Прибыльный бизнес в маленьком городе. Франшизы нашего городка

13.11.2014 9250

Смотреть франшизы в Каталоге

Михаил Мукин, российский предприниматель, автор портала BUYBRAND Inform

Подход к открытию бизнеса одинаков вне зависимости от величины населенного пункта. Отличия кроются именно в деталях, в специфике маленького города, которую необходимо учитывать.

Не секрет, что наиболее качественно и быстро новый бизнес в маленьком городе можно построить путем вдумчивого копирования уже работающего и прибыльного. Если копирование будет качественным, но без учета особенностей ведения бизнеса в небольшом городе, то успех предприятия становится абсолютным заложником случайной удачи — или неудачи, что бывает значительно чаще. Другими словами, увидев на улице Москвы сияющее всеми огнями, переполненное посетителями заведение общепита, не обольщайтесь уверенностью, что отсутствие аналога в вашем городе позволит быстро повторить успех одним лишь перенесением его на родные просторы.

Так в чем эта загадочная специфика? Чтобы найти ответ на этот нетривиальный вопрос, требуется разрешить другие вопросы, неразрывно с ним связанные.

Первый и главный из них — это ключевой вопрос для любого бизнеса в любом месте: кто потребитель? Кто потребитель ваших услуг, товаров или другого реализуемого вами продукта? Без ответа на этот вопрос невозможно сформировать собственно продукт, а точнее его особенности, за которые его и будет приобретать тот самый определенный потребитель. Чем большему количеству потребителей будет потенциально интересен ваш продукт, тем больше будет продаж. С другой стороны, чем более платежеспособен будет потребитель, тем большую добавочную стоимость он согласится оставить в вашем кармане. Универсальных рецептов нет: чем лучше вы знаете своего потребителя, чем точнее его определяете, тем точнее нацеливаете на него ваш продукт — и тем лучше результат. Требуется не только выбрать целевую группу в общем, но и четко описать ее по конкретным параметрам, таким как средний ежемесячный доход, частота потребления вашего продукта, влияние на покупательское поведение сторонних факторов (сезонность, конкуренты, инфляция и др.), зависимость от вашего продукта и т.п.

Разберемся же наконец, чем отличается потребитель товаров и услуг, живущий в небольшом городе, от жителя мегаполиса и какую роль играют эти отличия применительно к бизнесу и франшизам.

Первое — расстояния

В маленьком городе все рядом: дом, работа, поликлиника, магазин, рынок, родственники, огород и т.д. Это не значит что у каждого работа в соседнем доме или детский сад через дорогу. Но добрая половина сотрудников успевает позавтракать дома до выхода на работу, а вторая половина может себе позволить приехать домой на обед. Вечером не стоит вопрос о том, как долго с друзьями добираться до кафе со свежим пивом, — зачем? Вот оно в магазине, а там и до дома рукой подать, а футбол по телевизору будет приятным бесплатным бонусом. Отсюда понятно, почему в маленьких городах всегда слабо развит фастфуд, а кафе и рестораны существуют для проведения торжеств разного масштаба, а не для перекуса и бытового общения. То, что отменно работает в мегаполисе, где множество людей практически на бегу потребляют массу продуктов питания, почти не заботясь о их качестве, вряд ли сработает в маленьком городе. С другой стороны, в глазах массового потребителя из небольшого города кафе — это нечто большее, чем место для еды или беседы. Это место выхода в свет, презентации себя, а значит, нужен соответствующий антураж и оригинальность.

Однако есть и оборотная сторона медали — порожденная провинцией современная тенденция в области фастфуда, которую можно назвать фаст-дринк. Это заведения типа рюмочных, которые стали востребованы из-за запрета продажи алкоголя в вечернее и ночное время, с одной стороны, и в связи с невысокими доходами населения, с другой. В них в любое время можно быстренько пропустить стаканчик-другой в аскетичном интерьере и под минимальную закуску. Вариация на ту же тему — «Магазин живого пива».

Что же все это знание дает нам применительно к франшизам? Для начала бизнеса в маленьком городе почти наверняка не стоит приобретать франшизы компаний, занимающихся классическим фастфудом, но вполне стоит присмотреться к фаст-дринку, а франшизы кафе и ресторанов должны предполагать статусность и (или) претензию на оригинальность.

Второе — ограниченность территорий и числа потребителей

Проще говоря, мало живет людей. Наглядный пример: вы открыли магазин, в него смогут добраться покупатели практически со всего города. Торговля пошла, а развиваться уже некуда. Другой вариант: вы сделали прибыльный бизнес в своем городе, его скопировал конкурент. И даже несмотря на то, что вы с конкурентом находитесь на разных концах маленького города, вам обоим тесно.

Напрашивается следующий вывод: нужно покупать франшизу не на одно заведение или точку продаж, а закреплять за собой права сразу на всю территорию города. Чтобы через год после начала вашего процветания не обнаружить по соседству конкурента с таким же названием, ассортиментом и бизнес-стратегией.

