Договор франчайзинга

7 ошибок, которые важно НЕ допустить
29.11.2017 2704

Смотреть франшизы в Каталоге

Елизавета Горбачёва, юрист патентно-адвокатского бюро «Гардиум»

Последние несколько лет российский бизнес активно вовлечен в систему франчайзинга, который по праву считается одним из самых эффективных направлений развития. Вместе с тем не исключены и судебные разбирательства между франчайзерами и франчайзи. Для того чтобы их избежать, необходимо грамотно сформулировать все условия договора франчайзинга. К слову, даже одна допущенная в нем ошибка может привести к неблагоприятным последствиям для обеих сторон. Рассмотрим самые распространенные ошибки контрагентов и обсудим, как их избежать.


Ошибка № 1: Не предоставлено право использования товарного знака или же он описан недостаточно подробно

По своей сути франшиза предполагает передачу прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, например, коммерческое обозначение или ноу-хау. Но самое главное из них – право использования товарного знака. Договор коммерческой концессии не повлечет никаких правовых последствий не только если в нем не указано это право, но и в случае, если сведения о товарном знаке представлены недостаточно подробно. Для того чтобы этого избежать, в документ следует включить:

  • - Номер свидетельства о регистрации товарного знака;
  • - Реквизиты правообладателя товарного знака;
  • - Изображение товарного знака.

 Ошибка № 2: Не определен объем прав на товарный знак

Предоставив право на использование товарного знака, необходимо определить также и объем такого использования. То есть указать в договоре перечень товаров или услуг, которые франчайзи планирует реализовывать под товарным знаком франчайзера. Следует понимать, что этот перечень должен совпадать с тем, который указан в свидетельстве о регистрации товарного знака.

Ошибка № 3: Размыто сформулированы условия о вознаграждении

Для определения размера вознаграждения в договоре коммерческой концессии существуют различные способы. К классическим относятся выплата паушальной суммы, то есть одноразового платежа за право выхода на рынок под известным брендом, и роялти, периодические платежи за это же право. Если с первым вариантом все предельно просто, то роялти в договоре может быть предусмотрен в виде:

  • - Процента от объема продаж за декаду/месяц/квартал и т.п.;
  • - Наценки на оптовую цену товара, который закупается у правообладателя;
  • - Фиксированных платежей в форме процента от дохода в зависимости от постоянных показателей конкретной торговой точки (площади помещения/его доступности/количества посетителей и т.п.).

Кроме того, гражданское законодательство позволяет устанавливать и свои собственные системы платежей.

Ошибка № 4: Не детализированы обязанности франчайзи

Франчайзер заинтересован не только в том, чтобы расширить свой бизнес, но и в том, чтобы новые «точки» соответствовали выбранному им формату и стандартам качества. Контролировать это позволяет законодательство, но для этого необходимо детально описать в договоре все фактические действия, которые обязан выполнить франчайзи, чтобы соответствовать концепции бренда. Например:

  • - Арендовать помещение площадью не менее 300 кв. метров;
  • - Использовать

в дизайне интерьера желтый цвет с кодом Pantone 4586 и малиновый с кодом Pantone 7420.

Помимо этого, важно включить в документ условие о том, что франчайзер имеет право проводить выборочные проверки на соблюдение указанных требований. Для большей результативности проверки можно сделать неожиданными – ограничить их не конкретными датами, а определенным количеством за определенный период.

Ошибка № 5: Не детализированы обязанности франчайзера

В плодотворности сотрудничества заинтересован и франчайзи. Для того чтобы создать правовое равновесие между обоими сторонами, в договоре также следует подробно описать обязанности франчайзера. Например:

  • - Подтверждать выбранное помещение в течении 7 рабочих дней;
  • - Проводить обу

чение сотрудников по алгоритмам работы с фирменной продукцией не реже 1 раза в год.

Ошибка № 6: Отсутствует прозрачная система штрафов и санкций

Стоит позаботиться о том, чтобы все штрафы и другие санкции для случаев нарушения условий договора не выглядели как размытые формулировки. Тогда обе стороны будут уверены в том, что не получат штраф просто так или же смогут легко доказать свою правоту, если дело все-таки дойдет до судебного разбирательства.  Кроме того, в случае систематических нарушений одной из сторон наличие подробно описанной системы штрафов даст возможность расторгнуть договор досрочно.

Ошибка № 7: Договор не зарегистрирован в Роспатенте

Согласно п. 2 ст. 1028 ГК РФ договор франчайзинга в обязательном порядке должен быть зарегистрирован в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатенте). Только после завершения данной процедуры документ приобретает свою юридическую силу.



Когда пиццу начнут доставлять роботы?
Arena Space идет на Запад
Франшиза «33 Пингвина» открывает Китай и другие страны
Бенжамин Саймон о российском рынке, последних изменениях в компани
«Франшиза в хорошие руки» выпуск 1, 3-го сезона, франшиза MYBOX
2-я серия 3-го сезона проекта «ФРАНШИЗА В ХОРОШИЕ РУКИ». Красивое соревнование за СОВЕТСКИЕ АПТЕКИ



BUYBRAND EXPO 2018

Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Я много общаюсь с начинающими предпринимателями и считаю, что толковых очень много. Но вижу одну проблему: недостаточно серьезный уровень амбиций. Мало тех, кто мыслит в глобальном масштабе. Настоящих бунтарей еще меньше. Стоит работать над тем, чтобы ребята мыслили свободнее»
Евгений Демин
Основатель
и генеральный
директор компании
Splat

Календарь событий


05:40, 20 апреля 2018г.   Войти / Выйти