Вера в себя, вера в идею и вера в команду.

10.12.2012 13374

Смотреть франшизы в Каталоге

Если меня спросят об идеальном российском бизнесмене, мне не придется долго вспоминать — я сразу назову имя Мераба Елашвили, с которым имею честь быть знакомой уже много лет. Он дает работу тысячам людей, его рестораны ежегодно посещают более 20 миллионов человек, успевает руководить крупнейшей ассоциацией по франчайзингу (РАФ) и развивать одновременно 8 уникальных ресторанных брендов. Мераб Елашвили, которому нет еще и сорока лет, уже построил настоящую ресторанную империю, начав бизнес в девятнадцать лет со своими ближайшими родными. Так и родилась компания «Г.М.Р. Планета Гостеприимства», где «ГМР» - это Георгий, Мераб и Роман…

Как получилось, что Вы занялись ресторанным бизнесом?

Важной целью для меня всегда было создание долговечной компании. Еще мальчишкой я раздумывал над тем, как создать свой бизнес, и уже тогда я понимал, если правильно им управлять, внедрять новые технологии - это куда эффективнее, чем любой, даже самый талантливый, одиночка. Механизм построения компании необыкновенно увлекателен. Когда мне выпал шанс создать свое дело – это был 1993 год – тогда мы импортировали товары из-за границы, я осознал, что, только развиваясь дальше вместе с компанией, я стану расти, буду полезным своим родным, коллективу и, самое главное, самому себе. В 1996 году, когда я был в командировке в Бельгии, изучал рынки развитых стран, зашел тогда в небольшую и очень уютную пиццерию Сбарро, у меня появилась идея создать свой ресторанную компанию, способную со временем стать лидером на российском рынке.

Однако крепко встать на ноги удалось не сразу?

Да, был период взлетов и падений. Несмотря на то, что корпорация Sbarro Holdings скрепя сердцем предоставила нам франшизу, и в декабре 1997 года мы открыли на площади трех вокзалов первую пиццерию, сразу же после этого в начале 1998 года застали острейший экономический кризис. Время было не из легких. Потерял тогда почти все деньги: мы пиццу, у которой себестоимость $2 вынуждены были продавать по 60 центов. Сотрудники, видя, что я каждый день в ресторане и сам во все вникаю, за дело болею, сами подошли – можем, пока трудно, без зарплаты работать, мы понимаем, какая ситуация сейчас. Энтузиазм тогда у всех был, большой. Я искал выходы – как оптимизировать процессы и научились лучше считать. И зарплату сотрудникам мы не перестали платить. Мы выжили. Как я считаю, именно благодаря своей стойкости, любви к тому, что я делаю.

Кто ваши партнеры по бизнесу? Как строятся взаимоотношения с коллегами, подчиненными?

Георгий и Роман (родной брат - Георгий Бен-Эли (Елашвили) и свояк - Роман Шамир (Шамилашвили) - «BuyBrand»). Мы одна семья и у нас отличные взаимоотношения. Занимаемся разными направлениями общего бизнеса, и у нас всегда присутствует единство взглядов в его построении, а также в решении всех важных жизненных вопросов. Своеобразный микс, где в равных пропорциях соединяются между собой сдержанность Георгия, трезвость Романа и моя амбициозность. Этот баланс всегда помогает нам идти верным курсом и достигать намеченных целей.

Компания на рынке 15 лет - совпадают ли результаты с вашими ожиданиями?

Если говорит в масштабе всего бизнеса, то, все, что я задумывал, реализовалось не в полном объеме. Здесь решающую роль сыграли внешние факторы: сначала один кризис, потом вторая волна кризиса и т.д. Но я уверен, что мы на правильном пути и обязательно воплотим в жизнь все наши замыслы, имея такую замечательную команду единомышленников. Я ими очень горжусь.

А как выстраиваются Ваши взаимоотношения с таким огромным коллективом? Ведь в кадровом активе «Г.М.Р. Планета Гостеприимства» числится порядка 5000 человек?

