Топ-3 проблемы российских франчайзеров и франчайзи

Взгляд юриста
30.01.2017 11356

Смотреть франшизы в Каталоге

Российский рынок франчайзинга, несмотря на бурное развитие и положительную динамику, далек от идеального. Как фрачайзеры, так и потенциальные франчайзи, по-прежнему сталкиваются с типичными проблемами, которых можно было бы избежать при определенном, более профессиональном подходе. Мы попросили охарактеризовать основные проблемы такого рода одного из признанных экспертов в области юридических аспектов франчайзинга, генерального директора юридической компании «Усков и партнеры» Вадима Ускова.


С какими вопросами\проблемами к Вам в последнее время чаще всего обращаются франчайзеры?

 


Основная проблема современного рынка франчайзинга заключается в том, что на нем существует огромное количество пены – таких молодых франчайзеров, которые не знают и не понимают, что из себя франчайзинг представляет. Я бы сказал, что они находятся в плену своих странных иллюзий – «вот я сейчас продам 10 или 50 франшиз, и будет все здорово!» И они проходят с запросом «Упакуйте мне франшизу»! На вопрос о том, есть ли товарный знак, они отвечают: «Он еще он в регистрации». Спрашиваю, успешен ли ваш бизнес, отвечают: «Да, мы вот только что заработали немало денег!» На вопрос о том, сколько лет ваш бизнес существует, говорят: «Мы уже год, как открылись». Я говорю: «А как вы собираетесь франшизу продавать, если вы сами не понимаете, насколько долгосрочен, насколько успешен ваш бизнес, и вообще, в чем этот бизнес состоит?» Вот основная проблема, с которой нам сейчас приходится сталкиваться со стороны франчайзеров. Еще года три назад такой проблемы не было.

Как вы работаете с такими клиентами?

В большинстве случаев лечим! Это чисто психотерапевтическая история, она никакого отношения к юридической деятельности не имеет. Мы пытаемся объяснить людям, что франчайзинг – это копирование успешного бизнеса! И если вы еще не построили успешный бизнес, если у вас нет логистики, нет регламентов, то, пожалуй, вам рано входить в эту сферу!

 


Вторая проблема, с которой обращаются франчайзеры - это непонимание самих себя, отсутствие рефлексии. То есть, есть бизнес, он успешный, он масштабируемый, но как он работает, почему он успешен, люди не понимают. Спрашиваю: «Как вы строите обучение? Как вы набираете людей? Какие регламенты у вас на входе?» На все эти вопросы люди отвечают, что не знают, как это делается.

 


Есть еще проблема номер три. Я называю ее «Франчайзинг 2.0». Это проблема тех, кто развивался, масштабировался, получил 200, 300, 500 точек и потерял контроль. Пузырь лопнул. Потеря контроля бывает очень болезненной, и франчайзеры приходят, плачутся, мол, что делать? Рассказывают, что партнеры «запускают» в магазин матрицу чужих товаров, не выполняют корпоративные требования по качеству, по сервису, и ничего нельзя с этим сделать. Спрашиваю, как вы предполагали решать такие вопросы изначально? Отвечают: «Предполагали судиться»! Открываем договор, а там нет ничего для того, чтобы судиться, не прописано изначально. Некоторые клиенты в таких случаях вообще закрывают франчайзинговое направление или перезапускают его. Мы в свое время перезапускали «Шатуру» по той же причине. У компании было огромное количество магазинов, а товар в этих магазинах – не их производства. Компания пыталась решить этот вопрос со своими франчайзи - те начинали увиливать. И получилось, что вывеска есть, а качества нет. Эта проблема, которая раньше так остро не стояла.

С чем могут столкнуться потенциальные франчайзи при выборе франшизы. Какие проблемы здесь наиболее типичны, исходя из вашей практики?

