20 вопросов, которые должен задать франчайзи перед покупкой франшизы

04.04.2018 7448

Смотреть франшизы в Каталоге


С 28 по 30 марта в Москве на ВДНХ прошла весенняя выставка франшиз BuyBrandFranchiseMarket 2018. Она запомнилась посетителям не только обилием брендов, но и полезной деловой программой. Одной из самых интересных для франчайзи тем стала «Как выбрать франшизу». Как отличить надежного франчайзера от однодневки? Какие вообще вопросы стоит задавать, а что нужно проверить самому? Будущим франчайзи необходима инструкция, и портал BuyBrandInform с помощью эксперта по франчайзингу, генерального директора компании EMTG Екатерины Сойак готов ее предоставить. Мы представляем список вопросов, которые любой франчайзи обязан задать перед покупкой франшизы.

Франчайзинг – это перспективное бизнес-направление, его плюсы очевидны: сильный бренд, помощь франчайзера, обучение и снижение рисков. Однако при отсутствии должных настроя, концентрации, знаний и понимания всех аспектов ведения бизнеса по франшизе даже самый мощный бренд может оказаться неэффективным. Чтобы этого не произошло, рекомендуем обязательно задаться этими вопросами.


1.    Зачем мне франшиза? Это вообще мое?

В первую очередь нужно решиться на внутренний диалог, чтобы понять то ли занятие вы выбрали. Многие ошибочно полагают, что франчайзинг – это почти свой бизнес, так что после покупки можно будет работать самостоятельно и ни о чем не переживать. Но это не совсем так, без командной работы во франчайзинге никуда, вы к этому готовы? Хватит ли вашего опыта и знаний?

Осознаете ли вы, что указанные на сайте компании в разделе «Франчайзинг» инвестиции – это еще не все? Готовы ли вы идти на финансовые жертвы? А на эмоциональные? Все-таки франшиза будет отнимать много времени, которое вы могли бы уделять семье. Вообще франчайзинг, как и любой другой бизнес, требует долгой и упорной работы, прежде чем появятся первые ее плоды.

Ну что, не испугались? Тогда идем дальше.

2.    Франчайзер не лукавит ли?

С этим вопросом нужно обратиться к действующим франчайзи. Кто же еще будет готов выложить вам всю правду о работе по франшизе. Узнайте, держит ли франчайзер обещания, соблюдает ли пункты договора, обучает своих партнеров или бросает на произвол судьбы. Попытайтесь понять отношение франчайзи к ключевому персоналу франчайзера. И не забудьте уточнить, насколько анонсированные инвестиции на открытие франшизы разошлись с реальностью!

3.    Насколько я рискую?

Все факторы риска франчайзи должен осознавать еще на берегу, а не когда что-то пойдет не так. Поэтому важно получить на этот счет консультацию адвоката. Можно ли будет в случае чего обратиться в арбитраж? Помните, что это быстрее, но не всегда выгоднее, чем суд. А что если в другом регионе все выйдет накладнее или вовсе не получится? Если вы начинаете работать с иностранным франчайзером, то тут и законодательства могут расходиться. В таком случае ваш партнер вам уже не поможет. Все эти вопросы нужно уточнить заранее.

4.    Франчайзер – кто он такой и кто его предшественники?

На начальном этапе, безусловно, важно знать историю франчайзера, насколько это возможно. Как правило, это открытая информация, ведь добропорядочный бизнесмен сам заинтересован в прозрачности. Заинтересоваться стоит также историей предприятия, предыдущими руководителями, кредитной историей. Не забудьте и об аффилированных лицах, выясните информацию о других франшизах, с которыми они могли быть связаны. И вообще поймите: что это за люди? Читайте не только интервью в журнале Forbes, но и что они пишут на своих страницах в Facebook, это поможет вам лучше их понять.

5.    Франчайзера не разыскивают ли судебные приставы или правоохранительные органы? Или, может, он банкрот?

Помните рекламу с Николаем Фоменко, который советует покупать только проверенные автомобили? Про франшизы можно сказать то же самое. Вполне может сложиться неприятная ситуация, когда вы покупаете франшизу, начинаете работать, но вдруг вмешивается суд, и франшиза уже неактивна. Ваша вина будет только в том, что вы не проверили франчайзера на честность с помощью соответствующих ресурсов. Сделать это определенно стоит.