Если ты веришь своей команде, то не должен диктовать ей способы достижения этой цели. Если ты хороший стратег, то контролируешь лишь ключевые моменты и не проверяешь каждую деталь. Сейчас много своих полномочий я делегировал топ-менеджменту. Естественно, обязанности расписаны предельно четко, механизм работает исправно, но, как в любом деле, нет предела совершенству, к которому мы очень стремимся.

Вы сказали про веру в команду, какой смысл Вы вкладываете в эти слова?

Вера в моей жизни в основе всего. Успех в бизнесе для меня определяют три фактора. Вера в себя, вера в идею и вера в команду. Это три кита, на которых зиждется все. Если вдруг закрались сомнения: а вдруг не смогу, не получится - пиши пропало. Ничего и вправду не получится, даже если будут ум, деньги и свободная ниша. Лично я всегда верю в то, что меня ждет успех. В этом моя сила. Ну и, конечно, работа, работа, работа… Для меня это святое. Действительно, для того чтобы преуспеть в бизнесе, нужно не бояться работать очень много. Надо отдавать себе отчет, что если ты идешь по этой дороге, то не имеешь права возвращаться назад. Ты должен отдавать делу огромную часть своего времени, уметь окружать себя правильными людьми. Кроме того, бизнесмену просто необходима некая харизма. Ты должен уметь мотивировать людей. Если ты лидер, то должен заинтересовать своих коллег и своих подчиненных в работе, которая им, может быть, не очень и нравится. Ты должен сам знать, куда идешь, и уметь объяснять свою цель людям.

Вы считаете, что в какой-то степени задаете тон на рынке ресторанных услуг, ведь Вы же первым привезли «Сбарро» в Россию, создали ресторанный холдинг?

В России мы единственные сетевые операторы ресторанного рынка, предлагающие самый широкий спектр ресторанных концепций, начиная от европейской, восточной, вавилонской, паназиатской, японской и заканчивая традиционной русской кухней. Ресторанные активы холдинга представлены 8 брендами и порядка более 300 ресторанами в 46 городах 5 стран – России, Молдове, Азербайджане, Чехии и Словакии. В этом году планируем выводить на рынок еще один бренд, в разработке которого участвовал не один десяток наших умов и международных специалистов. Таким образом, сегодня мы имеем возможность покрывать всю зону фуд-корта собственными концепциями, запускать мультибренды в зависимости от спроса и предложения, добиваться показателей рентабельности в сравнительно сжатые сроки. И это не предел.

Какова сейчас доля «Г.М.Р. Планета Гостеприимства» на московском рынке?

Недавно были подсчеты аналитиков, по результатам которых по количеству заведений мы входим в пятерку основных игроков столичного рынка. Но это если рассматривать бизнес по количеству ресторанов. По коэффициенту капитализации - мы в тройке лидеров, причем не только в Москве, но и по всей России в целевом сегменте.

Планируется ли совершать покупки других сетей не только в России, но и за границей? Возможно, уже приобретены доли или весь пакет в каких-то зарубежных сетях?

В 2005 году мы купили сеть ресторанов «Мондо Пицца» в Чехии, провели полный ребрендинг и объединили их под маркой Sbarro. В стратегии развития компании есть планы по поглощению зарубежных сетей. Дайте мне хорошую идею, и я сделаю из нее высокорентабельный проект, а покупать подряд все активы – это не мой стиль ведения бизнеса. Прежде чем что-то купить, мы проводим полный анализ специфики предметной области бизнеса, эффективности проекта и возможность его развития. Очень часто на выходе, после проведенного анализа, вырисовывается совсем иная картина. Не исключено, что в будущем мы что-то купим. Пока детально говорить об этом рано.

Мераб Исакович, сегодня вы один из самых успешных бизнесменов на ресторанном рынке, президент Российской ассоциации франчайзинга. Как вы оцениваете темпы развития франчайзинга в России? Какие тенденции появляются, чего стоит ожидать?

