Практика франчайзинга

Бухгалтерские тонкости
20.06.2013 4815

Смотреть франшизы в Каталоге

Елена Наумова, Российский налоговый портал

Такое явление, как франчайзинг уже давно стало обыденным для мировой экономики. Первопроходцами в использовании этого способа рекламы и расширения бизнеса стали американские корпорации. Наверное, самым известным примером компании, чья деятельность осуществляется на основе выдачи франшиз маленьким организациям, является Макдоналдс.

По сути франчайзинг представляет собой систему договорных отношений между участниками рыночного процесса, при котором одна из фирм (франчайзер) предоставляет другим фирмам (франчайзи) право пользования своей HYPERLINK торговой маркой, а в некоторых случаях также своими оригинальными технологиями. Для России этот термин пока не актуален: ни один нормативный акт Российской Федерации не содержит понятия франчайзинг. В переводе на законодательный русский язык это будет звучать как договор коммерческой концессии. Правила организации деятельности в рамках договора коммерческой концессии устанавливаются Гражданским кодексом РФ. Согласно его положениям по указанному договору одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания такового право использовать в предпринимательской деятельности комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав. Список предоставляемых прав разнообразен и включает в себя, например, право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Обратите внимание, что условиями соглашения могут быть установлены объем прав пользователя, территория использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности, конкретные требования к качеству производимых товаров (оказываемых услуг, произведенных работ) и т.д. Также может варьироваться и способ выплаты вознаграждения за использование переданных исключительных прав, а именно: в форме разового платежа, фиксированных платежей, процента от выручки или любым другим путем, закрепленным в договоре. Не стоит забывать, что договор коммерческой концессии подлежит обязательной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Обратите внимание: в случае если договор не заключен в письменной форме и не зарегистрирован в установленном порядке, он признается ничтожным. Кроме того, стоит отметить, что к таким договорам применяются те же нормы как и к лицензионным. А значит, все правила, касающиеся охраны и защиты интеллектуальной собственности должны быть соблюдены. Понятие лицензионного договора появилось в Гражданском Кодексе только с 2008 года, ранее передача прав оформлялась авторским договором.

Налогообложение нематериального

Исчисление налога на прибыль предполагает формирование налогооблагаемой базы с учетом поступившей выручки и произведенных затрат. Доходы пользователя будет учитываться в обычном режиме, то есть в зависимости от выбранного метода признания.

А вот с расходами придется разбираться более внимательно. Стоит отметить, что затраты в таком случае стоит разделить на две группы: непосредственно связанные с производимой деятельностью и на те, которые тратятся на выплату вознаграждения правообладателю.

Производственные расходы подлежат учету также как при любых других видах деятельности: никаких принципиальных отличий не будет. Обратите внимание, что все затраты, связанные с договором коммерческой концессии, можно будет учесть только после регистрации его в Роспатенте.

Расходы в виде вознаграждения учитываются как прочие, связанные с производством и реализацией (п.1 ст. 264 НК РФ). Они признаются в том периоде, к которому они относятся на дату расчетов в соответствии с заключенным договором, на дату предъявления пользователю документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо в последний день отчетного (налогового) периода (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Суммы на уплату разового взноса признаются либо единовременно, либо при установлении срока действия договора равномерно до конца его действия. Затраты на регистрацию договора в Роспатенте тоже можно отнести в состав прочих расходов и списать единовременно, но только после его регистрации.

Стоит отметить, что пользователи переданных объектов интеллектуальной собственности являются обычными плательщиками НДС и могут применять свое право на налоговый вычет. Помните, что даже суммы налога по разовому платежу можно принять к вычету, но только после того, как он будет учтен в расходах. К такому мнению часто приходят суды и налоговые органы.

Отдельно стоит рассмотреть ситуации, когда договор коммерческой концессии заключен с иностранной организацией - правообладателем. Помните, что в таком случае вашей организации придется выступать в роли налогового агента по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль, а именно: исчислить, удержать и уплатить их. Напомним, что НДС при налоговом агентстве исчисляется по ставке 18/118, и только после его уплаты оставшаяся сумма перечисляется иностранной организации. Обратите внимание, что перечисляемая иностранному правообладателю сумма должна быть уменьшена на суммы налога на прибыль и НДС. Уплаченный НДС можно впоследствии принять к вычету.

Учет интеллектуальных прав

Учет интеллектуальных прав Бухгалтерский учет операций по договору коммерческой концессии необходимо вести согласно Приказу Минфина РФ от 27 декабря 2007г. № 153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007)», а именно нормами главы 6. Согласно этой главе устанавливаются правила учета операций, связанных с предоставлением (получением) права использования нематериальных активов.

Объекты интеллектуальной собственности, предоставленные в пользование, не списываются и подлежат обособленному отражению в бухгалтерском учете у правообладателя. Одновременно собственник интеллектуальных прав и начисляет амортизацию по этим активам.

Нематериальные активы, полученные в рамках договора, учитываются пользователем на забалансовом счете в оценке, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре. Рекомендованный к использованию план счетов бухгалтерского учета не содержит отдельного счета для отражения активов, исключительное право на которые представляется в рамках договора. Таким образом, плательщик должен будет самостоятельно открыть такой счет и закрепить его наименование и номер в плане счетов организации.

При этом платежи за предоставленное право использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, производимые в виде периодических платежей, включаются в расходы отчетного периода. Платежи, производимые в виде фиксированного разового платежа, отражаются в бухгалтерском учете как расходы будущих периодов (на счете 97 «Расходы будущих периодов») и подлежат списанию в течение срока действия договора.


Hilton на выставке франшиз BUYBRAND Expo 2016
Рынок лабораторной диагностики: мнения лидирующих франчайзеров
Наша задача — увеличить долю российских брендов до 75%
Новая франшиза паназиатской кухни от «Росинтера»
Екатерина Сойак о новых проектах EMTG и качестве аудитории на BUYBRAND Expo



Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Приятно видеть, как российский бизнес выстраивает свой успех и тиражирует его вместе со своими партнерами. В этом и есть суть франчайзинга – придумать и воплотить успешную идею, а затем повторять ее вновь и вновь»

Эндрю Уизерс
управляющий
директор
Southern Fried Chicken

Календарь событий


12:54, 11 декабря 2016г.   Войти / Выйти