Ресторанный бизнес в кризис

Эффективная стратегия развития
02.11.2015 12567

Смотреть франшизы в Каталоге

Микаелян Инга, ведущий аналитик РБК Исследования рынков

За последние несколько лет франчайзинг как стратегия развития получил широкое распространение на российском рынке общественного питания. В условиях ненасыщенности отечественной ресторанной индустрии многие как международные, так и отечественные компании стали активно привлекать партнеров для развития собственного бренда. Оправданность подобного шага была, во многом, обусловлена стремлением ведущих отечественных и международных операторов активно развивать бренд как на территории России, так и за ее пределами. Ограниченность финансовых ресурсов, необходимых для агрессивного развития, желание и возможность получения дополнительных дивидендов, а также незнание рынка, – все эти факторы и сейчас склоняют многих ресторанных операторов к развитию по системе франчайзинга. Согласно данным РБК.research, среди опрошенных 467 сетей, работающих в России, в 2015 году около 140 были представлены на рынке франшиз, что само собой говорит о востребованности и эффективности привлечения партнеров для экспансии сетевых ресторанных проектов. Наряду с этим, франчайзинговые проекты ежегодно доказывают свою жизнеспособность. Их число в стране неуклонно растет. Согласно данным РБК.research, сегодня в России 7 058 из 14 773 сетевых ресторанов, кафе и баров работают по франшизе. Таким образом, их доля составляет 48%. Заметим, что в мае прошлого года только 39% сетевых ресторанов были открыты по франшизе.

Действительно, даже в условиях сложного 2014 года, международные и отечественные сети благодаря развитию партнерской сети смогли существенно нарастить свое присутствие на территории страны. Об этом свидетельствуют первые строки рейтинга наиболее динамично развивающихся сетей. Их занимают российские и иностранные операторы, использующие франшизную модель. Например, «Суши wok» по данным РБК.research за май 2014 года – май 2015 года открыл на территории страны 116 новых суши-магазинов. Крайне высокие темпы развития новых ресторанов демонстрирует и томская сеть кафе-мороженых «33 пингвина», открывшая на территории страны 102 новых заведения. Ольга Степико, руководитель отдела франчайзинга торговой марки, видит причину успеха в том, что «компания не делает ставку только на развитии сети в столице или только на освоение регионов». «Стратегия работает в обоих направлениях: с 2006 года продолжается развитие и рост франчайзинговой сети в регионах, в последние годы успешно работающая бизнес-модель вышла на столичный рынок. За это время сформирован франчайзинговый пакет, учтены особенности и нюансы, найдены пути решения и разработаны превентивные мероприятия по минимизации рисков, возникающих у действующих франчайзи, уточнены расчеты и бизнес-план» – отмечает она.

2014 год оказался также удачным для KFC и Burger King, которые за последний год благодаря франчайзи открыли соответственно 94 и 88 фаст-фуд ресторанов в России. И таких успешных примеров довольно много. Видя успехи своих конкурентов, обусловленные активным развитием благодаря расширению партнерской сети, McDonald’s, довольно критически рассматривающий применимость стратегии франчайзинга в российских реалиях, впервые за последние годы работы в России в августе текущего года отступил от собственных правил. Фаст-фуд гигант заключил крупный договор франчайзинга с компанией ООО «ГиД». В рамках партнерства  в Кемеровской, Новосибирской, Томской областях и Алтайском крае будут открыты до 20 ресторанов McDonald’s. Однако, следует вспомнить и про дочку «Росинтера» компанию «Развитие РОСТ», которая в 2012 году получила право открывать рестораны McDonald’s в крупнейших транспортных узлах. Хотя на сегодняшний день по франшизе открыт лишь 1 ресторан в аэропорту Пулково.


