Недорогие гости

09.04.2014 5242

Смотреть франшизы в Каталоге

Анастасия Степанова специально для BUYBRAND Inform

Отельных дискаунтеров или хостелов в России становится все больше. Молодые компании уже начали продавать свои франшизы. Стоит ли присмотреться к их концепциям?

«Больше года назад, когда я планировал открытие своего хостела, я изучал возможности франчайзинга, но со всей ответственностью могу заявить, что ни одна концепция в России не предлагает полноценный франчайзинг в этом сегменте. Примеры сетей, которые развивают как будто бы франчайзинговую модель, говорят о том, что это, возможно, страхует франчайзи от каких-то совсем уж глобальных ошибок на старте, но не позволяет пользоваться преимуществами бренда. В лучшем случае, это - франчайзинг названия, но не каждое название – бренд», - таково мнение создателя нижегородского «Кофехостела» Дмитрия Кузина. Он долго изучал рынок и как человек, открывающий не первый бизнес, искал возможность минимизировать риски. Но несмотря на то, что вроде бы и сам сегмент хостелов, и предлагаемых хостельных франшиз растет и развивается, он сделал выбор в пользу собственной концепции. Изменилась ли за год ситуация и есть ли сегодня пакеты, к которым стоит присмотреться повнимательнее?

Наши соотечественники известны своей любовью к широким «дорогим и богатым» жестам, но и нас не обошли стороной мировые тренды - сегодня рачительность и экономность уже не удивляют и не вызывают насмешек. Дискаунтеры стали появляться и развиваться во всех сегментах, в том числе и в гостиничном. Правда, как это часто бывает на начальном этапе, понимание сути хостелов у нас несколько искаженное, многие до сих пор считают, что это нечто среднее между студенческим общежитием и СИЗО, а главный атрибут — двухъярусные кровати. Тем не менее, молодые и активные люди, а также, как ни странно, корпоративный сегмент нуждались в недорогом, но приличном жилье. И рынок откликнулся, появились первые хостелы сначала в Москве, в Санкт-Петербурге, в Крыму. Основные гости — это не только путешествующая молодежь, это и спортивные команды, командировочные, люди, приезжающие на выставки, конгрессы и семинары. В основном такие недорогие гостиницы появляются в городах-миллионниках, но есть и исключения. Например, «Золотое кольцо» с его высоким туристическим трафиком, а так же города, в которых проходят спортивные сборы и соревнования. Сейчас рынок растет на 13-22% в год в зависимости от региона.

Пока сегмент отельных дискаунтеров очень молод. Сети еще только формируются, в основном одному владельцу принадлежит от одной до трех точек. Есть компании, заявляющие о десятке хостелов в разных регионах, но, если покопаться, то невозможно даже обнаружить телефоны этих якобы уже существующих объектов. Так что пока говорить о сильных брендах или утвердившихся, обкатанных на практике концепциях преждевременно. Тем не менее, многие хостелы, даже полгода-год существующие на рынке, стали предлагать франшизу. Есть около десятка серьезных предложений, есть и одиозные, когда за 50 тыс руб. предлагается просто купить пакет документов, а дальше франчайзи может работать по своему разумению и без контроля и участия франчайзера.

В основном объекты по франшизе предлагается открывать не в том же городе, а в других регионах, что и понятно: локальные хостелы собственники хотят развивать сами. Есть исключения, например, Bear Hostels ведут переговоры и с теми, кто хочет работать в Москве. «На самом деле, нам важнее, чтобы франчайзи был нашим единомышленником. Московскому рынку нужны еще хостелы, их можно реально открывать у каждой центральной станции метро, так что мы не видим препятствий для работы со столичными франчайзи и уже активно ведем переговоры», - рассказывает Айрат Сунгатуллин, директор по франчайзингу Bear Hostels.Стоимость паушального взноса зависит от конкретного формата проекта и города, где будет запущен проект, и составляет от 350 тысяч до 55 тысяч рублей. Роялти - 1300 с койки в Москве и Санкт-Петербурге, в регионах - 1000 рублей. Что же предлагается за эти деньги? Смотреть пакет и то, как франчайзер планирует работать с франчайзи в дальнейшем, стоит самым тщательным образом. Может оказаться, что кроме размещения на сайте и стандартного проекта ждать больше нечего. В пакет, который стоит рассматривать, должны входить и CRM-система, и регулярный «тайный покупатель», и обучение, и стандартизация работы персонала.

