Шопинг-метры России

06.04.2010 1392

Смотреть франшизы в Каталоге

Общая площадь торговой недвижимости здесь достигла 4,9 млн кв. м, в составе которой около 2,6 млн арендопригодных кв. м. За прошлый год предложение торговой недвижимости увеличилось в Москве сразу на 950 тыс. кв. м общей площади (около 530 тыс. кв. м арендопригодной). Обеспеченность города качественной арендопригодной площадью теперь на солидном уровне 248 кв. м на тысячу жителей.


Сначала о Москве. Общая площадь торговой недвижимости здесь достигла 4,9 млн кв. м, в составе которой около 2,6 млн арендопригодных кв. м. За прошлый год предложение торговой недвижимости увеличилось в Москве сразу на 950 тыс. кв. м общей площади (около 530 тыс. кв. м арендопригодной). Обеспеченность города качественной арендопригодной площадью теперь на солидном уровне 248 кв. м на тысячу жителей. Возросший процент реально введенных в строй объектов по сравнению с заявленными обусловлен переходом на 2009 году многих объектов, изначально намеченных к открытию в 2008 году и находившихся в высокой степени готовности.


На карте Москвы в 2009 году добавились следующие крупные действующие ТЦ:


  • «Метрополис», метраж общей и торговой площади: 205000/80000;
  • «Мегаполис», 72000/44000 кв. м;
  • «Спектр» 54000/38000 кв. м;
  • «На Беговой», 19700/10650 кв. м;
  • «Филион», 87 600/55000 кв. м;
  • «Рио на Ленинградском», 32000/21000 кв. м;
  • «Золотой Вавилон Ростокино», 241000/170000 кв. м;
  • «Город Лефортово», 237000/110000 кв. м;

Арендаторы могут иметь в виду, что даже в наиболее успешных московских ТЦ обычно есть 5-10% вакантных площадей. Такая ситуация как минимум сохранится с учетом того, что в 2010 году должны появиться еще 8-10 крупных ТЦ суммарной общей площадью около 1,5 млн кв. м (арендопригодная площадь - около 0,6 млн кв. м). По большей части это объекты, заявленные в период недавнего «бума» торговой недвижимости с решенными еще до кризиса вопросами финансирования.


Теперь о регионах. По данным риэлтерской компании Blackwood и других источников, в 2009 году для посетителей распахнулись двери ряда крупных объектов:


  • «Золотой Вавилон» в Ростове-на-Дону, метраж общей и торговой площади: 75000/52000;
  • «Мегамаг» тоже в Ростове-на-Дону, 1-я очередь – 40300/25000 кв. м;
  • «Мега» в Омске, 120000/80000 кв. м;
  • «Мегамолл» в Краснодаре (3-я очередь), общая площадь всего комплекса 160000 кв. м;
  • «Молл» в Липецке, 50000/30000 кв. м;
  • «Рио» в Белгороде, 45000/28000 кв. м;
  • Jam Mall в Иркутске 30000/21000 кв. м;
  • «СанМарт» в Калуге, 47000/35000 кв. м;
  • «Красная площадь» в Новороссийске, 44000/24000 кв. м;
  • «Алатырь» в Екатеринбурге, общая площадь 77000 кв. м.

И в Москве и в регионах в 2009 году из-за финансовых трудностей ритейл-операторов доля функционирующих секций в только что открытых ТЦ была, как правило, мала – 30-50% от всех торговых площадей. Традиционно для нашей страны открытие торговых центров шло крайне неравномерно в течение года. Если в первом полугодии 2009 года регионы разродились лишь одним крупным ТЦ, то во втором появились на свет уже девять готовеньких объектов, причем шесть из них открылись в декабре.


Примета времени: новыми игроками на рынке становятся банки, получившие недвижимость в разной степени готовности в процессе реструктуризации многочисленных долгов девелоперов.


Что касается арендного спроса, то в течение прошлого года он был волатильным. С приходом в Россию в конце 2008 года кризиса спрос на помещения снизился как в торговых центрах, так и в сегменте street retail. К осени 2009-го активность арендаторов несколько подросла, что и остановило процесс падения арендных ставок, а наиболее успешные объекты даже добились роста. Однако в целом в краткосрочной перспективе не ожидается сколько-нибудь существенного роста арендных расценок. Другое дело, что через года полтора может вернуться дефицит предложения торговой недвижимости вследствие того, что девелоперы ныне практически приостановили новые проекты.


Характерной особенностью прошлого и нынешнего годов стало то, что из-за проседания оборотов немало операторов, скрепя сердце, покинули рынок. Речь идет прежде всего о невыразительных мелких сетях. За счет их ухода упрочились позиции сетевиков-франчайзеров.


Еще сильнее, чем по ТЦ, кризис ударил по основным торговым коридорам в сегменте street retail, где снижение ставок аренды составило 40-60% от докризисного уровня при росте пустующих площадей.


Приведем данные компании Blackwood по вакантным площадям и арендным ставкам в торговых коридорах Москвы на конец 2009 года:


  • ул. Тверская, 2,0%, 1900-5200 долларов за кв. м в год;
  • ул. 1-я Тверская-Ямская, 2,5% , 1000-3200;
  • ул. Арбат, н/д, 1450-2500;
  • Новый Арбат, 10%, 1 500-2 300;
  • ул. Пятницкая, 5,9%, 1300-1650;
  • ул. Петровка, 1%, 2950-4 500;
  • Садовое кольцо, 4,5%, 1 100-2800;
  • Кутузовский проспект, н/д, 1100-2250.

Ставки на аренду складских помещений в 2009 году упали на 31%. Однако есть очень настораживающая информация для представителей малого и среднего бизнеса. По данным «Миэль-Коммерческая недвижимость», в 2010 году следует ожидать двукратного снижения объема относительно небольших складских комплексов площадью до 20 тыс. кв. м. В этом случае у них останется всего 5% от общей доли рынка.





Ерлан ЖУРАБАЕВ   http://buybrand.tv/

BUYBRAND Inform  http://buybrand.tv/


Наша задача — увеличить долю российских брендов до 75%
Рынок лабораторной диагностики: мнения лидирующих франчайзеров
Hilton на выставке франшиз BUYBRAND Expo 2016
«По своим правилам» Выпуск 4. ООО "АЛЕРИ ТЕХНО"



Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Приятно видеть, как российский бизнес выстраивает свой успех и тиражирует его вместе со своими партнерами. В этом и есть суть франчайзинга – придумать и воплотить успешную идею, а затем повторять ее вновь и вновь»

Эндрю Уизерс
управляющий
директор
Southern Fried Chicken

Календарь событий


21:17, 07 декабря 2016г.   Войти / Выйти