Впрочем, события, произошедшие в 2014 году, не могли не сказаться на спросе на франшизы. В 2014-2015 годах существенно сократились запросы на их покупку. Об этом откровенно говорят ряд операторов. Андрей Занин, директор по развитию «Стардог!s», в своем эксклюзивном интервью для РБК.research заявил, что «количество обращений по франчайзингу частично снизилось относительно прошлых лет, что обусловлено, прежде всего, существенными изменениями в действующем законодательстве, большими проблемами в вопросе кредитования, зачастую необъяснимым уровнем арендных ставок по торговой недвижимости». Сергей Жарков, директор по франшизе «Воккер», также отметил некоторые изменения, произошедшие за последний год в поведении начинающих предпринимателей. «В прошлом году было много интересующихся и желающих приобрести франшизу с надеждой на банковское кредитование, сейчас же приходят те, у кого есть средства и они готовы их выгодно вложить» – заявил эксперт. Наряду с этим, Сергей Жарков отметил, что «потенциальный партнер тщательно взвешивает объем инвестиций, сроки окупаемости и арендные ставки». «Высокие ставки и сложности в получении кредита, ограничивают число потенциальных инвесторов, а сложная экономическая ситуация в целом заставляет людей внимательнее изучать условия франшизы и оценивать риски» – соглашается с мнением коллеги Серов Илья, генеральный директор УК «Фуд-Мастер».

Действительно, с июля по декабрь 2014 года ЦБ РФ повысил ключевую ставку с 8% до 17% годовых, таким образом, ограничив доступ к дешевым кредитам. В результате данных процессов многие ресторанные проекты были вынуждены отказаться от планов по дальнейшей экспансии в России. Спрос на франшизы  ресторанов, требующих значительных инвестиций, стремительно упал. Продовольственное эмбарго, рост цен на продукты питания, а также снижение доходов населения в наибольшей степени сказались на сетевых ресторанах с обслуживанием. Рост издержек на фоне сокращения трафика сети, привели к закрытиям как собственных, так и франчайзинговых заведений ряда крупных ресторанных проектов. Наиболее активно в СМИ обсуждались проблемы, возникшие у сетей «Япоша» и «Евразия», не стали исключением и такие проекты «Росинтера», как «Планета Суши» и «IL Патио».

Наблюдая данные процессы, российские предприниматели более осторожно подходят к процессу покупки франшиз, предпочитая сотрудничать с известными и надежными брендами. Последними зачастую становятся рестораны быстрого питания, которые являются как наиболее стрессоустойчивыми, так и требующими относительно небольших объемов вложений. Данные качества сегодня в наибольшей степени приветствуются инвесторами.

Вера в светлое будущее есть и у самих игроков рынка, развивающихся в рамках сегмента быстрого питания. Они в унисон говорят об устойчивости рынка к кризисам. В этом уверена Агнесса Осипова, президент Baskin Robbins: «Как правило, кризис не очень сильно затрагивает фаст-фуд. В группе риска, в основном, находятся заведения со средним чеком от 2 тыс. руб.». Аналогичного мнения придерживается и Мераб Бен-Эл (Елашвили), президент ресторанного холдинга «Г.М.Р. Планета Гостеприимства». Он отметил, что по итогам 2014 года «больше всего пострадали рестораны формата table service medium-сегмента, фуд-корт же практически не испытал на себе снижения активности гостей». «У нас уже сформировалась культура питания вне дома, поэтому вряд ли люди, пришедшие в кинотеатр или за покупками в ТРЦ, не зайдет перекусить на фуд-корты» – объясняет он. С некоторым воодушевлением к кризису относится и крупный региональный игрок «Фуд-Мастер». Илья Серов, генеральный директор компании, убежден, что «рестораны быстрого обслуживания «Вилка-Ложка» получили великолепный шанс для развития». Подобный позитивный настрой самих игроков вселяет уверенность в их действующих и потенциальных партнеров. Некоторым положительным моментом могут стать и действия мегарегулятора. С начала года, ЦБ РФ постепенно снижал ключевую ставку: в феврале 2015 года она опустилась до 15%, в апреле до 12,5%, а в начале августа составила 11%. Сложившиеся условия на сегодняшний день делают более доступными кредитные продукты, в этой связи в конце 2015 года следует ожидать некоторого оживления спроса на франшизы ресторанных проектов, а также роста темпов экспансии сетевых ритейлеров. Однако, многое зависит и от курса рубля, определяющего инфляционные риски, а также уверенность граждан и самого бизнеса в завтрашнем дне.

