Русский общепит заговорит по-английски

09.06.2015 7060

Смотреть франшизы в Каталоге

Волна экспансии пошла в обратном направлении

Издание «Фонтанка.ру» опубликовала материал о русских брендах сегмента «общественное питание», которые выходят за пределы России, осваивая новые для себя рынки.

Как пишет издание, волна экспансии пошла в обратном направлении — в конце апреля в лондонском районе Камдэн начала работать петербургская сеть пироговых «Штолле», до конца года блинную на Манхэттене откроет московский «Теремок». «Фонтанка» выяснила, как отечественные компании намерены искать путь к сердцу и кошельку зарубежных потребителей.

Сеть пироговых «Штолле», основанная в 2002 году в Петербурге, получила название в честь фамилии прабабушки ее создателя Александра Бордюга, созвучной с немецким рождественским кексом Stollen. Как ни парадоксально, подают в ней не немецкую выпечку, а самые что ни на есть русские пироги.

С апреля 2015 года «Штолле» заговорила по-английски – в лондонском районе Камдэн открылось кафе Stolle Pies и заработала служба доставки.

Владельцы петербургский сети решили сами не рисковать, и развивать бизнес в другой стране по франшизе. Их партнером в Лондоне стала Тамара Лордкипанидзе, которая в столице Великобритании управляет грузинским рестораном «Тамада». Впрочем, модель франчайзинга «Штолле» уже обкатали и в России — основателям проекта принадлежат только 12 точек в Петербурге и две в Москве, во всех других российских городах, а также в Киеве и Минске сеть развивают партнеры по лицензии.

Специально под британский рынок формат менять не стали. Как и в России, лондонское Stolle оформлено в ретро-стиле с преобладанием темно-коричневых и красных тонов, стены украшены фотографиями начала ХХ века. Основу меню составляют пироги. По словам Тамары Лордкипанидзе, печь их команда лондонского Stolle училась в Петербурге.

Хотя их рецептура будет той же, что и в России, названия все же пришлось адаптировать под местного клиента. Например, пирог с творогом, не отличаясь по виду от того, что можно попробовать на Невском проспекте, в меню камдэнского кафе представлен как чизкейк. Нет в британском Stolle Pies и таких национальных названий как «курник», «рыбник» и «кулебяка». Вместо них chicken pie, fish pie, meat pie. В меню присутствуют не только борщ, щи, селедка под шубой, котлета по-киевски, бефстроганов, пельмени, но также более типичные для Великобритании утка и стейк.

Впрочем, свою русскость «Штолле» решил пока не подчеркивать. «Национальные признаки» не фигурируют ни в рекламе, размещенной на городских автобусах, ни на вывеске заведения, на которой значится просто Stolle Pies. «В Лондоне русской кухней никого не удивишь — тут есть еда любой национальности. А местные жители ценят, прежде всего, соотношение цены и качества», – говорит Тамара Лордкипанидзе. При этом предпринимательница признает, что пока пироги в Stolle заказывают в основном проживающие в Лондоне русские. «Но мы уже смогли заинтересовать местное население и, конечно же, туристов», – отмечает она.

Главный редактор газеты «Англия», издаваемой в Лондоне, Илья Гончаров называет стратегию «Штолле» в Великобритании двойным маркетингом: для жителя Камдэна это просто пироговая, но для русских в Лондоне это «свои». По его словам, компания начала с того, что разослала пироги на «пробу» по всем русским офисам в Лондоне.

Пройти мимо не смог и проживающий в британской столице основатель «Евросети» Евгений Чичваркин. Рассказывая о визите на странице в Facebook, предприниматель похвалил пироги, однако заявил, что уровнем сервиса остался недоволен: на припозднившегося клиента персонал посмотрел «как на врага народа».

Цены в Stolle Pies, по словам Тамары Лордкипанидзе рассчитаны на кошелек «среднего лондонца». Но если житель Северной столицы, волею судеб оказавшийся в Лондоне, наткнется на знакомую вывеску и привлеченный запахом пирогов зайдет в Stolle Pies, цены его, скорее всего, не порадуют. Сейчас в камдэнском ресторане килограммовый пирог с мясом обойдется в 18,6 фунтов стерлингов, это примерно 1 500 рублей. Для сравнения, в петербургских «Штолле» аналогичная по весу кулебяка с мясом — 720 рублей. «Но для Лондона — это стоимость вполне демократичная. Да и Камдэн не самый дешевый район», – полагает главный редактор газеты «Англия» Илья Гончаров.

