Незнайка, ниггеры и прочие российские штучки

Отечественный креатив на шанхайской ЭКСПО-2010
24.05.2010 3856

Смотреть франшизы в Каталоге

Широковещательная и вполне опереточная кампания модернизации и обновления России, предназначенная в основном для внутреннего потребления, хорошо позабавила и некоторых посетителей ЭКСПО-2010, прошедшая в мае в Шанхае. Дело в том, что Россия, участник выставок ЭКСПО, впервые за последние несколько лет оказалась в числе стран, построивших собственный павильон. Вот что указано на официальном российском сайте www.expo2010-russia.ru: «Каждый день тысячи посетителей становятся нашими гостями. На первом этаже российского павильона посетители могут увидеть последние научно-технологические разработки крупнейших госкорпораций – Роснано, Роскосмоса и Росатома, сменные экспозиции российских регионов, знакомящие посетителей с инновационными проектами».


На деле нам оказалось нечем поразить воображение китайцев с точки зрения технических достижений, зато курьезный идиотизм российским организаторам удался. Дело в том, что в качестве символа павильона РФ в Шанхае кто-то из доморощенных креативщиков додумался выбрать Незнайку из произведений Николая Носова, а кто-то из серьезных чинов, смахивающий на самого Незнайку, только без шляпы и с солидным доходом, этот «креатив» утвердил.


Российские выставочники попытались выдать Незнайку за мальчика, тянущегося к знаниям, и переименовали его в Вэнь-Вэнь. Иероглиф «вэнь» значит «культура», то есть носовский воинствующий невежда стал культурным в квадрате.


Наши деятели явно недооценили просвещенность китайцев. Дело в том, что в 90-х годах в китайских СМИ и отдельными выпусками широко публиковались комиксы по мотивам приключений веселого, но бестолкового героя. Тогда его имя китайцы перевели как «сяо учжи» – маленький невежда. Как видим, китайский перевод оказался гораздо ближе к изначальной носовской задумке, чем фантазии современных российских чиновников.


Надо сказать, наши умники не впервой попадают впросак на международной арене из-за нежелания задуматься, как воспримут российские бренды в совершенно другой стране. Так, в 2009 году мыслители «Газпрома», у которых, судя по рекламному ТВ-слогану, «осуществляются мечты», додумались присвоить российско-нигерийскому газовому СП имя Nigaz. Местные и неместные негры просто обалдели, услышав такое благозвучие: ведь точно так звучит ругательное слово niggers (типа, гребаные ниггеры).


Между тем лингвистика международного бренда – это первое, с чего начинают нормальные маркетологи, нанимая массу переводчиков для языковой экспертизы в преломлении к различным уголкам планеты. Наскоро слепленные неблагозвучные на каких-то языках названия приходится потом хоть как-то, насколько возможно «очищать» в этих странах дополнительными потоками рекламы и PR-поддержки.


Виктория Козельцева, директор проектов рекламного агентства «МДМ-Медиа», вспоминает давний (с тех пор такое в мире научились не допускать) забавный прецедент в мировой автомобильной индустрии. В середине 80-х отличные автомобили Mitsubishi Pajero встретили более чем прохладный прием на испаноязычных рынках. А чего было ожидать, коли «Пахеро» (Pajero) на испанском сленге означает «педрило пассивный», а за уменьшительное pajerito (педик) в Латинской Америке вообще могут зарезать. Ну кому захочется кататься на таком технически безупречном внедорожнике?! Японцы с большими потерями были вынуждены репозиционировать модель в Испании и в обеих Америках под созвучным названием Montero (горец).


Многострадальному ВАЗу тоже пришлось в 70-х подыскивать интернациональное имя для своих тогда еще неплохих машин, широко уходивших на экспорт. Пивное слово «Жигули», далеко не самое удачное для русского языка, у европейцев стойко ассоциировалось с латино-французским понятием «жиголо» (gigolo). Так появились «Лады», который полностью вытеснили первоначальные «пивные» ассоциации. Правда, теперь пришла беда покрупнее: сама автомарка, несмотря на многомиллиардные (в долларах) ежегодные госвливания и альянс с «Рено», на ладан дышит. Точно также как и очень многие другие технически сложные товары российского производства. Когда-то мы потеряли и напрочь опорочили социализм. Видно, пришел черед капитализма. Если так пойдет дело, веселый «мальчик, тянущийся к знаниям», сможет стать президентом «модернизирующейся» страны.



Ерлан ЖУРАБАЕВ  


2-я серия 3-го сезона проекта «ФРАНШИЗА В ХОРОШИЕ РУКИ». Красивое соревнование за СОВЕТСКИЕ АПТЕКИ
«Франшиза в хорошие руки» выпуск 1, 3-го сезона, франшиза MYBOX
Бенжамин Саймон о российском рынке, последних изменениях в компани
Франшиза «33 Пингвина» открывает Китай и другие страны
Arena Space идет на Запад
Когда пиццу начнут доставлять роботы?



BUYBRAND EXPO 2018

Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Чтобы стать нашим франчайзи, надо пройти семь кругов ада. Но только так можно определить, что ему действительно это надо: владелец пароходов, который повелся на моду, вряд ли будет готов работать поваром на кухне»
Иван Зайченко
Основатель сети
«Сушкоф»

Календарь событий


12:57, 21 августа 2018г.   Войти / Выйти