Впрочем, сегодня и сами операторы ресторанного рынка предпринимают определенные действия для повышения интереса частного сектора к собственному бренду. Меры по поддержке франчайзи, а именно снижение паушального взноса с 12 тыс. долл. до 7,5 тыс. долл., несомненно, также стали антикризисными мерами, которые повысили доверие и интерес к Subway со стороны российских предпринимателей. Аналогичные меры по развитию франчайзинговой сети реализовал и Baskin-Robbins. Осипова Агнесса, президент ЗАО «БРПИ» в своем интервью РБК.research подтвердила, что «компания произвела запуск антикризисной поддержки малого и среднего бизнеса». Сеть Baskin Robbins в три раза снизила франшизный взнос для открытия нового кафе. Похожие меры реализовала и сеть KILLFISH. Для поддержки начинающих предпринимателей в течение лета компания предоставляет 50% скидку на паушальный взнос, который в денежном выражении составляет теперь 300 тыс. руб.

Подобные меры, а также спрос на недорогие франшизы, существенным образом отразятся на российском рынке. Ожидаемым событием является рост количества партнерских объектов, работающих в сегменте стрит- и фаст-фуда. По оценкам РБК.research, их доля сегодня составляет 80,5% от всех сетевых франчайзинговых заведений общественного питания. К концу 2015 года этот показатель будет выше.

Наряду с этим возрастет число франчайзинговых демократичных кофеен и кафе-кондитерских. В настоящее время появляется довольно большое количество недорогих предложений формата «togo», развиваемых преимущественно региональными игроками. Благодаря низким объемам инвестиций и коротким срокам окупаемости подобные франшизы набирают свою популярность, позволяя операторам стремительно наращивать свое присутствие в стране.

Впрочем, кризис 2015 года не обойдет стороной франчайзинговый рынок. В текущем году, несомненно, произойдут существенные изменения. По словам Геннадия Кочеткова, вице-президента Subway Russia, уже сегодня «однодневные концепции уходят с рынка, высвобождаются коммерческие помещения и идет процесс снижения арендных ставок». Очищение рынка, по мнению эксперта, позволит развиваться, прежде всего, успешным брендам. «Для наших франчайзи, действующих и потенциальных, это прекрасная возможность занять более выгодные локации. Subway – это очень гибкая бизнес модель. Наши франчайзи могут открыть ресторан практически в любой локации – на фудкорте, в стрит ритейле, на заправке, в аэропорту, в ВУЗе и т.д. Подобная «гибкость», во многом, является залогом активного развития бренда в России» – заметил он.

Думается, что известность бренда, накопленный опыт работы и налаженная бизнес-модель крупнейших отечественных и международных ресторанных сетей и в кризисном 2015 году позволит российским предпринимателям, решившим пройти школу франчайзинга, не только сохранить накопленные денежные средства, но и получить высокие дивиденды.




Когда пиццу начнут доставлять роботы?
Arena Space идет на Запад
Франшиза «33 Пингвина» открывает Китай и другие страны
Бенжамин Саймон о российском рынке, последних изменениях в компани
«Франшиза в хорошие руки» выпуск 1, 3-го сезона, франшиза MYBOX
2-я серия 3-го сезона проекта «ФРАНШИЗА В ХОРОШИЕ РУКИ». Красивое соревнование за СОВЕТСКИЕ АПТЕКИ
BUYBRAND EXPO 2018

Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Мы даем партнерам эксклюзив на город. Для франчайзи это намного интереснее, ведь можно спокойно продумывать рекламные кампании, развиваться, планировать открытие новых филиалов. Нет страха, что в его городе продадут еще несколько франшиз и часть клиентов с его рекламы фактически уйдет к конкурентам»
Шамиль
Ахмадуллин
Основатель сети
школ скорочтения

Календарь событий


05:36, 19 июня 2018г.   Войти / Выйти