Особенности московского региона

Наиболее часто задаваемые «франчайзинговые вопросы»
05.09.2013 3997

Смотреть франшизы в Каталоге

Ерлан ЖУРАБАЕВ

В письмах в редакцию, на встречах с журналистами, а также с самими участниками франчайзинговых отношений и московскими чиновниками часто задаются одни и те же вопросы. Решил ответить на часть из них, касающихся московского региона, в этой публикации.

1. Насколько популярен бизнес по франшизе в Москве? Какова доля московских предприятий, работающих по такой схеме?

Сразу вас разочарую: такой статистики нет, Росстат, увы, не выделяет франчайзинговые предприятия в отдельную группу. Но хорошо известно, что в столице их особенно много. Ведь, все сети стремятся в Москву – это огромный платежеспособный потребительский рынок, здесь высокие зарплаты и вообще концентрируются деньги со всей России. Но теперь столица начинает переполняться товарами и услугами, и взоры франчайзеров устремлены также на платежеспособные регионы. Юг России, Урал, Западная Сибирь.

Франчайзинговые компании, развивающиеся на федеральном уровне, то есть имеющие точки по всей стране, как правило, базируются в Москве. По нашим примерным оценкам таковых – порядка 70-75 %, включая иностранные мастер-франшизы.

Роль Москвы уникальна еще и тем, что именно в нашем городе проходят ежегодные международные выставки BUYBRAND Expo по франчайзингу, инвестиционным и партнерским возможностям. Стартовав в 2002 году, BUYBRAND Expo стала одной из крупнейших деловых площадок Евразии. В этом году она пройдет со 2 по 4 октября, вниманию инвесторов будут представлены 250 бизнес-моделей из разных стран. Все они собраны под одной крышей в Экспоцентре на Красной Пресне. На ней впервые появится Салон лицензирования. Если франчайзинг подразумевает продажу всей схемы ведения бизнеса, то при лицензировании происходит передача лишь громкого имени, имиджа, художественных образов, с ним связанных. Лицензирование – это такая штука, когда наработанного в какой-то сфере громкого имени хватает на то, чтобы им делиться с партнерами из совершенно других сфер.

2. Есть ли особенности ведения бизнеса по франшизе в Москве?

Здесь самый конкурентный, но и самый лакомый рынок. И потребитель в Москве более требовательный. Поэтому наблюдается более строгое отношение к качеству продукции или услуг. Поскольку чаще всего нет фактора удаленности, у нас легче и быстрее отслеживаются любые нарушения со стороны франчайзи прописанных стандартов. Ведь это наносит ущерб всему бренду, всей сети и потому старательно купируется. В этой связи можно сказать, что московские франчайзи более дисциплинированы, чем их коллеги в удаленных регионах.

Впрочем, часто франчайзер оставляет Москву именно для своих корпоративных точек. Не франчайзинговых. Но они служат и демонстрационными, так сказать образцово-показательными объектами для потенциальных франчайзи.

К минусам Москвы следует отнести невероятно высокие арендные ставки.

3. Для каких видов бизнеса, подобная схема подходит больше всего?

Это, конечно, разнообразная розница – магазины одежды, обуви, аксессуаров, продовольственные магазины. Общепит или, скажем, фастфуд – все эти заведения быстрого обслуживания. Далее сфера услуг, например, риэлторских.

Итак, одежная и обувная розница – самый крупный сегмент франчайзинга – где-то около его половины. Четверть приходится на фастфуд, наиболее, кстати, динамичный сегмент даже в кризисные времена. Его доля во франчайзинге заметно увеличивается. Гораздо скромнее представлена сфера услуг. Ну и совсем мизер – производственный франчайзинг. Примерно так, кстати, обстоят дела во всём мире.

4. Достаточно ли развит институт франчайзинга в Москве? Можно ли сравнить Москву с другими мегаполисами мира?

Москва, безусловно, развитая, если можно так выразиться, франчайзинговая территория. Она как магнит притягивает к себе правообладателей со всего мира. По числу представленных у нас глобальных брендов, развивающихся по франчайзингу, Москва еще уступает наиболее развитым в этом отношении Лондону и Парижу, но их число вполне сопоставимо и разрыв быстро сокращается. Что касается Восточной Европы, то Москва нередко опережает столицы этих стран.

В исследовании компании CBRE выстроен рэнкинг наиболее «востребованных» городов – по числу новых ритейлеров пришедших на их рынок в 2012 году. На первой позиции оказался Гонконг, а вот четвёртое место поделили Москва и Нью-Йорк (ранее Москва занимала шестое место). По данным еще одного исследования – How global is the business retail от компании Richard Ellis – в Москве по состоянию на 2012 год сосредоточено более 43% крупнейших мировых ритейлеров.

5. С какими трудностями может столкнуться франчайзи? На какие условия при заключении контракта с франчайзером стоит обратить внимание прежде всего? Какую поддержку получает франчайзи от франчайзера?

