Шопинг-метры России

06.04.2010 1450

Смотреть франшизы в Каталоге

Общая площадь торговой недвижимости здесь достигла 4,9 млн кв. м, в составе которой около 2,6 млн арендопригодных кв. м. За прошлый год предложение торговой недвижимости увеличилось в Москве сразу на 950 тыс. кв. м общей площади (около 530 тыс. кв. м арендопригодной). Обеспеченность города качественной арендопригодной площадью теперь на солидном уровне 248 кв. м на тысячу жителей.


Сначала о Москве. Общая площадь торговой недвижимости здесь достигла 4,9 млн кв. м, в составе которой около 2,6 млн арендопригодных кв. м. За прошлый год предложение торговой недвижимости увеличилось в Москве сразу на 950 тыс. кв. м общей площади (около 530 тыс. кв. м арендопригодной). Обеспеченность города качественной арендопригодной площадью теперь на солидном уровне 248 кв. м на тысячу жителей. Возросший процент реально введенных в строй объектов по сравнению с заявленными обусловлен переходом на 2009 году многих объектов, изначально намеченных к открытию в 2008 году и находившихся в высокой степени готовности.


На карте Москвы в 2009 году добавились следующие крупные действующие ТЦ:


  • «Метрополис», метраж общей и торговой площади: 205000/80000;
  • «Мегаполис», 72000/44000 кв. м;
  • «Спектр» 54000/38000 кв. м;
  • «На Беговой», 19700/10650 кв. м;
  • «Филион», 87 600/55000 кв. м;
  • «Рио на Ленинградском», 32000/21000 кв. м;
  • «Золотой Вавилон Ростокино», 241000/170000 кв. м;
  • «Город Лефортово», 237000/110000 кв. м;

Арендаторы могут иметь в виду, что даже в наиболее успешных московских ТЦ обычно есть 5-10% вакантных площадей. Такая ситуация как минимум сохранится с учетом того, что в 2010 году должны появиться еще 8-10 крупных ТЦ суммарной общей площадью около 1,5 млн кв. м (арендопригодная площадь - около 0,6 млн кв. м). По большей части это объекты, заявленные в период недавнего «бума» торговой недвижимости с решенными еще до кризиса вопросами финансирования.


Теперь о регионах. По данным риэлтерской компании Blackwood и других источников, в 2009 году для посетителей распахнулись двери ряда крупных объектов:


  • «Золотой Вавилон» в Ростове-на-Дону, метраж общей и торговой площади: 75000/52000;
  • «Мегамаг» тоже в Ростове-на-Дону, 1-я очередь – 40300/25000 кв. м;
  • «Мега» в Омске, 120000/80000 кв. м;
  • «Мегамолл» в Краснодаре (3-я очередь), общая площадь всего комплекса 160000 кв. м;
  • «Молл» в Липецке, 50000/30000 кв. м;
  • «Рио» в Белгороде, 45000/28000 кв. м;
  • Jam Mall в Иркутске 30000/21000 кв. м;
  • «СанМарт» в Калуге, 47000/35000 кв. м;
  • «Красная площадь» в Новороссийске, 44000/24000 кв. м;
  • «Алатырь» в Екатеринбурге, общая площадь 77000 кв. м.

И в Москве и в регионах в 2009 году из-за финансовых трудностей ритейл-операторов доля функционирующих секций в только что открытых ТЦ была, как правило, мала – 30-50% от всех торговых площадей. Традиционно для нашей страны открытие торговых центров шло крайне неравномерно в течение года. Если в первом полугодии 2009 года регионы разродились лишь одним крупным ТЦ, то во втором появились на свет уже девять готовеньких объектов, причем шесть из них открылись в декабре.


Примета времени: новыми игроками на рынке становятся банки, получившие недвижимость в разной степени готовности в процессе реструктуризации многочисленных долгов девелоперов.


Что касается арендного спроса, то в течение прошлого года он был волатильным. С приходом в Россию в конце 2008 года кризиса спрос на помещения снизился как в торговых центрах, так и в сегменте street retail. К осени 2009-го активность арендаторов несколько подросла, что и остановило процесс падения арендных ставок, а наиболее успешные объекты даже добились роста. Однако в целом в краткосрочной перспективе не ожидается сколько-нибудь существенного роста арендных расценок. Другое дело, что через года полтора может вернуться дефицит предложения торговой недвижимости вследствие того, что девелоперы ныне практически приостановили новые проекты.


Характерной особенностью прошлого и нынешнего годов стало то, что из-за проседания оборотов немало операторов, скрепя сердце, покинули рынок. Речь идет прежде всего о невыразительных мелких сетях. За счет их ухода упрочились позиции сетевиков-франчайзеров.


Еще сильнее, чем по ТЦ, кризис ударил по основным торговым коридорам в сегменте street retail, где снижение ставок аренды составило 40-60% от докризисного уровня при росте пустующих площадей.


Приведем данные компании Blackwood по вакантным площадям и арендным ставкам в торговых коридорах Москвы на конец 2009 года:


  • ул. Тверская, 2,0%, 1900-5200 долларов за кв. м в год;
  • ул. 1-я Тверская-Ямская, 2,5% , 1000-3200;
  • ул. Арбат, н/д, 1450-2500;
  • Новый Арбат, 10%, 1 500-2 300;
  • ул. Пятницкая, 5,9%, 1300-1650;
  • ул. Петровка, 1%, 2950-4 500;
  • Садовое кольцо, 4,5%, 1 100-2800;
  • Кутузовский проспект, н/д, 1100-2250.

Ставки на аренду складских помещений в 2009 году упали на 31%. Однако есть очень настораживающая информация для представителей малого и среднего бизнеса. По данным «Миэль-Коммерческая недвижимость», в 2010 году следует ожидать двукратного снижения объема относительно небольших складских комплексов площадью до 20 тыс. кв. м. В этом случае у них останется всего 5% от общей доли рынка.





Ерлан ЖУРАБАЕВ   http://buybrand.tv/

BUYBRAND Inform  http://buybrand.tv/


Как развивается региональный бренд на российском и международных рынках
Тимур Ланский вывел на рынок мультиформатный бренд FOОDBAZAR
Екатерина Сойак о новых проектах EMTG и качестве аудитории на BUYBRAND Expo
Новая франшиза паназиатской кухни от «Росинтера»
Наша задача — увеличить долю российских брендов до 75%
Рынок лабораторной диагностики: мнения лидирующих франчайзеров
Hilton на выставке франшиз BUYBRAND Expo 2016



Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«В ближайшие годы франчайзинг в регионах будет только развиваться. Он стал известен как выгодный способ ведения бизнеса. Наиболее активны сейчас предприниматели из Сибири. Также включились в процесс Ростов и Краснодар»
Максим
Макшанов
Генеральный директор
COFFEESHOP COMPANY
Russia

Календарь событий


20:59, 20 января 2017г.   Войти / Выйти