Два с четвертью — кадровый голод

Немногочисленность населения, из которой следует ограниченный выбор. Вы открываете кондитерскую, а толковый кондитер-технолог в городе всего один. Он работает у вас — большая удача. Можете не сомневаться, очень скоро он попросит прибавку к зарплате. Это будет означать, что кто-то еще хочет открыть кондитерскую, кофейню, пекарню. Абсолютно то же происходит с талантливыми продавцами, инженерами, художниками, любыми сколько-нибудь профессиональными кадрами. Они ищут где лучше, и это нормально, но вы в итоге оказываетесь перед печальным выбором: удерживать его различными (далеко не всегда материальными) способами или, мило попрощавшись, начать взращивать новый талант, который через год-другой повторит «подвиг» первого.

Что с этим делать? По возможности обезопасить себя покупкой уже готовых рецептур, разработанных дизайнов, технологий, регламентов — то есть уменьшить влияние человеческого фактора на результат.

Два с половиной — все находятся под прицелом

О появлении нового магазина или шиномонтажа быстро становится известно всему городу. Вы не останетесь не замеченными желающими проконтролировать вас, поживиться, позлорадствовать. И любая информация молниеносно распространится на весь город. Поэтому о своем имидже необходимо заботиться с удвоенной силой, иначе ярлыки будут навешены моментально, а от негатива сплетен придется отмываться годами.

При покупке франшизы вы приобретаете, помимо прочего, репутацию, которая с первого же дня начинает работать на вас, а не вы на нее.

Два с хвостиком…

Еще один важный момент. Мы живем в стране с административной системой, интересы которой (в том числе и отдельных ее представителей) превалируют над интересами общества, экономики, бизнеса и всего остального. Другими словами, если близкие родственники губернатора, мэра или другого влиятельного чиновника всерьез озабочены какой-то сферой бизнеса в вашем городе, то в подавляющем большинстве случаев вам в ней делать нечего. Строго говоря, это относится к любому субъекту РФ, но в большом городе все-таки остается шанс возделать свою, пусть и не самую плодородную, грядку, просто по причине ее удаленности от центра.

Третье — градообразующие предприятия

Они есть не в каждом городе, но если есть, влияние их трудно переоценить. Естественно, стоит выбрать сферу деятельности, или услугу, или продукт, которые станут суппортом (помощником, поддержкой) для функционирования основного организма.

Города, в которых нет ярко выраженного лидера промышленности, все равно имеют либо несколько флагманов экономического развития, либо определенные сферы экономики, за счет которых в основном и живет город. Такими сферами могут быть и сельское хозяйство, и образование, и туризм.

Чем же поможет франшиза? Тем, что масштабный бизнес стремится иметь крупных контрагентов. Для него компании с именем по определению более стабильные, лучше структурированные, да и в целом они ему понятнее.

Четвертое — местная мода

Почему так получилось, не мне судить, но поверьте на слово: в маленьких городах законодателем моды являются соседки, подруги, коллеги... Пример: вы открыли магазин одежды, изучили тенденции будущего сезона, подчистили самые лучшие стоки… и не продается. Совсем не потому, что жителям маленького города не известны эти тенденции — спасибо Интернету, известны. Все просто: если местные законодатели моды одеты во что-то другое, то это «другое» и есть модные тенденции. Это относится не только к одежде, но и к большинству вещей, которыми человек сигнализирует обществу о своем статусе: предметам интерьера, строительным и отделочным материалам, автомобилям — и даже к формам досуга.

Вывод простой: доверьтесь профессионалам — тем, кто уже наступил на все... ммм... кучки. Кто попробовал и так, и этак, и модное, и в клеточку, и в итоге потом и кровью создал оптимальный работающий ассортимент.

Пятое менталитет

Здесь нужно затронуть особенности поведения местных жителей и восприятия ими окружающей среды. Особенности менталитета зависят от образования, кругозора, общей культуры и, в конце концов, определяют поведение. И эта ментальность везде своя, разная, на нее влияет размер населенного пункта и его географическое расположение. Она включает исторические, культурные и национальные черты. Пример: в городе есть институт (технический, педагогический — неважно), ему шестьдесят лет. Каждый год не только дети горожан, окончив школу, поступали в этот вуз, но и ученики из соседних городов поменьше или сел, деревень. Отучившись, большинство оставалось жить в городе. И так шестьдесят лет подряд. Каково было население города пятьдесят лет назад, и какое оно сейчас? Выросло в два раза? Таким образом, добрая половина жителей города — это горожане в первом или втором поколении, выходцы из соседних деревень. И можно было бы считать, что все это люди с высшим образованием, но вспомним, что в городе есть не только вуз, но и техникум, завод, строительный трест. При этом, возможно, у соседних деревень есть свой национальный колорит, особенности вероисповедания, там более низкий уровень жизни и культуры. Все это факторы, влияющие на менталитет.

