Особенности московского региона

Наиболее часто задаваемые «франчайзинговые вопросы»
05.09.2013 3609

Смотреть франшизы в Каталоге

Ерлан ЖУРАБАЕВ

В письмах в редакцию, на встречах с журналистами, а также с самими участниками франчайзинговых отношений и московскими чиновниками часто задаются одни и те же вопросы. Решил ответить на часть из них, касающихся московского региона, в этой публикации.

1. Насколько популярен бизнес по франшизе в Москве? Какова доля московских предприятий, работающих по такой схеме?

Сразу вас разочарую: такой статистики нет, Росстат, увы, не выделяет франчайзинговые предприятия в отдельную группу. Но хорошо известно, что в столице их особенно много. Ведь, все сети стремятся в Москву – это огромный платежеспособный потребительский рынок, здесь высокие зарплаты и вообще концентрируются деньги со всей России. Но теперь столица начинает переполняться товарами и услугами, и взоры франчайзеров устремлены также на платежеспособные регионы. Юг России, Урал, Западная Сибирь.

Франчайзинговые компании, развивающиеся на федеральном уровне, то есть имеющие точки по всей стране, как правило, базируются в Москве. По нашим примерным оценкам таковых – порядка 70-75 %, включая иностранные мастер-франшизы.

Роль Москвы уникальна еще и тем, что именно в нашем городе проходят ежегодные международные выставки BUYBRAND Expo по франчайзингу, инвестиционным и партнерским возможностям. Стартовав в 2002 году, BUYBRAND Expo стала одной из крупнейших деловых площадок Евразии. В этом году она пройдет со 2 по 4 октября, вниманию инвесторов будут представлены 250 бизнес-моделей из разных стран. Все они собраны под одной крышей в Экспоцентре на Красной Пресне. На ней впервые появится Салон лицензирования. Если франчайзинг подразумевает продажу всей схемы ведения бизнеса, то при лицензировании происходит передача лишь громкого имени, имиджа, художественных образов, с ним связанных. Лицензирование – это такая штука, когда наработанного в какой-то сфере громкого имени хватает на то, чтобы им делиться с партнерами из совершенно других сфер.

2. Есть ли особенности ведения бизнеса по франшизе в Москве?

Здесь самый конкурентный, но и самый лакомый рынок. И потребитель в Москве более требовательный. Поэтому наблюдается более строгое отношение к качеству продукции или услуг. Поскольку чаще всего нет фактора удаленности, у нас легче и быстрее отслеживаются любые нарушения со стороны франчайзи прописанных стандартов. Ведь это наносит ущерб всему бренду, всей сети и потому старательно купируется. В этой связи можно сказать, что московские франчайзи более дисциплинированы, чем их коллеги в удаленных регионах.

Впрочем, часто франчайзер оставляет Москву именно для своих корпоративных точек. Не франчайзинговых. Но они служат и демонстрационными, так сказать образцово-показательными объектами для потенциальных франчайзи.

К минусам Москвы следует отнести невероятно высокие арендные ставки.

3. Для каких видов бизнеса, подобная схема подходит больше всего?

Это, конечно, разнообразная розница – магазины одежды, обуви, аксессуаров, продовольственные магазины. Общепит или, скажем, фастфуд – все эти заведения быстрого обслуживания. Далее сфера услуг, например, риэлторских.

Итак, одежная и обувная розница – самый крупный сегмент франчайзинга – где-то около его половины. Четверть приходится на фастфуд, наиболее, кстати, динамичный сегмент даже в кризисные времена. Его доля во франчайзинге заметно увеличивается. Гораздо скромнее представлена сфера услуг. Ну и совсем мизер – производственный франчайзинг. Примерно так, кстати, обстоят дела во всём мире.

4. Достаточно ли развит институт франчайзинга в Москве? Можно ли сравнить Москву с другими мегаполисами мира?

Москва, безусловно, развитая, если можно так выразиться, франчайзинговая территория. Она как магнит притягивает к себе правообладателей со всего мира. По числу представленных у нас глобальных брендов, развивающихся по франчайзингу, Москва еще уступает наиболее развитым в этом отношении Лондону и Парижу, но их число вполне сопоставимо и разрыв быстро сокращается. Что касается Восточной Европы, то Москва нередко опережает столицы этих стран.

В исследовании компании CBRE выстроен рэнкинг наиболее «востребованных» городов – по числу новых ритейлеров пришедших на их рынок в 2012 году. На первой позиции оказался Гонконг, а вот четвёртое место поделили Москва и Нью-Йорк (ранее Москва занимала шестое место). По данным еще одного исследования – How global is the business retail от компании Richard Ellis – в Москве по состоянию на 2012 год сосредоточено более 43% крупнейших мировых ритейлеров.

5. С какими трудностями может столкнуться франчайзи? На какие условия при заключении контракта с франчайзером стоит обратить внимание прежде всего? Какую поддержку получает франчайзи от франчайзера?