Останавливаться на достигнутом «Штолле» не планирует. По словам Тамары Лордкипанидзе, в ближайшее время пироговые появятся в соседних районах Лондона и других английских городах. Планируется также выйти на рынок США — но там сеть будет развивать уже другой партнер.

По стопам петербургских пироговых намерена пойти и основанная в Москве сеть блинных «Теремок». Как рассказал ее генеральный директор Михаил Гончаров, в сентябре-октябре на Манхэттене в Нью-Йорке появится первый ресторан, в октябре-ноябре еще один.

В отличие от «Штолле» «Теремок» будет управлять проектом самостоятельно, не привлекая франчайзи. «Компания-филиал зарегистрирована еще в прошлом году, мы уже создали рецепт, подобрали поставщиков, запустили оборудование и испекли первые блины. Буквально в это воскресенье я лечу туда выбирать расположение первой точки», – пояснил Михаил Гончаров.

В России у «Теремка» много различных форматов (киоск, зона на фудкорте в ТЦ, отдельный ресторан с посадочным залом), но в США сеть намерена ориентироваться на последний.

Проект намерен сразу заявить о себе как о русской кухне. «Наличие национальной составляющей добавляет колорита – это то, что в Европе называют «специалитет» – то есть то, что аутентично и интересно», – отмечает Михаил Гончаров.

Впрочем, топ-менеджер не исключает, что в меню все же будут «какие-то мелкие корректировки и дополнительные блюда». «Это никогда не поздно сделать, главное, чтобы сам продукт был принят», – утверждает топ-менеджер.

Пир на весь мир

За «Штолле» и «Теремком» последуют и другие российские сети общепита, считает Елена Перепелица, генеральный директор консалтинговой компании «Ресткон».

По ее мнению, осваивать новые рубежи российских игроков толкает, в первую очередь, кризис и усилившаяся конкуренция. Так, несмотря на инфляцию, по данным Росстата, оборот ресторанов, кафе и баров в России с начала 2015 года снизился на 4,4%, до 285,6 млрд рублей. «Проблемы возникают даже у крупных игроков. Например, Sbarro вынуждена закрывать рестораны, у «Япоши» долги и множество исков от поставщиков», – говорит она.

В то же время, в Европе и США покупатель более платежеспособен, а экономическая обстановка более стабильная. Но если раньше интерес к зарубежному рынку проявляли в основном несетевые проекты, то теперь по их стопам пойдет общепит. «Видя успех транснациональных сетей на российском рынке, наши предприниматели думают, что смогут повторить этот опыт», – добавляет эксперт.

Генеральный директор агентства INFOLine Иван Федяков также считает, что время для экспансии выбрано удачно. «Хотя в Европе конкуренция выше, чем у нас, но российская кухня именно в массовом сегменте пока широко не представлена — при наличии отработанной технологии у наших предпринимателей есть все шансы на успех. А за счет курсовой разницы зарубежные проекты будут приносить владельцам больше прибыли, чем российские», – говорит он.

Впрочем, по мнению эксперта, для завоевания рынка потребуются значительные инвестиции. Во-первых, стоимость аренды коммерческой недвижимости в Европе и США выше, чем в России. Так, по данным JLL, на конец 2014 года цена квадратного метра в торговых коридорах Москвы составила 4,5 тыс. долларов, Петербурга – 2,2 тыс. долларов, тогда как, к примеру, в Лондоне 16,5 тыс. долларов.

«Кроме того, если дорогие русские рестораны, работающие за рубежом, в основном рассчитаны на проживающих там соотечественников, то общепиту придется думать, как завоевывать сердца массового европейского и американского потребителя. Той же Италии потребовалось несколько десятилетий, чтобы приучить американцев есть пиццу. И здесь потребовалась как адаптация рецептуры, так и новая технология доставки», – заключает Иван Федяков.

Галина Бояркова, «Фонтанка.ру» 

 BUYBRAND Inform



Наша задача — увеличить долю российских брендов до 75%
Рынок лабораторной диагностики: мнения лидирующих франчайзеров
Hilton на выставке франшиз BUYBRAND Expo 2016
«По своим правилам» Выпуск 4. ООО "АЛЕРИ ТЕХНО"



Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Приятно видеть, как российский бизнес выстраивает свой успех и тиражирует его вместе со своими партнерами. В этом и есть суть франчайзинга – придумать и воплотить успешную идею, а затем повторять ее вновь и вновь»

Эндрю Уизерс
управляющий
директор
Southern Fried Chicken

Календарь событий


21:09, 08 декабря 2016г.   Войти / Выйти