Казалось бы, всё просто: выбери привлекательный для тебя бизнес, подходящий по затратам, найди помещение и открывайся! Ведь бизнес по франчайзингу уже успешен (целая сеть работает, вон сколько магазинов открыли, чем я хуже!). Однако сложности с выбором франшизы возникают и довольно большие. Ведь франчайзи не покупает часть оцениваемого бизнеса. Он создаёт новый. Поэтому оценивать необходимо не только бизнес самой компании-франчайзера, но и её способность воспроизводить этот бизнес в других условиях и в партнёрстве с другими людьми.

Что обязательно нужно выяснить перед покупкой франшизы?

а) продолжительность существования франшизы (чем дольше, тем лучше);

б) количество действующих франчайзинговых магазинов (важно, чтобы они были рентабельны);

в) количество франчайзи открывших две и более точек продаж – это хороший признак, значит партнер доволен, коли приобретает право на открытие новых и новых точек;

г) количество закрытых точек – хорошо, если партнер готов объяснить причины закрытия; вообще следует убедиться: есть ли у франчайзера готовность раскрывать и обсуждать не всегда приятную информацию;

д) чрезвычайно важно выявить степень удовлетворения от сотрудничества у действующих франчайзи – нужно побеседовать не менее чем тремя франчайзи, выбранными произвольно, не по подсказке франчайзера;

е) оценить бизнес самого франчайзера – насколько хорошо он организован, какова общая текущая ситуация на данном рынке, его перспективы.

Хороший франчайзер, заинтересованный в успехе франчайзи, будет оказывать ему весьма значимую рекламную, логистическую, консультационную поддержку, повышать квалификацию самого франчайзи и помогать в обучении его кадров. Выгода франчайзера – в расширении сети без собственных капиталовложений и повышении узнаваемости его марки, а также в финансовых поступлениях от франчайзи.

6. Какие виды роялти существуют? Какие из них наиболее распространены?

Роялти во франчайзинге – это периодические выплаты правообладателю за использование его интеллектуальной собственности. Это то, что франчайзи выплачивает своему франчайзеру за торговую марку, технологии, наработанные схемы ведения бизнеса. Ведь в итоге ты сразу получаешь лояльных покупателей, знающих этот бренд, и чего от него ждать в плане ассортимента, уровня сервиса, цен, дизайна.

Есть три вида роялти:

- Процент с оборота. Это, безусловно, наиболее распространенная форма роялти, в том числе и в Москве. В зависимости от вида бизнеса и вообще от самооценки конкретной компании процентные ставки колеблются от 1% до 15% обычно от месячного оборота. Но чаще всего это где-то 5-7%.

- Другой более редкий вид роялти – процент с маржи – применяется, когда франчайзинговая точка занимается товарами или услугами с разным уровнем наценки.

- И, наконец, бывает фиксированный показатель роялти, для тех случаев, когда трудно отследить оборот предприятия.

За счет роялти и паушального, то есть вступительного разового взноса франчайзи приобретает отнюдь не просто известную вывеску. Он платит деньги за вступление в успешную систему, где большая часть проблем уже кем-то улажена, наработаны деловые связи, все бизнес-процессы доведены до совершенства. Стоимость франшизы зависит от многих факторов, но в основном учитывается ожидаемая экономическая выгода. Учитываются также затраты на создание бизнес-концепции, расходы, связанные с обучением персонала, разработкой необходимых компьютерных программ. Бывает, что нет ни роялти, ни паушального взноса, а интерес франчайзера лишь в расширении сети и продвижении товара или услуг, торговой марки не своими инвестициями.

7. Что можно сказать о мошенниках на московском рынке франшиз?

Сегодня на московском рынке действует множество компаний, продающих франшизы. Это направление стало настолько привлекательным, что мошенники не заставили себя ждать. Кроме явных злоумышленников, появились и компании, которые продают скороспелые франшизы, но не могут оказать своим франчайзи необходимую поддержку.

Сумма паушального взноса сама по себе ничего не говорит о надежности потенциального партнера. И среди совсем дешевых, и среди дорогих франшиз немало «дутых». Высокий паушальный взнос не должен настораживать – некоторые бизнес-модели не могут стоить дешево. Фитнес-центры, отели, крупные супермаркеты всегда продавали свои франшизы по солидной цене. Низкий – также не является показателем несерьезности намерений – Subway, одна из самых успешных франчайзинговых сетей, продает свои франшизы за смешную сумму, однако при этом роялти достаточно высоки.



Как развивается региональный бренд на российском и международных рынках
Тимур Ланский вывел на рынок мультиформатный бренд FOОDBAZAR
Екатерина Сойак о новых проектах EMTG и качестве аудитории на BUYBRAND Expo
Новая франшиза паназиатской кухни от «Росинтера»
Наша задача — увеличить долю российских брендов до 75%
Рынок лабораторной диагностики: мнения лидирующих франчайзеров
Hilton на выставке франшиз BUYBRAND Expo 2016



BUYBRAND EXPO 2016

Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Нет ни одной идеальной страны для бизнеса. Там, где хорошие условия, нет возможностей. Там, где много возможностей, с условиями проблема»
Сергей Галицкий
основатель
и совладелец
розничной
сети «Магнит»

Календарь событий


03:28, 23 августа 2017г.   Войти / Выйти