Менталитет обязательно нужно выявить, изучить и заставить работать на себя. Ему ни в коем случае не надо противостоять напрямую. Если вы не «добрый самаритянин», не ставьте себе целью улучшить его. Но и идти у него на поводу — это дорога в тупик. Ваш бизнес должен потворствовать местному менталитету, следовать в общем с ним русле, но при этом быть немного впереди, как бы предваряя его будущее развитие. Можно проиллюстрировать на том же очень условном примере: в вашем городе есть два вуза и один техникум. Раньше было три техникума и один вуз, за прошлые двадцать лет по тем или иным причинам акценты образования изменились. Значит, нужно учитывать, что ваш потребитель будет меняться в сторону более образованной, прогрессивной ментальности, открытого общества. При обратной тенденции появится больше консерватизма и местечковости.

Франшиза в помощь — определите ментальность своего региона, найдите в стране районы с аналогичной. Посмотрите, что там развивается успешно и каковы тенденции — явные, хорошо различимые, не сиюминутные. Берите и повторяйте.

Шестое — все повторяется

Выбирая направление, надо понимать, что в 98% случаев развитие бизнеса в регионах повторяет развитие бизнеса в столицах. Другими словами, в маленьких городах повторяется то, что уже пройдено в больших. И если вы видите, что в Москве, как грибы после дождя, растут пиццерии, суши-бары, потом кофейни, за ними хинкальные, то будьте уверены — это же постепенно повторяется во всех остальных российских городах. Что это значит? Буквально следующее: если в вашем городе все уже есть, а хинкальной еще нет, то скоро ее кто-то откроет. Абсолютно то же самое происходит и со сферой быта, медициной, образованием и всем-всем-всем. Неизменно отличается только масштаб и часто качество.

Бренды и франшизы в маленьком городе

Теперь разберемся с брендами. Почему во всем мире люди выбирают товары известных им торговых марок? Именно потому, что они им уже известны. Потребители знают, чего от них ждать — и плохого, и хорошего. Когда это знание особенно актуально? Конечно, когда у потребителя мало времени. Изучить весь спектр предложения некогда, терпения и сил на это не хватает, а неудача еще больнее из-за отсутствия времени на ее исправление. Из этого вроде бы следует вывод, что в маленьком городе, где времени у всех достаточно, нечего делать известным брендам. Однако это слишком смелое обобщение. Скорее всего, нечего делать брендам аптечным, больничным, стоматологическим, парикмахерским, портновским — то есть тем, с которыми потребитель выстраивает «родственные» отношения. Это те бренды, на выбор которых он может и хочет потратить требуемое количество времени и сил: дойти до соседней аптеки или парикмахерской, опросить родственников и знакомых. Во всех перечисленных случаях он привязывается не к бренду, а к персоналии (врачу, парикмахеру). Другое дело с сетевыми (одинаково брендованными) магазинами, где единообразие ассортимента и качества товаров, если они устраивают, неизменно будет приводить покупателей, желающих сэкономить время и силы.

Качество и стабильность

Итак, вы сделали прибыльный бизнес, не важно это в маленьком городе, или мегаполисе. И к вам на свеженькое пришел потребитель. Если продукт соответствует его потребностям, он придет еще раз. Но если качество вашего продукта не соответствует его ожиданиям, он уйдет и не вернется. Прописные истины, не правда ли?

Кроме того, качество должно не только быть, оно должно быть неизменным. Если свой продукт (услугу) вы создаете сами, в одиночку, если вы его хорошо знаете, если вы учли все сказанное выше, то вы неизменно получите результат и при определенных усилиях сможете его закрепить, то есть не ухудшить качество. Но если вы работаете не один (продукт разрабатывает технолог, поставляемое сырье контролирует еще кто-то, интерьеры разрабатывает дизайнер и т.д.), вы становитесь заложником качества работы всех этих исполнителей. Так вот, чем меньше будет возможностей «рукоблудия» у этих исполнителей, чем более проверенным и отработанным будет качество продукта, изначально заложенного в основу вашего бизнеса, тем гарантированнее будет ваш финальный результат-продукт, тем стабильнее будет его качество во времени. Франшиза справляется с решением этой проблемы лучше многих других вариантов ведения бизнеса.



Наша задача — увеличить долю российских брендов до 75%
Рынок лабораторной диагностики: мнения лидирующих франчайзеров
Hilton на выставке франшиз BUYBRAND Expo 2016
«По своим правилам» Выпуск 4. ООО "АЛЕРИ ТЕХНО"



Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Приятно видеть, как российский бизнес выстраивает свой успех и тиражирует его вместе со своими партнерами. В этом и есть суть франчайзинга – придумать и воплотить успешную идею, а затем повторять ее вновь и вновь»

Эндрю Уизерс
управляющий
директор
Southern Fried Chicken

Календарь событий


03:08, 08 декабря 2016г.   Войти / Выйти