Как открыть салон красоты: по франшизе или без нее

17.12.2014 5166

Смотреть франшизы в Каталоге
Лейла Агирбова, тележурналист,
Автор и ведущая программ российских бизнес-телеканалов

Владельцев салонов красоты нашего времени условно делят на два больших лагеря: одни занимаются «красивым» бизнесом для души, другие – для денег. Времена, когда таким непыльным, как многим кажется, делом занимались преимущественно «рублевские жены», которым доставляло удовольствие ездить на работу с собачкой под мышкой, прошли. Салонный бизнес прочно занял свою нишу как высокодоходный вид деятельности, даже в кризисные времена. При этом у этого бизнеса один из самых дорогих входных билетов. Для открытия парикмахерской или респектабельного салона для богатых господ вам может потребоваться от 300 тысяч рублей до 2 миллионов долларов в зависимости от класса, размещения и целевой аудитории. И сделать это можно двумя способами: по франшизе и самостоятельно. Разберемся в плюсах и минусах каждого варианта на конкретных примерах.

Штучный экземпляр, или Как открыть салон красоты имени самого себя

Ольга Гордиенко, в недавнем прошлом владелица нескольких салонов красоты бизнес-класса, решила заняться этим делом по вполне понятной причине: много лет проработала в индустрии, знала ее изнутри, прекрасно представляла, как работает рынок и как на нем можно заработать:

«Когда открываешь бизнес,- говорит Ольга Гордиенко, - нужно понимать, в чем его основная суть, в чем заключаются все бизнес-процессы, то есть нужно владеть информацией досконально. Иначе управлять им бессмысленно».

Салонный бизнес находится на пике популярности последние 10–15 лет. Чтобы это проверить, достаточно сделать запрос в любом поисковике – глаза начнут разбегаться от разных вариантов. Кто-то предлагает сопровождение сделок, кто-то продает уже готовый бизнес под ключ.

Ольга Гордиенко, экс-владелица салонов красоты:

«Людям, которые хотят свой салонный бизнес, можно порекомендовать купить его готовым. Сейчас есть много возможностей приобрести салон, в который уже вложены средства, причем немалые, но люди по каким-то причинам с ним не справляются и продают гораздо дешевле. Если рассматривать покупку бизнеса, то это более выгодно, чем открывать салон самостоятельно».

Эффективность салонного бизнеса можно оценить по двум ключевым показателям: наличию собственного помещения или помещения, оформленного в долгосрочную аренду, и товарного знака, который в будущем, при эффективном управлении компанией, можно использовать как франшизу.

На вопрос, выгодно ли сейчас открывать свой бизнес, эксперты рынка отвечают по-разному. Одни настаивают на том, что, к примеру, столичный рынок перенасыщен салонными услугами и это условие формирует высокую конкуренцию и низкую окупаемость, другие – а таковых больше – убеждены: следить за своей внешностью у российских женщин в крови, поэтому поход к любимому мастеру «за прической» или на маникюр – это последнее, от чего они откажутся даже в кризисные времена. А значит, новым салонам красоты быть.

Ольга Гордиенко, экс-владелица салонов красоты:

«Москва – это густонаселенный центр, спрос здесь всегда растет. Спад, конечно, наблюдается из-за экономической ситуации, но люди всегда пользовались и будут пользоваться салонными услугами. Главное – выбрать свой сегмент и идти в этом направлении, возможно, с привлечением инвестора, поскольку это более выгодно. Вы управляете салоном, инвестор платит. Если у вас все продумано заранее, то вы сразу начинаете работать, и это дает ощутимый результат».

Кстати об аудитории, на которую вы рассчитываете при выходе на рынок. Здесь есть несколько нюансов. От того, на какую аудиторию вы рассчитываете – эконом, бизнес, премиум, – зависят, к примеру, стоимость ремонта и оборудования, расходные материалы, квалификация и уровень специалистов, расположение салона и средний чек обслуживания.

Ольга Гордиенко, экс-владелица салонов красоты:

«Примерное время раскрутки салона – два – три года. Если за год салон выходит «в ноль», то это, поверьте, счастье. Прибыль ты, конечно, видишь не сразу. Очень больших вложений требует ремонт – здесь все зависит от сегмента и аудитории. Сейчас целесообразнее всего открывать парикмахерскую экономического класса: затрат меньше, клиенты менее требовательные, в дизайн и ремонт вкладываться так, как в дорогих салонах, не надо. Это конвейер – сюда люди приходят за недорогой услугой. Далее по нарастающей: если это бизнес-класс, то это другие затраты, если это премиум, то это еще более высокий уровень цен. Премиум-сегмент рынка, например, очень маленький, и на данный момент он весь занят, то есть, чтобы отвоевать свой кусок, нужно предложить что-то эксклюзивное. А это новые затраты: необходимо провести маркетинговое исследование, узнать, что нужно твоему клиенту. К примеру, на открытие нашего салона бизнес-класса мы потратили 17 миллионов рублей, а продали его за 7 миллионов. Почувствуйте разницу! Почему она такая большая? Потому что ремонт не продается, это ваши личные вложения».

Тех, кто стремится в салонный бизнес, достаточно много. Как правило, это не сторонние люди, а, что называется, из среды: чаще управленцы, реже – сами парикмахеры. Быть владельцем салона вовсе не означает уметь стричь или красить ногти. Но быть в курсе всех тенденций, уметь ориентироваться в быстро меняющихся новинках, мотивировать коллектив такой человек обязан.