«Даже для открытия небольшого хостела нужно, чтобы у франчайзи было не менее 2 млн рублей», - говорит Айрат. - «Кроме первоначальных затрат, которые могут быть и небольшими (от 1,3 млн, если речь идет о квартирном формате на 5 номеров и 30 мест), нужна «подушка» на первоначальное развитие». Затраты на открытие хостела по собственной концепции и по франшизе примерно одинаковы. «Планируя объем инвестиций, ориентируйтесь на следующие цифры: 10 000 рублей за метр квадратный общей площади - на ремонтные работы, 20000 рублей за квадратный метр – на ремонт и оборудование сантехнической зоны, плюс 100000 рублей на оборудование каждого номера. В этом случае вы получите реальный бюджет, но без учёта дизайна. Дизайн может стоить от нуля до бесконечности», - рассказывает Дмитрий Кузин. Эксперты рынка уверены, что переплата за франшизу, которой многие так опасаются, - это скорее иллюзия. «Да, какую-то часть денег вы отдаете за бренд, но тот факт, что все уже заранее систематизировано, оптимизировано и прописано, позволяет начинающему избежать бездумных трат. Потому что самая частая ошибка – это желание сделать красиво и оригинально. Увлечение дизайном в ущерб функциональности, а также экономия на профессиональной мебели и оборудовании приводят к тому, что уже через полгода придется переделывать и меблировать все заново», - говорит генеральный директор Hospitality In.Comm Елена Лысенкова.

Открывая хостел по своей концепции, ошибок и экспериментов не избежать. «Ты строишь догадки, которые потом в своей концепции либо найдут подтверждение, либо будут опровергнуты, - рассказывает Дмитрий Кузин. - Я год ездил по хостелам, чтобы изучить этот бизнес, но некоторые моменты прочувствовал только на собственной шкуре, уже открывшись. Так, мне категорически не нравились двухъярусные кровати и многоместные номера. Я сделал много двухместных номеров, и много четырёхместных с одноярусными кроватями. Однако гости выбирают в первую очередь крайние варианты: двухместные номера – тут я угадал, и многоместные с двухъярусными – тут я не угадал. И, как следствие, теперь вижу, что нужно было думать не в направлении, «как обойтись без многоместных номеров», а «как сделать многоместные номера комфортнее»». Ошибок можно было бы избежать, но Дмитрий совсем не уверен, что за те деньги, которые отдал бы за франшизу, получил бы на тот момент реально работающие технологии, которые выстрелили бы в Нижнем Новгороде.

С другой стороны, выбор франшизы оказывается тоже делом непростым и достаточно рискованным. Руслану 24 года, он строит успешную карьеру в крупной компании, но уже давно хочет открыть хостел в родном городе. «Я готов продать свое единственное жилье и потратить все накопления, но пока, на мой взгляд, преждевременно вкладываться в франшизу. Да, те хостелы, которые ее предлагают, сами успешны, но я хочу посмотреть, как они будут хотя бы год справляться с обучением, поддержкой своих франчайзи. Управлять собственными объектами и давать стандарты другим - слишком разные вещи, так что я подожду, не буду ставить эксперименты на себе», - говорит он. Руслан присматривался к предложению БМHostel, но то, насколько внезапно они появились и стали активно себя продвигать, не зарекомендовав стабильностью загрузки и доходностью, вызвало у него большие вопросы. Сейчас по информации с сайта хостелы открыты в 9 городах, объем инвестиций начинается от 800 тыс рублей, а сроки окупаемости 4-6 мес. «Эти данные кажутся мне мало реалистичными. С одной стороны, я понимаю, что сама «БизнесМолодость» достаточно раскручена, но к ней тоже не все однозначно относятся. И уж точно она пока не ассоциируется с хостелами. Буду смотреть, как у них дальше дела пойдут, но думаю, что я буду выбирать из других концепций».