Я вижу колоссальный потенциал развития культуры франчайзинга в России и за рубежом. Российский франчайзинг – явление очень молодое, но, несмотря на это, развивается быстрыми темпами и уже занимает довольно прочное положение на отечественном рынке. По оценке Международной Ассоциации Франчайзинга (IFA) средняя рентабельность инвестиций во франчайзинговом бизнесе за первые 10 лет работы составляет более 600%, а для обычных независимых предприятий за аналогичный период – только 300%. Доля же банкротства франчайзи за первые три года работы составляет всего 5%. Франчайзинг становится все популярнее в России среди предпринимателей, о чем свидетельствует рост количества франчайзинговых точек - 25% в год. Министерство экономического развития, понимая важность развития этого метода, ставит франчайзинг одним из приоритетов развития малого и среднего предпринимательства, активно субсидируя малый и средний бизнес, выделяя за счет бюджетных средств гранты начинающим бизнесменам. Российский бизнес уже созрел для перехода на новые рельсы высоких технологий, но у нас еще нет единой системы «одного окна». Для этого предстоит обновить законодательство, укрепить инфраструктуру финансового рынка, убрать избыточные административные барьеры и сократить бюрократические проволочки.

По вашему опыту, каков «социально-экономический» портрет сегодняшнего франчайзи «Г.М.Р. Планета Гостеприимства» и в целом на рынке?

Наши франчайзи – это успешные люди, с горящими глазами и желанием расти и развиваться. Многие партнеры являются владельцами ресторанов, которые добавили в свой портфель федеральные бренды Sbarro, «Восточный базар», «Елки-Палки». Я всегда лично встречаюсь с предпринимателем, который хочет купить франшизу на наш ресторан, чтобы понять, есть ли потенциал. Если вижу в человеке готовность заниматься бизнесом, определенный опыт, новаторство, структурированность мыслей, внутренний стержень – мы становимся партнерами, и я знаю, что у него все обязательно получится, он добьется успехов. Поэтому именно такие люди становятся нашими франчайзи и сегодня развивают бизнес в России.

Неужели с таким темпоритмом у Вас еще остается время на то, ради чего Вы работаете - семью?

Сохранить баланс между семьей и работой мне пока не удается. Работа отнимает слишком много времени. У меня прекрасная любящая жена, трое детей и замечательная мама – она просто героиня. Мечтаю выбраться с ними куда-нибудь за город, на природу и насладиться ее красотой. С возрастом я все больше начинаю осознавать, что не только мои года, но и мое время, а главное, близкие мне люди – мое настоящее богатство. Без их поддержки мне бы никогда, наверно, не удалось добиться всего того, что я имею сегодня.

Мераб Исакович, и последний вопрос, в чем секрет Вашего успеха?

С самого детства я усвоил одну истину – научится в жизни делать что-то одно, но отлично. По натуре я - перфекционист, и по окончании любого дела всегда вижу, что многое мог бы сделать лучше. Тем не менее, на сегодняшний момент и профессионально и личностно я живу той жизнью, которой хочу, которую выбрал сам. Это для меня самое главное достижение. Что важно, чтобы быть успешным?

Мне нравится выражение одного известного американского политика, по-моему, Германа Каина: «Успех – не ключ к счастью. Счастье – это ключ к успеху. Если вы любите то, что вы делаете, вы будете иметь успех».



«По своим правилам» Выпуск 4. ООО "АЛЕРИ ТЕХНО"
Hilton на выставке франшиз BUYBRAND Expo 2016
Рынок лабораторной диагностики: мнения лидирующих франчайзеров
Наша задача — увеличить долю российских брендов до 75%



Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Приятно видеть, как российский бизнес выстраивает свой успех и тиражирует его вместе со своими партнерами. В этом и есть суть франчайзинга – придумать и воплотить успешную идею, а затем повторять ее вновь и вновь»

Эндрю Уизерс
управляющий
директор
Southern Fried Chicken

Календарь событий


17:12, 08 декабря 2016г.   Войти / Выйти