Грузия и Закавказье: новые возможности для франчайзинга

25.01.2017 4477

Смотреть франшизы в Каталоге

Рынки Закавказья уже не первый год привлекают как российские, так и глобальные франчайзинговые компании. Летом 2017 года найти партнера для развития своего бренда на территории Армении, Азербайджана и Грузии поможет новая площадка - 1-ая международная выставка франшиз BUYBRAND Transcaucasia, которую организует компания EMTG в партнерстве с Торгово-промышленной палатой Грузии и при поддержке Минэкономразвития Грузии. BUYBRAND Transcaucasia-2017 пройдет 2-3 июня 2017 года в выставочном центре Expo Georgia.


Какие возможности развития и расширения бизнеса существуют на данный момент в Грузии, какие сегменты экономики наиболее привлекательны для франчайзеров, а также о том, какую роль может сыграть запуск новой специализированной выставки в Тбилиси, рассказывает г-жа Кетеван Бочоришвили, заместитель министра экономики и устойчивого развития Грузии:

Пожалуйста, охарактеризуйте рынок франчайзинга в Грузии?

В первую очередь хотелось бы подчеркнуть, что в Грузии создана очень комфортная среда, как для ведения бизнеса, так и для привлечения инвестиций. Достижения нашей страны в создании благоприятного бизнес-климата признаны несколькими международными институтами. В этом году Всемирный банк назвал Грузию в числе государств с наилучшими показателями модернизации и разместил нашу страну на 16-м месте в мире по простоте ведения бизнеса и на 1-м - в Европе и Центральной Азии.

Что касается экономической свободы, то Фонд "Наследие" ставит Грузию на 23-е место в мире и на 12-е - в Европейском регионе. Согласно «индексу коррупции» известной организации "Transparency International", Грузия улучшила свои показатели в рейтинге и занимает 48 место в мире, что делает ее одной из наименее коррумпированных стран в регионе Восточной Европы, включая государства ЕС.

Помимо вышесказанного, правовая система Грузии хорошо приспособлена для франчайзинга. Существует закон, в котором представлены четкие определения, условия и порядок исполнения договоров франчайзинга, что создает благоприятную и прозрачную среду для этого способа ведения бизнеса.

Что касается франчайзингового рынка в нашей стране, то он имеет относительно долгую историю. Самый первый объект по франшизе на Южном Кавказе был открыт именно в Тбилиси в 1999 году. В середине 2000-х этот сегмент пережил новую волну интереса, а после успешных реформ и нескольких лет устойчивого экономического роста, новые бренды начали быстро осваивать все регионы Грузии.

Сегодня  у нас ведут свою деятельность более чем 100 брендов, а 6 из 10 крупнейших франчайзинговых сетей в мире представлены в нашей стране. Только в последние несколько лет в Грузию зашли более 30 международных брендов. Например, на одной из площадей в Тбилиси работает 8 франчайзинговых объектов, и это без учета брендов fashion-сегмента.

Самыми насыщенными сегментами я бы назвала предприятия быстрого питания (фаст-фуд), fashion-сегмент, гостиничный бизнес и развлечения. Среди новых веяний можно назвать франшизы, ориентированные на бизнес-услуги и здоровье/красоту.

Как вы оцениваете потенциал грузинского рынка франчайзинга?

Мы считаем, что наша страна находится на границе Европы и Азии и имеет потенциал стать крупным центром по координации региональной деятельности. Приходя в Грузию, компании должны иметь в виду, что работая на этом рынке, они потенциально могут расширяться на территории Армении, Азербайджана и дальше – многие франчайзеры пошли именно таким путем после выхода на грузинский рынок.

В связи с ростом популярности Грузии у иностранных туристов, поддерживаемого активными государственными маркетинговыми кампаниями, наибольший рост будет наблюдаться в таких сегментах,  туризм, общественное питание и гостиничный бизнес. В 2016 году Грузия приняла 6,4 млн. иностранных туристов (по сравнению с 2015 годом рост составил 7,6%). По нашим оценкам, они потратили более 2 миллиардов долларов на территории нашей страны.

