Стрит-погром продолжается

Нет ни общих стандартов, ни компенсаций
15.11.2010 1658

Смотреть франшизы в Каталоге

В Москве продолжают выкорчёвывать киоски с любой начинкой внутри (см. www.buybrand.tv). Будь то общепит или театральные кассы, продукты или напитки, франчайзинг или полностью самостоятельный бизнес. У станций метро практически не осталось ни газет, ни еды, ни овощей, ни театральных касс.


Как нам сообщил руководитель отдела маркетинга компании «Маркон» Сергей Лапада во франчайзинговой сети «Стардог's» к середине ноября пострадали 60 точек из 150. Лишь примерно каждой четвертой закрывающейся точке городские власти, по крайней мере, предлагали компромиссный (ущербный для предпринимателя) вариант переноса точки в менее заметное место. Муниципальные чиновники понимают, что принимаемые меры нелегитимны и чрезмерны, но идут в русле общей задумки мэра сделать наш город лучше. По словам моего собеседника, «пока пути решения проблемы не просматриваются, позитивные сигналы от городских властей не поступали, нам не предложены даже общие стандарты закрытия или компенсационные меры».


В свою очередь директор по развитию «Маркона» Сергей Рак полагает, что основания расторжения договоров или отзыва разрешения на торговлю в предписаниях весьма невнятны и не детализированы, например, «в связи с жалобами местных жителей». Приведу типичную историю злоключений франчайзи «Стардог's». В минувшем апреле один из них выиграл тендер на размещение фирменного вагончика на окраине Москвы. Затем он потратил полугода на оформление разрешительных бумаг и, наконец, в середине октября открыл точку. Теперь, спустя менее месяц после долгожданного и затратного открытия ему вручили предписание закрыться до 17 ноября «в целях улучшения дорожной ситуации». Общие затраты этого франчайзи на создание бизнеса – 500 тыс. руб. – пропали абсолютно даром. Может хоть дорожная ситуация улучшится? Или модернизация страны продвинется?! Есть подозрение, что снос киосков пролоббировали чиновники, вложившие деньги во множество московских ТЦ, с частично пустующими площадями.


Общественные организации предпринимателей, включая «Опору России», направили свои довольно робкие послания в аппарат городского правительства письма с «просьбой о помощи». Наибольшей же решительностью и ясностью отличается официальное письмо в Генеральную прокуратуру Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) от 15 ноября с просьбой разобраться в ситуации с массовым погромом малых форм уличной торговли, собственники которых имеют на руках все разрешительные документы, единственной виной которых является соседство со станциями метро. ОЗПП прямо называет действия властей «произволом столичных властей» и просит Генпрокуратуру провести проверку законности действий должностных лиц правительства Москвы, выразившихся в массовом сносе объектов потребительского рынка. В случае установления фактов нарушения закона ОЗПП требует привлечь их к уголовной ответственности по статьям УК РФ «Превышение должностных полномочий», «Самоуправство» и «Умышленное уничтожение или повреждение имущества». «Не идет речь и о денежных компенсациях от властей за уничтоженную без решения суда частную собственность", – говорится в сообщении пресс-службы ОЗПП.


Страдает от нынешней кампанейщины не только сетевой и мелкий бизнес, но даже театры. Ведь кассы независимых распространителей вытесняют с улиц точно так же, как и фастфуд или продуктовую розницу. Зрители теперь стоят в разом вернувшихся, словно из советских времен, очередях у резко сокращенных точек продажи билетов, а театральные залы стоят полупустые. Театральный погром ,стартовав в центре, к концу прошлой недели добрался буквально до всех окраин столицы. Кассовые киоски по распоряжению управ (так и хочется сказать – «самоуправ») отлучили от электричества. Их, по крайней мере, вроде бы пока не ломают, но требуют переместить в глубину дворов, если он есть, на какие-то соседние маленькие улицы – в общем с глаз долой новых городских популистов.


В многочисленных управах киоскерам и владельцам говорят: знать ничего не знаем, указания остановить процесс закрытия киосков нам сверху не давали. Правда, совершенно замороченный и сбитый с толку Департамент потребительского рынка и услуг в связи с продолжающимся ликвидационным курсом открыл «горячую линию» для предпринимателей. Объявление на официальном сайте Департамента гласит: «Ждем конкретные предложения по изменению схемы, а также обоснования целесообразности сохранения объектов на прежних местах». Но по указанному телефону 694-48-52 дозвониться почти невозможно, а многоканальный 781-74-38 оказался любезным автоответчиком. Можешь наговорить на него, что угодно. В получении хоть каких-либо ответов пока никто замечен не был.


По словам председателя комиссии «Опоры России» по мелкорозничной и ярмарочной торговле Владлена Максимова, главный удар мэрия нанесла по тонарам, коих примерно 5 тыс. У владельцев таких фургончиков важное, особенно в условиях Москвы, право: они на законных основаниях не платят арендную плату. И именно префектура определяет число и дислокацию тонаров на своей территории. Право торговать предприниматели получают по итогам конкурса, участие в котором официально обходится всего в 3 тыс. рублей за один лот. В «Опоре России» есть мнение, что примерно половина тонаров принадлежит фирмам, бенефициарами которых являются сами чиновники. В среднем за 50 тыс. рублей в месяц они сдают тонары в аренду реальным продавцам-труженикам. Еще 2-3 тыс. тонаров, по словам Владлена Максимова, установлены в городе нелегально и также принадлежали чиновникам.


Сети фаст-фуда (количество их тонаров «Опора России» оценивает в 400-500 единиц) достаточно сильны, чтобы выигрывать конкурсы и являются реальными конкурентами чиновникам «самоуправ» за лакомые места. Вот вам и объяснение, почему чиновничий погром начался с ликвидации фаст-фуда.


Сегодня все замерли в напряжении. Совершенно очевидно, что снос палаток и мини-магазинов разрушает и без того условное доверие бизнес-сообщества к государственным структурам, порождает неверие в их способность и даже желание действовать сколько-нибудь логично и долговременно, а не по популистским и клановым соображениям.


Можно смело ожидать, что последствия ликвидации киосков будут долго и нудно разгребать арбитражные судьи. И в первую очередь в суды обратятся пострадавшие представители сетевого общепита: у них и документы в порядке, и свои юристы опытные… и деньги для работы с Фемидой есть. Интересно, как поведет себя в такой ситуации новый мэр?


BUYBRAND Inform



Ерлан ЖУРАБАЕВ  


Наша задача — увеличить долю российских брендов до 75%
Рынок лабораторной диагностики: мнения лидирующих франчайзеров
Hilton на выставке франшиз BUYBRAND Expo 2016
«По своим правилам» Выпуск 4. ООО "АЛЕРИ ТЕХНО"



Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Приятно видеть, как российский бизнес выстраивает свой успех и тиражирует его вместе со своими партнерами. В этом и есть суть франчайзинга – придумать и воплотить успешную идею, а затем повторять ее вновь и вновь»

Эндрю Уизерс
управляющий
директор
Southern Fried Chicken

Календарь событий


07:28, 05 декабря 2016г.   Войти / Выйти