но при любом раскладе у франчайзинговых проектов немало преимуществ. Начнем с того, что узнаваемость вывески критически важна для кофемана с точки зрения ожидаемого качества самого напитка и «атмосферы». Поэтому большинство франчайзеров помимо «стильности» предоставляет франчайзи налаженную схему закупки исходного продукта у апробированных поставщиков, чтобы вкус кофе во всех точках сети оставался на уровне. Не будем забывать о значимости для любого франчайзи централизованных рекламных акций. Так, «Шоколадница» активно рекламирует свои завтраки, которые приносят хороший доход всем точкам.

Примечательно, что в покупке кофейных франшиз под собственные торговые центры стали участвовать девелоперы и другие владельцы ТЦ, то есть крупный бизнес. Для них доход от хорошей кофейни дополняется вкладом в общий имидж центра.

На рынке кофеен в России представлены отечественные и международные бренды, при этом соотношение собственных и франчайзинговых точек пока явно в пользу первых. Крупнейшая российская сеть «Шоколадница» насчитывает более 200 точек в РФ, а также на Украине. Эти точки – в подавляющей части собственные, франчайзинговое направление появилось лишь в 2007 году. Стоимость достаточно дорогой франшизы складывается из первоначального взноса в $60 тыс. и роялти -  7% от месячной выручки. Примерные общие инвестиции в кофейню одного метража (120-150 кв. м) обходятся в $140 тыс. на фуд-корте и в $250 тыс. для отдельно стоящей точки.

Примечательно, что франшизные проплаты в России той же Costa Coffee гораздо ниже, чем условия «Шоколадницы»:  6 тыс. фунтов стерлингов в виде паушального взноса и 6% ежемесячных отчислений от выручки. Объяснить это можно тем, что «Шоколадница» продолжает основывать свое развитие на собственных заведениях и считает свою дорогую франшизу платой за имиджевый эффект от членства в самой крупной российской сети в привычном для России «ресторанном формате» кофеен.   



BUYBRAND Inform  http://buybrand.tv/


Как развивается региональный бренд на российском и международных рынках
Тимур Ланский вывел на рынок мультиформатный бренд FOОDBAZAR
Екатерина Сойак о новых проектах EMTG и качестве аудитории на BUYBRAND Expo
Новая франшиза паназиатской кухни от «Росинтера»
Наша задача — увеличить долю российских брендов до 75%
Рынок лабораторной диагностики: мнения лидирующих франчайзеров
Hilton на выставке франшиз BUYBRAND Expo 2016



BUYBRAND EXPO 2016

Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Нет ни одной идеальной страны для бизнеса. Там, где хорошие условия, нет возможностей. Там, где много возможностей, с условиями проблема»
Сергей Галицкий
основатель
и совладелец
розничной
сети «Магнит»

Календарь событий


09:45, 21 сентября 2017г.   Войти / Выйти