  • - Как зарегистрировано юридическое лицо, можно узнать на сайте налоговой.
  • - Возможные судебные тяжбы франчайзера можно проверить по картотеке. Здесь же можно узнать, поданы ли заявления о банкротстве франчайзера.
  • - Если у вас есть СНИЛС вашего будущего партнера, можно узнать информацию о банкротстве на сайте Единого федерального реестра сведений о несостоятельности (банкротстве) bankrot.fedresurs.ru/.
  • - Не забудьте обратиться и к судебным приставам. Вдруг против франчайзера уже начато исполнительное производство! www.fssprus.ru
  • - Также можно узнать кредитную историю франчайзера, но эту процедуру самостоятельно не осуществить: только с участием самого контрагента через сайт Центробанка.

6.    Что входит в паушальный взнос?

Франчайзеры делятся на два типа: те, кто четко понимают, из чего состоит паушальный взнос, и те, кто формирует его с оглядкой на конкурентов. У самого франчайзера вы должны спросить, что именно он включает в озвученную сумму. А у действующих франчайзи поинтересоваться – стоят ли полученные преимущества отданных денег? И не забывайте: большой паушальный взнос – это далеко не гарантия успеха.

7.    Сколько еще я должен заплатить?

Паушальный взнос – это далеко не все инвестиции, которые вам придется сделать для открытия бизнеса по франшизе. Поэтому обязательно уточните: сколько еще и за что придется заплатить. Во-первых, как формируется роялти? Процент от оборота? Или от прибыли? Возможен вообще вариант с фиксированной платой. Тут важно понять, что из этого для вас будет наиболее удобно и выгодно. Многие считают, что фиксированная сумма наиболее понятна, однако вдруг она будет существенно превышать потенциальный процент от оборота или прибыли? Об этом стоит задуматься заранее, а не в процессе работы, потому что условия, скорее всего, уже нельзя будет изменить.

8.    Итак, каковы итоговые инвестиции?

Если франчайзер говорит, что при вложениях в 1 миллион рублей франшиза окупится ровно за год, то это не всегда работает именно так. Спросите у действующих франчайзи: насколько прогнозы франчайзера верны? Сколько в действительности придется потратить на паушальный взнос, оборудование, товарные запасы, аренду, оборотные средства и прочие расходы? Или можете обратиться за консультацией к подрядчикам и поставщикам. Если вы столкнетесь с существенными отклонениями от заявленной суммы, это повод задуматься об опытности или добросовестности франчайзера.

9.    Поставщиков я выбираю сам?

Это лучше сразу уточнять у франчайзера. Вполне вероятен вариант, когда у него найдутся постоянные партнеры, работа с которыми при идеальном раскладе должна пойти вам на руку. Но если их расценки наоборот существенно снизят вашу прибыль, то изучите лучше более выгодные предложения.

10.    Каковы мои обязанности?

Это важный вопрос, которым многие франчайзи задаются уже после подписания договора. А сделать это нужно, конечно, заблаговременно. Узнайте, какие условия вам выдвигает франчайзер и обязательно уточните у франчайзи, насколько реально их выполнение. Пренебрежение этим вопросом может вылиться даже в расторжение договора не по вашей воле, так что будьте внимательны.

11.    Стоит брать кредит у франчайзера?

Внимательно изучайте его предложение. Возможно, оно не такое и выгодное, и целесообразнее обратиться в банк.

12.   Что обещает делать франчайзер?

Вы должны сами четко понимать, что вам необходимо от франчайзера для успешного ведения бизнеса. Желательно даже составить список, с которым и отправляться к вашему будущему партнеру. Это поможет вам основательно понять, что именно предлагает франчайзер. Дает ли он план? Обеспечивает ли обучение? Постоянно или одноразово? И как поведет себя франчайзер, если вам потребуется несколько больше, чем он готов предложить? Важно также обратить внимание на то, чтобы все было зафиксировано в договоре. И снова: поговорите с франчайзи. Они уже прошли этот этап и готовы поделиться своей оценкой действий франчайзера.

13.   На какой территории я буду работать?

Вопрос с территорией работы важен не меньше, чем добросовестность франчайзера и раскрученность бренда. Узнайте, планируется ли вблизи от вашего места появление новых точек: собственных или тоже по франшизе. Вместе с франчайзером обозначьте радиус вашего места, который никто не будет пересекать. Разведите потоки людей. И не забудьте связаться с бывшими партнерами франчайзера, чтобы узнать, насколько порядочно он себя ведет в этом плане.