Ольга Гордиенко, экс-владелица салонов красоты:

«Успешный салонный бизнес – это миссия, это флажок, который вы держите перед всеми своими сотрудниками, и все они должны этой миссии придерживаться. У вас должна быть четкая концепция работы, команда профессионалов, заряженных одной идеей; они не должны работать на себя, они должны работать на достижение общей цели. Кроме того, надо сканировать рынок и изучать конкурентов – это тоже обязанность владельца. Должна быть своя изюминка: нужно иметь что-то свое, чем можно удивить клиента».

В этом году Ольга продала свой бизнес – не потому, что не нравится или слишком тяжело, а потому, что разошлись с партнером во взглядах на его ведение. А это серьезная препона для дальнейшего развития.

Франшиза на красоту

Игорь Стоянов, основатель сети имидж-лабораторий «Персона», открыл свой первый салон в 1994 году. За 20 лет «Персона» стала одним из самых узнаваемых российских брендов. Концептуальные салоны открываются в регионах России и странах СНГ.

Игорь Стоянов, владелец сети имидж-лабораторий «Персона»:

«Плюсы открытия салона красоты по франшизе – это время и скорость. Смотрите: по франшизе ты с достойным партнером и франчайзером проходишь весь опыт, который можешь пройти и сам, но в десятки раз быстрее. Это качественное сопровождение. То, на что уходит обычно от трех до пяти лет, укладывается в один год! Арифметика первых лет такая: первый год – ты собираешь персонал, который за это время меняется на 70 процентов. Если ты работаешь с франчайзи, то персонал уже приходит на бренд, а значит, ты экономишь время. Ведь если ты сам открываешь свой первый салон, ты не в состоянии самостоятельно определить уровень специалиста, на который среагирует клиент. А с франчайзи ты получаешь фирменный взгляд, оценку квалификации – соответственно, меньше рискуешь и экономишь время».

Одним из самых важных факторов успешности салонного бизнеса Игорь называет доверие клиентов. На то, чтобы его завоевать, требуется немало времени. Клиент, как правило, доверяет уже сформировавшемуся бренду и охотно идет на него. Гораздо сложнее раскручивать свое имя самостоятельно.

Игорь Стоянов, владелец сети имидж-лабораторий «Персона»:

«На создание имиджа «Персоны» ушло порядка 10–15 лет и немало денег. Правильный франчайзинг – это прежде всего бизнес-среда: опытные люди поддерживают новичков. Тут как в огромной семье – на Востоке это развито – старшие помогают младшим. «Персона» выстраивается как сообщество, что значит: есть отношения между людьми. Таков один из наших приоритетов. На все это уходят годы, а еще время нужно на формирование фирменных стандартов и регламентов».

Игорь Стоянов часто сравнивает франчайзинг с семьей: здесь важно доверие, важно понимание, важна поддержка. Каждый шаг в построении салонного бизнеса стоит немалых денег. Взять, к примеру, маркетинговую стратегию: тотальную – всей сети и локальную – отдельно взятого салона. Если франчайзинговая кампания ведется правильно, то часть расходов берут на себя партнеры. Если франчайзинг выстроен с огрехами, то имидж всей сети под угрозой.

Игорь Стоянов, владелец сети имидж-лабораторий «Персона»:

«В салонном бизнесе самая большая ценность – это время. Ведь что важно клиенту? Быть понятым и получить качественную услугу. В условиях глобализации люди доверяют крупному бренду. Да, конечно, клиенту важно найти своего мастера, найти свой салон. И сделать это внутри крупного бренда проще. Но при этом мы понимаем, что тяга к уникальности сохраняется, люди хотят эксклюзива. Поэтому мы создали новый бренд и удачно совмещаем франшизу и авторские проекты арт-директоров».

И все-таки решаются на покупку франшизы салона красоты далеко не все. Для одних важно развивать свой собственный бренд, а не клонировать уже существующие, даже если это довольно долгий и затратный путь, для других неприемлемо платить роялти и делиться своим доходом с кем-то еще. Если вы компетентны в вопросе управления «красивым» бизнесом, то вам можно воспользоваться и третьим вариантом – найти инвестора под свой авторский проект и взять его управление в свои руки. Тогда вы минимизируете риски, связанные с собственными затратами, но несете ответственность за продвижение бренда и доходную часть бизнеса. По мнению экспертов рынка, желающих вложиться в салонный бизнес довольно много. А вот тех, кто знает, как с ним управляться, гораздо меньше. Так что при наличии хороших знаний об индустрии красоты у вас есть все шансы развить свой собственный бренд.

BUYBRAND Inform



Hilton на выставке франшиз BUYBRAND Expo 2016
Рынок лабораторной диагностики: мнения лидирующих франчайзеров
Наша задача — увеличить долю российских брендов до 75%
Новая франшиза паназиатской кухни от «Росинтера»
Екатерина Сойак о новых проектах EMTG и качестве аудитории на BUYBRAND Expo



Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Приятно видеть, как российский бизнес выстраивает свой успех и тиражирует его вместе со своими партнерами. В этом и есть суть франчайзинга – придумать и воплотить успешную идею, а затем повторять ее вновь и вновь»

Эндрю Уизерс
управляющий
директор
Southern Fried Chicken

Календарь событий


11:53, 10 декабря 2016г.   Войти / Выйти