 


Мне кажется, что главная проблема франчайзи вырастает из глобального непонимания, из иллюзий и мифов. Возникают эти иллюзии не на пустом месте. Сейчас у нас рынок франчайзи. Абсолютно все франчайзеры нуждаются в качественных партнерах, особенно региональных, а их все меньше и меньше. И поэтому их завлекают их все более изощренно, а те условия, которые декларируются, не всегда соответствуют реалиям. Многие франчайзи «ведутся» на рекламные призывы, а по сути, они не совсем понимают, чем именно будет дальше, чем им впоследствии придется заниматься и будут ли они ловить от этого кайф. Очень многие не общаются со своими предшественниками, со своими коллегами. А ведь эту работу надо делать! Глобальное непонимание самого предложения и отсутствие соотнесения этого предложения со своими желаниями – это первая проблема.

 


Проблема номер два заключается в том, что никто толком не читает договор. Я вот смотрю, как стремительно развивается одна популярная сеть фитнес-клубов – у них уже под 1000 клубов. Но если внимательно почитать их договор, то выясняется, что роялти для франчайзи будет исчисляться не с суммы денег, которые вы заработаете, а с квадратных метров вашего клуба, и что за выход из этой франшизы вам придется заплатить сумму с 6-ю нулями. Т.е. за вход платится три копейки, а за выход - 10 рублей. И поэтому я считаю, что надо обязательно проводить экспертизу договора, который вы собираетесь заключить. Этим должны заниматься профессиональные юристы, потому что лучше вы нам заплатите за экспертизу, и мы вам расскажем, что именно в этом договоре прописано, чем потом вы заплатите в 10 раз больше, чтобы просто расстаться с франчайзером. На самом деле обычному человеку действительно сложно во всем этом разобраться. Например, читаем: за нарушение пункта 5.8 принимается ответственность, описанная в пункте 7.6. То есть, ты сначала должен понять один пункт, потом другой, и этот винегрет в голове не укладывается. Бывает огромное количество терминов и наслоений, сносок, уточнений мелким почерком на непонятном человеку юридическом языке, а тут красивый менеджер объясняет как, все будет здорово. Франчайзи же верит ему и пропускает важные вещи.

 


Проблема третья по списку, по актуальности – это разочарование в сопровождении. Многие думают, что какое-то время к ним будет представлен какой-то «надзирающий» человек, который будет им рассказывать, как в этот бизнес входить. Но большинство франчайзеров так не делают, у них нет ресурсов для этого. Чаще всего они выдают франчайзи регламенты, написанные таким же дурацким языком, что и договоры, и в которых разбираться не хочется. А хочется сидеть на печи, но чтобы при этом все работало. Тут мы говорим с вами, в основном, о тех, кто в первый раз покупает франшизу. Им ведь на словах говорят, что мы вас, мол, будем водить за ручку, будем объяснять, как работает этот бизнес, но в реальности ему выдают документы, и читай их сам. Человек прочитал – не понимает! Приходится консультироваться за отдельные деньги. И получается, что, даже прочитав внимательно договор, люди все равно сталкиваются с тем, что у них не совпадают ожидания с реальностью. А реальность такова, что, купив франшизу, вникать и работать надо будет самому. Это надо понять четко и с самого начала.

КАТАЛОГ ФРАНШИЗ СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

BUYBRAND Inform



iFarmProject в гостях у Екатерины Сойак
Бизнес на доставке. Франшиза Mail boxec ETC
Приключения американца с франшизой в России
«Когда есть мечта, то как-то везет».
7 советов начинающим франчайзи



Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Мы даем партнерам эксклюзив на город. Для франчайзи это намного интереснее, ведь можно спокойно продумывать рекламные кампании, развиваться, планировать открытие новых филиалов. Нет страха, что в его городе продадут еще несколько франшиз и часть клиентов с его рекламы фактически уйдет к конкурентам»
Шамиль
Ахмадуллин
Основатель сети
школ скорочтения

Календарь событий


15:17, 20 ноября 2018г.   Войти / Выйти