Казалось бы, всё просто: выбери привлекательный для тебя бизнес, подходящий по затратам, найди помещение и открывайся! Ведь бизнес по франчайзингу уже успешен (целая сеть работает, вон сколько магазинов открыли, чем я хуже!). Однако сложности с выбором франшизы возникают и довольно большие. Ведь франчайзи не покупает часть оцениваемого бизнеса. Он создаёт новый. Поэтому оценивать необходимо не только бизнес самой компании-франчайзера, но и её способность воспроизводить этот бизнес в других условиях и в партнёрстве с другими людьми.

Что обязательно нужно выяснить перед покупкой франшизы?

а) продолжительность существования франшизы (чем дольше, тем лучше);

б) количество действующих франчайзинговых магазинов (важно, чтобы они были рентабельны);

в) количество франчайзи открывших две и более точек продаж – это хороший признак, значит партнер доволен, коли приобретает право на открытие новых и новых точек;

г) количество закрытых точек – хорошо, если партнер готов объяснить причины закрытия; вообще следует убедиться: есть ли у франчайзера готовность раскрывать и обсуждать не всегда приятную информацию;

д) чрезвычайно важно выявить степень удовлетворения от сотрудничества у действующих франчайзи – нужно побеседовать не менее чем тремя франчайзи, выбранными произвольно, не по подсказке франчайзера;

е) оценить бизнес самого франчайзера – насколько хорошо он организован, какова общая текущая ситуация на данном рынке, его перспективы.

Хороший франчайзер, заинтересованный в успехе франчайзи, будет оказывать ему весьма значимую рекламную, логистическую, консультационную поддержку, повышать квалификацию самого франчайзи и помогать в обучении его кадров. Выгода франчайзера – в расширении сети без собственных капиталовложений и повышении узнаваемости его марки, а также в финансовых поступлениях от франчайзи.

6. Какие виды роялти существуют? Какие из них наиболее распространены?

Роялти во франчайзинге – это периодические выплаты правообладателю за использование его интеллектуальной собственности. Это то, что франчайзи выплачивает своему франчайзеру за торговую марку, технологии, наработанные схемы ведения бизнеса. Ведь в итоге ты сразу получаешь лояльных покупателей, знающих этот бренд, и чего от него ждать в плане ассортимента, уровня сервиса, цен, дизайна.

Есть три вида роялти:

- Процент с оборота. Это, безусловно, наиболее распространенная форма роялти, в том числе и в Москве. В зависимости от вида бизнеса и вообще от самооценки конкретной компании процентные ставки колеблются от 1% до 15% обычно от месячного оборота. Но чаще всего это где-то 5-7%.

- Другой более редкий вид роялти – процент с маржи – применяется, когда франчайзинговая точка занимается товарами или услугами с разным уровнем наценки.

- И, наконец, бывает фиксированный показатель роялти, для тех случаев, когда трудно отследить оборот предприятия.

За счет роялти и паушального, то есть вступительного разового взноса франчайзи приобретает отнюдь не просто известную вывеску. Он платит деньги за вступление в успешную систему, где большая часть проблем уже кем-то улажена, наработаны деловые связи, все бизнес-процессы доведены до совершенства. Стоимость франшизы зависит от многих факторов, но в основном учитывается ожидаемая экономическая выгода. Учитываются также затраты на создание бизнес-концепции, расходы, связанные с обучением персонала, разработкой необходимых компьютерных программ. Бывает, что нет ни роялти, ни паушального взноса, а интерес франчайзера лишь в расширении сети и продвижении товара или услуг, торговой марки не своими инвестициями.

7. Что можно сказать о мошенниках на московском рынке франшиз?

Сегодня на московском рынке действует множество компаний, продающих франшизы. Это направление стало настолько привлекательным, что мошенники не заставили себя ждать. Кроме явных злоумышленников, появились и компании, которые продают скороспелые франшизы, но не могут оказать своим франчайзи необходимую поддержку.

Сумма паушального взноса сама по себе ничего не говорит о надежности потенциального партнера. И среди совсем дешевых, и среди дорогих франшиз немало «дутых». Высокий паушальный взнос не должен настораживать – некоторые бизнес-модели не могут стоить дешево. Фитнес-центры, отели, крупные супермаркеты всегда продавали свои франшизы по солидной цене. Низкий – также не является показателем несерьезности намерений – Subway, одна из самых успешных франчайзинговых сетей, продает свои франшизы за смешную сумму, однако при этом роялти достаточно высоки.



Екатерина Сойак о новых проектах EMTG и качестве аудитории на BUYBRAND Expo
Новая франшиза паназиатской кухни от «Росинтера»
Наша задача — увеличить долю российских брендов до 75%
Рынок лабораторной диагностики: мнения лидирующих франчайзеров
Hilton на выставке франшиз BUYBRAND Expo 2016



Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Приятно видеть, как российский бизнес выстраивает свой успех и тиражирует его вместе со своими партнерами. В этом и есть суть франчайзинга – придумать и воплотить успешную идею, а затем повторять ее вновь и вновь»

Эндрю Уизерс
управляющий
директор
Southern Fried Chicken

Календарь событий


07:59, 10 декабря 2016г.   Войти / Выйти