Cвой взгляд на ритейл

Интервью независимого обозревателя Ерлана Журабаева с президентом FiNN FLARE Ксенией Рясовой специально для портала BUYBRAND Inform
19.12.2013 6706

Смотреть франшизы в Каталоге

Ерлан Журабаев: Вокруг всё больше говорят о наступивших трудных временах. В Россию они пришли с некоторым опозданием, но явно пришли. Ощущаете ли Вы это на себе? Принимаются ли в компании антикризисные меры?

Ксения Рясова: В нынешние времена у всех ритейлеров наблюдается снижение рентабельности. Цены на сырьё (например, хлопок, пух, мех) для производителей и арендная плата для сбытовиков заметно увеличивались, а розничные цены практически нет – не хватало платёжеспособного спроса. Однако накануне Нового Года накопилась масса предпосылок для роста цен на ряд товарных групп, чего и следует ожидать в 2014 году.

Антикризисные меры в компании принимаются уже давно, это позволило нам спокойно работать, в том числе в 2009-2010 годах, когда многие просели. Вот и сейчас мы находимся в лучшем положении, причем не только благодаря антикризисным мерам, но и потому что наш сегмент ориентирован на средний класс. А этот класс всё-таки растет, пусть даже преимущественно за счет увеличивающегося числа чиновников.

После кризиса 2008 года покупатель резко сместился из нашего сегмента в масс-маркет, и было очень тяжело. Многие, кто работал в среднем сегменте, ушли за покупателем – в масс-маркет. Мы этого не сделали, и покупатели постепенно вернулись к привычному уровню.

Нынешние антикризисные меры в FiNN FLARE – это, прежде всего, сокращение всех костов (затратных статей – прим. автора). В этих целях сокращен офисный персонал, и за счет этого мы сократили ФОТ, хотя выручка росла. Во многом это удаётся за счёт автоматизации процессов. Что касается рекламных расходов, то их даже увеличили. В целом же в 2013 году по сравнению с 2012 –м операционные расходы снизились.

Ерлан Журабаев: На фоне кризисных явлений в экономике в Россию продолжают идти новые глобальные игроки, усиливая конкуренцию в ритейле. Таким образом, нынешняя стагнация рынков накладывается на усиление конкуренции.

Ксения Рясова: В Россию в основном идут те мировые ритейлеры, которые работают в масс-маркет, а в нашем сегменте «средний/средний плюс» конкуренция растёт не так быстро. За последнее время могу отметить только приход Banana Republic. Но они открыли не так много магазинов, и наш ассортимент более эксклюзивный.

Ерлан Журабаев: Насколько я знаю, была проведена оптимизация сети FiNN FLARE с закрытием ряда точек. Чем это вызвано, и какова нынешняя динамика?

Ксения Рясова: Раньше открытие 30-40 магазинов в год было для нас привычным темпом, теперь он снизился. В 2012 году мы объявили о решении оптимизировать сетку. В уходящем году закрыли пять и открыли почти полтора десятка магазинов. Если мыслить категориями квадратных метров, то добавилось 3,5 тысячи «квадратов», убавилась тысяча. Итог: 2,5 тысячи квадратных метров новых торговых площадей. Сейчас у FiNN FLARE порядка 110 собственных магазинов в России и Казахстане, более 220 франчайзинговых точек, идёт перезаключение договоров с партнёрами. Рассчитываем на небольшой рост сети в будущем году – где-то на 5%.

В этом году мы продолжили развитие в регионах, к примеру, в Новосибирске был открыт 6-й магазин, в Брянске - второй, в Череповце – также второй магазин. Появились партнерские точки в Таганроге, Тюмени, Ханты-Мансийске, Нижнем Тагиле, Великих Луках, Орле. Сейчас для франчайзинговых отношений рассматриваются города с численностью от 350 тыс. человек.

Ерлан Журабаев: Устраивает ли Вас «качество» действующих и потенциальных франчайзи – сейчас многие франчайзеры жалуются на их нехватку. А франчайзи ряда сетей, в свою очередь, жалуются на задержки в поставке заказанных сезонных коллекций и хитов продаж.

Ксения Рясова: Адекватных франчайзи действительно мало, поэтому в компании акцент делается на развитие собственных точек, это обеспечивает гораздо более стабильное развитие. Именно так обстоят дела, к примеру, в глобальной сети Zara, где 97% приходится на корпоративные точки. А для России этот показатель у них и вовсе составляет 100%.

Мы не собираемся отказываться от франчайзи, среди них бывают и такие, которые отлаживают торговые процессы даже лучше, чем в некоторых наших собственных точках. Но немало партнёров губит жадность, которая ведёт к бедности. Я имею в виду чрезмерную экономию на рекламе, персонале, свете в торговом зале. Пытаемся их переубедить, но не всегда получается. Такие точки закрывались. В сети проводятся сезонные распродажи, чтобы обеспечить сменность коллекций и пополнить финансовые возможности для их оплаты. Однако, франчайзи часто отказываются от распродаж, «зарывая» свои оборотные средства и выбиваясь из общей кампании. Начинающим франчайзи не хватает опыта, и год-два у них, как правило, уходят на понимание того, как работает эта сфера.

Задержек в поставках в сети FiNN FLARE не бывает, но у нас длинный логистический цикл. Часто предоплата составляет 10%, остальное приходится на оплату по факту и с отсрочкой платежа. Если франчайзи выкупает весь товар, который он заказал на презентации, то он получает ретробонус в размере 6% от суммы выкупа. Это вопрос финансовой дисциплины.  



Когда пиццу начнут доставлять роботы?
Arena Space идет на Запад
Франшиза «33 Пингвина» открывает Китай и другие страны
Бенжамин Саймон о российском рынке, последних изменениях в компани
«Франшиза в хорошие руки» выпуск 1, 3-го сезона, франшиза MYBOX
2-я серия 3-го сезона проекта «ФРАНШИЗА В ХОРОШИЕ РУКИ». Красивое соревнование за СОВЕТСКИЕ АПТЕКИ



BUYBRAND EXPO 2018

Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Чтобы стать нашим франчайзи, надо пройти семь кругов ада. Но только так можно определить, что ему действительно это надо: владелец пароходов, который повелся на моду, вряд ли будет готов работать поваром на кухне»
Иван Зайченко
Основатель сети
«Сушкоф»

Календарь событий


09:34, 20 августа 2018г.   Войти / Выйти