14.   Как узнать, действителен ли товарный знак?

Известный товарный знак – одно из основных преимуществ работы по франшизе. Но нельзя «вестить» только на хорошо звучащий бренд, нужно обязательно получить документальное подтверждение его существования. Если франчайзер может продемонстрировать только запрос о регистрации, то это еще ни о чем не говорит, потому что его могут как принять, так и отклонить по разным причинам. Вы и сами можете проверить регистрацию товарного знака на сайте Федерального института промышленной собственности.

15.   Если я купил франшизу, должен ли я сам принимать активное участие в операционной деятельности ?

Чтобы узнать ответ на этот вопрос, нужно уточнить политику компании, с которой вы хотите работать. Вполне возможно, что франчайзер будет настаивать на вашем личном участии в операционной деятельности. Чтобы это не стало для вас сюрпризом, лучше обговорить такие детали во время переговоров.

16. Я смогу передать франшизу родственникам? Как вообще работает договор?

Что делать, когда срок договора закончится? Если вы захотите продать франшизу родственникам, знакомым, друзьям? Как, в конце концов, расторгнуть договор так, чтобы не разориться? Чтобы ответить на эти и другие сопутствующие вопросы, необходимо тщательно изучать условия заключаемого контракта. При идеальном раскладе вы сможете и наследникам франшизу передать, и третьим лицам с согласия франчайзера продать, и правовые формы предприятия менять. Но это все необходимо узнать заранее. В том числе с помощью юриста: он поможет узнать ваши права, если, например, договор ограничивает ваш выбор третейским судом, не позволяя обращаться в обычный.

17.   Могу ли я использовать селебрити?

Нередко франчайзеры используют знаменитостей для рекламы своей франшизы. Если есть или планируется такой звездный партнер, то обязательно уточните ваши права на него. Можете ли вы его позвать на свою точку? Нужно ли письменное согласие франчайзера? Сколько это будет стоить? Как часто это можно делать? Такие детали тоже должны быть в договоре.

18.    Сколько я на этом заработаю?

Соберите информацию о возможных доходах. Во-первых, попросите франчайзера ее предоставить. Во-вторых, обратитесь к франчайзи. В-третьих, сами или с помощью бухгалтера проанализируйте полученные данные: насколько это выгодно? Может, условия конкурентов лучше?

19.   Кто уже работает по этой франшизе?

Узнайте, сколько у франчайзера партнеров, возьмите их адреса и номера телефонов. Узнайте, сколько точек было закрыто и почему. Анализируйте. Кажется, что чем больше франчайзи, тем лучше, но это не всегда так. Да, большое количество франчайзи говорит о широком распространении и хорошем имидже продукта Но если у франчайзера мало собственных офисов, то количество франчайзи автоматически увеличивает стоимость франшизы.

20.   Франчайзер успешен в бизнесе?

Вопрос, который не надо стесняться задавать. В конце концов, если он сам не может добиться успеха, то что он может предложить вам? Вместе с бухгалтером и юристом изучите финансовую отчетность, выясните, приносили ли компании франчайзера прибыль.

Это базовый перечень вопросов, который потенциальный франчайзи должен задать франчайзеру, юристам, бухгалтерам, другим франчайзи и самому себе. Если ответы на них удалось получить, то это уже половина успеха. Вторая половина будет зависеть от того, как будет работать ваше франчайзинговое предприятие.

Если у вас все-таки остались сомнения, то вы можете довериться нашим экспертам, юристам и консультантам, которые будут помогать начинающим франчайзи в рамках реалити-шоу «Выбери СВОЮ франшизу». Проект стартует 10 сентября вместе с осенней выставкой франшиз BUYBRAND Expo. Сейчас идет отбор участников.



Рудем Газиев: как создать одну из крупнейших медицинских лабораторий в стране с нуля?
Эльмар Гейбатов. Эффект WOW, или как быть счастливым в бизнесе и жизни?
Как Маргарита Позоян ходила на шоппинг за бизнесом
О бизнесе «по понятиям» и франшизе «Пив&Ко»
iFarmProject в гостях у Екатерины Сойак



Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Чтобы стать нашим франчайзи, надо пройти семь кругов ада. Но только так можно определить, что ему действительно это надо: владелец пароходов, который повелся на моду, вряд ли будет готов работать поваром на кухне»
Иван Зайченко
Основатель сети
«Сушкоф»

Календарь событий


07:16, 17 октября 2018г.   Войти / Выйти