Реальный выбор для желающего купить франшизу пока очень невелик. Один из первопроходцев российского рынка хостелов, основатель сети Bear Hostels Даниил Мишин, стал тем, кто сразу нацеливался именно на формирование сети и ее дальнейшее масштабирование по модели франчайзинга. «Да, мы к франчайзингу долго шли, можно сказать, на протяжение всех шести лет существования нашей сети. Это большой путь, и только сейчас мы можем с уверенностью сказать, что мы готовы идти во франчайзинг и готовы открывать наши хостелы по всей России, в странах СНГ, готовы продавать мастер- франшизы в страны Европы и за океан», - говорит Даниил. - «Спрос на нашу франшизу, безусловно, есть, несмотря на ее «молодость». Сейчас в день мы обрабатываем десятки заявок на открытие хостелов со всех уголков нашей страны. Думаю, что это обусловлено привлекательностью наших условий, нашим брендом и тем, что мы предлагаем. Но политика нашего департамента франчайзинга такова, что мы, хоть и открыты к созданию новых объектов, достаточно консервативны. Франчайзи должны соответствовать довольно жестким критериям, мы не продаем франшизу ради того, чтобы просто заработать и забыть». Даниил уверен, что то амбициозное и масштабное развитие, которое он запланировал, пойдет успешно. По большому счету, рынок еще пустой, нет ни локальных сильных брендов, ни зарубежных. Это хороший шанс для тех, кто готов работать на рынке гостеприимства. Правда, Даниил предупреждает, что это непростой бизнес, надо действительно им «гореть», быть в хорошем смысле фанатом. «Для нас главный критерий не количество денег в кармане франчайзи, их наличие — это условие необходимое, но не достаточное. Основное — это желание создавать успешный проект вместе с нами, двигаться только вперед. С такими партнерами мы готовы идти и в огонь, и в воду», - говорит Даниил. Основным преимуществом этой франшизы Даниил считает тот опыт, который они успели набрать и отточенные технологии не только открытия, но и дальнейшего операционного управления объектом. «Мы знаем, чего хотят гости и как этого добиться. И уже есть определенное доверие к бренду».


Среди молодых, амбициозных и бурно развивающихся франшиз можно отметить еще один проект - Da!Hostel. “Да, многих удивляет, что мы только в 2012 году открылись, что у нас всего одна точка в Москве, но мы уже ищем франчайзи. Я не вижу никаких препятствий, у нас тщательно проработанная концепция, и это не просто наша оценка. Мы получили в 2013 году звание «Лучший хостел» по версии премии RUSSIAN HOTEL AWARDS. MOSCOW», - рассказывает Антон Басин, владелец хостела. - «И после этого буквально сразу посыпались запросы из регионов с просьбой продать франшизу». Пакет довольно быстро сформировали, продажи стартуют в мае, уже сейчас в активной стадии переговоров открытие трех хостелов: в Грузии, Волгограде и Новосибирске. Планы у Антона серьезные: он хочет открыть 14 объектов до конца года, причем и в регионах, и в странах СНГ. От франчайзи компания ожидает не менее 3 млн рублей начального капитала, опыт управления собственным бизнесом не менее 2-х лет и разделение ценностей компании. Стоимость франшизы начинается от 300 тыс рублей. «Не имеет смысла начинать бизнес в городах с населением менее 300 тыс человек. И надо обязательно хорошо и честно оценить туристический, деловой трафик», - заметил он.

«Сейчас на российском рынке около 10 хостелов выпускают франшизы. Хостельное движение набирает популярность, но далеко не все объекты этого формата соответствуют международным нормам», - говорит Роман Фанталис, генеральный директор ГК «Фанталис». – « В случае Da!Hostel можно не волноваться, он отвечает международным техническим стандартам по площади мест общего пользования, но важно не только это. Главное - атмосфера свободного общения, культурного обмена, которую удалось создать. Именно благодаря этому он стал очень популярным среди молодежи, среднегодовая заполненность объекта - 78%».

Эксперты соглашаются с мнением Руслана: пока франчайзинг хостелов в зачаточном состоянии. Основа положена, но то, каково будет практическое воплощение, смогут ли франчайзеры дать необходимые инструменты и сопровождение, пока предсказать сложно. «Не все так грустно, будут локальные франшизы, просто сейчас только начало пути. Постепенно наработают и ноу-хау, займутся развитием бренда, формированием лояльности, а не только продажами. И вот тогда будет более реальный выбор», - заключает Елена Лысенкова. 



Наша задача — увеличить долю российских брендов до 75%
Рынок лабораторной диагностики: мнения лидирующих франчайзеров
Hilton на выставке франшиз BUYBRAND Expo 2016
«По своим правилам» Выпуск 4. ООО "АЛЕРИ ТЕХНО"



Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Приятно видеть, как российский бизнес выстраивает свой успех и тиражирует его вместе со своими партнерами. В этом и есть суть франчайзинга – придумать и воплотить успешную идею, а затем повторять ее вновь и вновь»

Эндрю Уизерс
управляющий
директор
Southern Fried Chicken

Календарь событий


16:26, 09 декабря 2016г.   Войти / Выйти