И вашим, и нашим. Часть 3

29.04.2011 1346

Смотреть франшизы в Каталоге

И наконец, важным моментом является документарное оформление франшизы. Особо пристальное внимание стоит уделить договорному пакету. Это единственная часть франшизы пакета, на которую распространяются четкие норма и правила, и, следовательно, её относительно легко проверить. Остальные документы – это свободное творчество франчайзеров.

Франчайзинг предусматривает не только договор коммерческой концессии. На самом деле в зависимости от ряда факторов договоры могут быть разные, и каждый договорной пакет должен быть обоснован самой системой. Франшиза – это коммерческий конструктор, в ней много деталей и составить из этих деталей можно бесконечное множество систем, каждая из которых будет иметь присущие только ей черты. Одинаковых франшиз не бывает, поэтому и договоры варьируются. Вот только некоторые из факторов, которые способны существенно повлиять на договорной пакет: столичный или региональный франчайзер, размер инвестиций во франшизное предприятие, вид его деятельности, каким образом передаются права на марку (в виде исключительного или имущественного права). Иной раз для очень маленькой точки франчайзеры составляют большой сложный договор, чем совершенно пугают своих инвесторов. И наоборот, можно столкнуться с большой дорогой франшизой, работающей на основе договора, составленного «на коленке» и зачастую носящего в себе очевидные юридические ошибки, что в свою очередь смущает потенциального партнёра, так как такой франчайзи, как правило, является серьезным и грамотным предпринимателем. Как подчёркивает Татьяна Никипелова, в глазах потенциального франчайзи наличие полноценных тщательно прописанных документов свидетельствует о серьезности подхода к франшизе со стороны головной компании и о том, что тот бизнес хорошо отработан, и всё лучшее будет открыто ему. Для франчайзера же наличие таких документов снижает объем оперативного контакта с франчайзи по мелким вопросам.

Некоторые компании «прячут» свои затраты в паушальный платеж, некоторые устанавливают минимальный платеж или не устанавливают его вовсе, зато все остальные услуги предлагают в качестве платных.

Второй важной частью франшизного пакета, без которого практически невозможно продавать франшизу является презентационный пакет и программа продвижения франшизы. Их отсутствие может серьезно затормозить развитие сети. Если провести аналогию – это примерно как изготовить продукцию и положить ее на складе только потому, что не знаешь где те магазины, в которых можно ее продать. С момента, когда компания создала франшизную систему и готова выйти с ней на рынок, у неё появляется еще один вид деятельности в дополнение к существующему – организация и поддержка сети.

По моей практике, при выборе франшизного предложения при прочих равных условиях франчайзи скорее всего выберет для покупки ту франшизу, в которой есть пакет документов, способный помочь ему на стадии организации и функционирования предприятия. В глазах потенциального франчайзи наличие полноценных тщательно прописанных документов свидетельствует о серьезности подхода к франшизе со стороны головной компании, о том, что её бизнес отработан годами деятельности, и всё лучшее будет ему открыто. Для франчайзера же наличие таких документов снижает объем постоянного оперативного контакта с франчайзи по мелким вопросам.

Итак для того, чтобы создать успешную качественную франшизу необходимо осуществить следующие действия:

1. Определить четкие цели франчайзинговой программы.
2. Изучить конкурентный рынок (в сфере франчайзинга).
3. Определить свое место на этом рынке, формат предприятия, предлагаемого в качестве франшизы, целевого потребителя франшизы (именно франшизы, а не товара/услуги франшизного предприятия), четко определить свои преимущества и свои особенности.
4. Определить желаемые размер сети и темпы роста сети.
5. Просчитать экономику франшизного предприятия и предварительно определить виды и размер франшизных платежей.
6. Определить срок соглашения, то есть срок, на который заключается договор.
7. Определить, исходя из ситуации на конкурентном рынке, объём собственных ресурсов, комплекс услуг, преференции для франчайзи.
8. Разработать систему контроля и поддержки франчайзи в период деятельности франшизного предприятия.
9. С учетом пунктов 7 и 8 определить тип и раз мер франшизных платежей.
10. Подготовить юридический пакет.
11. Подготовить остальные документы франшизного пакета, в том числе коммерческие предложения и программу продвижения франшизы.

Именно такой порядок позволит построить успешную франшизу. К сожалению мне, часто приходилось сталкиваться с прямо противоположным порядком. Я не говорю, что такие франшизы априори неуспешны, однако могу отметить, что успешными франшизы сделанные без учета требований рынка и некоторой технологичности подготовки были на заре становления рынка франчайзинга, то есть когда он был пустой и практически любое подобное предложение находило своего покупателя. В процессе становления рынка, появления конкурентной среды требования к франшизе ужесточаются. Теперь для создания франшизы необходимо соблюдать требования рынка и своеобразную технологию в ее построении.

Как сейчас, в настоящее время создать качественную франшизу? Если отвечать кратко: с помощью специалистов. Франшиза специфичный продукт, требующий специальных знаний. Кроме того, это – многофакторная система, которую необходимо собрать в единое целое, причем учитывающее всю специфику каждой отдельной компании и рынка в целом. При этом есть несколько путей:

1. Обратиться к консультантам за полным комплексом услуг по созданию франшизы. На первых порах, то есть, в первые год-два поработать вместе со специализированной компанией по продвижению франшизы.

2. Нанять хорошего специалистапо франчайзингу, грамотного нестандартно мыслящего юриста, разбирающего в вопросах интеллектуальной собственности, дать команду всему коллективу оперативно помогать им при подготовке документов, вооружить их технологией подготовки пакета и... после этого отнести подготовленные документы специалистам на экспертизу.

В случае, если уже есть действующая франшиза, но по каким-либо причинам вас в ней что-либо не устраивает, например, как кажется, всё слишком медленно развивается, у вас появились разногласия и проблемы с франчайзи. В таком случае также рекомендую обратиться к специалистам за экспертизой франшизного пакета и франшизной системы.

И, наконец, если вашей франшизе более пяти лет, всё тот же совет: обратитесь за экспертизой к специалистам, так как, за последние три года изменилось законодательство, и оно напрямую затронуло вопросы, связанные с интеллектуальной собственностью. Ваши договоры могут уже не отвечать требованиям текущего законодательства. Не говоря уж о том, что изменился рынок, и вся система может уже морально устареть.



Hilton на выставке франшиз BUYBRAND Expo 2016
Рынок лабораторной диагностики: мнения лидирующих франчайзеров
Наша задача — увеличить долю российских брендов до 75%
Новая франшиза паназиатской кухни от «Росинтера»
Екатерина Сойак о новых проектах EMTG и качестве аудитории на BUYBRAND Expo



Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Приятно видеть, как российский бизнес выстраивает свой успех и тиражирует его вместе со своими партнерами. В этом и есть суть франчайзинга – придумать и воплотить успешную идею, а затем повторять ее вновь и вновь»

Эндрю Уизерс
управляющий
директор
Southern Fried Chicken

Календарь событий


13:50, 10 декабря 2016г.   Войти / Выйти