Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2015

Где делать бизнес?
25.11.2013 2998

Смотреть франшизы в Каталоге

Ерлан ЖУРАБАЕВ

В России на фоне своих преимуществ существует множество инвестиционных рисков. Оживление, стагнация или депрессивность, перспективность разных субъектов РФ, естественно, учитывается при принятии решений франчайзеров о развитии сетей. При этом преимущества и риски распределены по территориям неравномерно, не являются постоянными величинами и потому требуют постоянного хорошо сбалансированного многофакторного мониторинга. В ноябре свой рейтинг всех 82 субъектов Федерации по степени их инвестиционной привлекательности предложил деловому сообществу журнал «Генеральный директор». Совокупно рассматривались шесть показателей, причём раскрыты формулы подсчёта по каждому из них, что не оставляет места кривотолкам и обидам со стороны аутсайдеров.

Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов россии 2015 года при некоторых недостатках хорош тем, что не только «расставляет» участников в итоговой таблице с отражением всех параметров оценки, но и подробно показывает механику подсчёта, наглядно выявляя сильные и слабые стороны региона вне зависимости от занятого итогового места. Прозрачность рейтинга позволяет увидеть и некоторые упущения этого исследования (игнорирование некоторых факторов) и при желании сделать на них свою поправку.

На первую строчку рейтинга взгромоздилась Москва, хотя темпы роста её экономики выглядят удручающе в сравнении с подавляющей частью рейтингующихся. Зато другие столичные показатели привлекательны и перевешивают фактор слабого роста. Правда, в исследовании не рассматривались такие мощные спойлеры инвестклимата, как уровень административных барьеров и коррупции, а они в столице запредельны. При их учете в других исследованиях Москва обычно выбывает из первой тройки.

Есть в рейтинге и другие, на мой взгляд, существенные пробелы для комплексной оценки инвестиционной привлекательности регионов. Так, комфортность/некомфортность для инвесторов в значительной степени вытекает также из экологической ситуации в регионе – она способна наложить ограничения на какие-то виды деятельности и соответственно ограничить экономический рост, сузить его направления. Очень важны в современных условиях уровни социальной и межнациональной стабильности, степень доверия бизнеса к ныне действующей власти на местах, развитость регионального инвестиционного законодательства (в этом плане предпочтительнее выглядят две республики – Татарстан и Коми, а ещё Ярославская область). Конечно, непросто установить удельный вес вышеперечисленных индикаторов и ввести соответствующие коэффициенты, но без них картина будет не слишком точной.

Однако рассмотрим по порядку те комплексные показатели, которые вошли в достаточно интересный рейтинг «Генерального директора».

1. Рабочая сила (численность, стоимость, квалификация). В этом показателе лидирует Москва. Кто же будет спорить, что в столице среди экономически активного населения чрезвычайно много высококвалифицированных работников. Для рейтинга регионов это вычислялось по числу людей, получающих среднее и высшее образование. Так, московские вузы ежегодно заканчивают порядка 1 млн человек. Предметом анализа в этом показателе рейтинга явилась и стоимость персонала. Да, зарплаты в Москве, конечно, высоки, зато компания может подобрать под свои задачи кадры любого параметра.

2. Спрос на повседневные товары. По этому показателю богатая Москва безусловно впереди 82 субъектов Федерации.

3. Точно также обстоят дела и со спросом на товары длительного пользования. Рассматривались объем и динамика рынка, а также потребительская привычка ходить по магазинам. Плюс к этому определялись доли людей с зарплатой выше средней по региону и тяжесть кредитной нагрузки на населении – ведь человек с уже большой задолженностью может отложить покупку нового холодильника, телевизора или айфона.

4. Состояние экономики в регионе, прежде всего экономический рост и его драйверы. Здесь приоритет у Астраханской области.

5. По состоянию инфраструктуры на первом месте Калининградская область – учитывалась плотность транспортной сети, качество связи, стоимость коммерческой недвижимости. Достоверная статистика о цене её покупки и арендным ставкам по большинству регионов отсутствует, она есть только в городах-миллионниках. Однако в ходе исследования выяснилось, что расценки на офисную недвижимость, особенно в случае её покупки, в целом коррелируются с ценами на первичном рынке жилья.

6. Региональная налоговая политика. В этой сфере Калининградская область опять отличилась больше всех других. Известно, что субъекты Федерации могут влиять на ставки трех корпоративных налогов: транспортного (в рейтинге учитывались ставки для легковых и грузовых автомобилей); на имущество организаций; на прибыль.

рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2015 - топ 10

Каждому из вышеперечисленных показателей присваивался одинаковый вес, в итоге регионы отранжированы по сумме коэффициентов. Вот как выглядит первая десятка:

Таблица ИА «Финмаркет»

Рейтинговый лидер Москва сумела занять первые позиции в трех «номинациях» из шести: рабочая сила и в обеих категориях спроса. А вот по качеству инфраструктуры столица заняла 11-е место, по налоговому климату – лишь 23-е. Из-за высокой базы сравнения по темпам экономического роста столица оказалась на 71-й позиции (из 82 возможных).

Второе место в общем итоге (по совокупности показателей) заняла Московская область. Любопытно, что она не лидирует ни в одной из номинаций, но в совокупности ее достижения потянули на почётное место. Составители рейтинга поставили область на 7-ю позицию по параметру «рабочая сила», на второе в двух номинациях спроса. По динамике экономического роста Московской области присвоен порядковый номер 19, по инфраструктуре – 4, по налоговому климату – 32.

Калининградская область, несмотря на очевидное отставание по численности и доходам населения, прорвалась на 3-е место рейтинга благодаря низкому налогообложению резидентов особой экономической зоны и отличной инфраструктуре (относительно низкие цены на недвижимость, плотная дорожная сеть, наличие морского порта). Причём по последним двум параметрам области нет равных в РФ.

Десятку лидеров замыкает Ленинградская область. У неё две выигрышные позиции: по инфраструктуре и региональной налоговой политике. Зато по динамике экономического роста регион плетется в самом хвосте рейтингующихся.

Абстрагируясь от рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России 2015, хочу отметить растущую роль такого нематериального актива субъектов Федерации, как «имидж региона». Если он сложился и позитивен, то обеспечивает привлечение особого внимания к данной территории не только бизнеса, но и федерального центра, что дает возможность эффективно лоббировать свои интересы и привлекать централизованные ресурсы. Это весьма важно и в плане притягивания трудовых ресурсов, туристических потоков, сильных франчайзеров и других сетевых компаний. Уверен, что наработанный имидж территорий также найдёт своё отражение в будущих рейтингах инвестиционной привлекательности.



Наша задача — увеличить долю российских брендов до 75%
Рынок лабораторной диагностики: мнения лидирующих франчайзеров
Hilton на выставке франшиз BUYBRAND Expo 2016
«По своим правилам» Выпуск 4. ООО "АЛЕРИ ТЕХНО"



Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Приятно видеть, как российский бизнес выстраивает свой успех и тиражирует его вместе со своими партнерами. В этом и есть суть франчайзинга – придумать и воплотить успешную идею, а затем повторять ее вновь и вновь»

Эндрю Уизерс
управляющий
директор
Southern Fried Chicken

Календарь событий


06:48, 09 декабря 2016г.   Войти / Выйти