Отмечу, что увеличение доходов и покупательской способности местного населения будет привлекать новые бренды одежды, торговые и развлекательные бренды, а также новые сети быстрого питания. Я также считаю, что устойчивое развитие нашей экономики позволит привлечь больше брендов в новых секторах, таких как здоровье и красота, образование, бизнес-услуги и т. д. Стоит отметить, что в настоящее время франшизы в сегменте ритейла в основном представлены в столице Грузии, а это всего 30% местного населения. Таким образом, имеется достаточное пространство для выхода новых брендов и расширения присутствия уже представленных сетей.

Каково Ваше мнение о рынках франчайзинга Армении и Азербайджана?

Я считаю, что, несмотря на различие экономических структур, возможности обеих стран почти такие же, как и в Грузии. Развитие этих рынков пойдет примерно по тому же пути - большинство брендов, которые зайдут в эти страны, будут из индустрии моды, розничной торговли, гостиничного бизнеса и общественного питания.

В чем Вы видите перспективы рынка франчайзинга в Закавказье?

Региональные экономики будут и дальше развиваться и привлекать новые бренды. Те игроки рынка, которые представлены на данный момент только на одном рынке, будут расширяться на все три страны. Наиболее перспективными стратегиями являются интеграция деятельности на всех трех рынках и потенциальная экспансия в соседние страны из нашего региона. 
Опираясь на опыт Грузии, мы также предполагаем, что средние и крупные компании, которые традиционно были задействованы в других секторах, будут диверсифицировать свои портфели путем приобретений франшиз, так как это наименее рискованный способ ведения бизнеса.

Какие сегменты франчайзинга наиболее востребованы в стране? А какие самые перспективные?

В настоящее время наиболее насыщенным сегментом является фаст-фуд. В Грузии вы можете найти Wendy’s, Dunkin Donuts, Subway, Burger King, KFC, Texas Chicken, Domino’s Pizza, ELVIS American Dinner, McDonalds. 

Гостиничная индустрия в Грузии также очень насыщена и представлена 19 франшизами, известными во всем мире: InterContinental Hotels Group, Carlson Rezidor Hotel Group, MILLENNIUM Hotels and Resorts, Radisson BLU, Hotels & Resorts, Starwood Hotels and Resorts. Недавно в Грузии также открылись: Rixos Hotels, Crowne Plaza, Hotels & Resorts, Accor Hotels и Best Western Hotel. Не все эти отели находятся в столице Грузии, поэтому туристы и инвесторы могут найти хороший отель почти в каждом крупном городе или курорте. Последней большой новостью был выход на грузинский рынок Biltmore Hotel, первого отеля класса люкс в Грузии.

Что касается кафе и ресторанов, последний договор был подписан с HardRockCafé, а эта сеть заходит не в каждую страну, имея свои собственные высокие требования и критерии. В этом секторе также представлены: The Coffee Bean &Tea Leaf, Buddha-bar, Hard Rock café, Cigusta!, moka&more, Morelli’s GELATO, Paul.

Продуктовый ритейл представлен Carrefour (с 2012 года): 5 объектов в Тбилиси – 2 гипермаркета/3 супермаркета, а также SPAR (с 2014 года): 22 собственных объекта в Тбилиси, Кутаиси, Рустави.

Какие франшизы будут в первую очередь интересны бизнесмену из Грузии на Buybrand Transcaucasia Franchise Expo?

Я считаю, что любые новые и интересные франшизы в сегментах, которые еще не заполнены местными компании и международными брендами, будут интересны для местного бизнеса. Особо можно выделить бренды, которые смогут предложить франшизу средних по размеру гостиниц, а также другие франшизы, которые имеют отношение к туризму в целом.

Правительство активно поддерживает бизнес и в данный момент даже существует специальная программа стимулирования под названием “Производи в Грузии”, которая помогает гостиничным девелоперским компаниям приводить новые бренды в Грузию. Если кто-то решает начать гостиничный бизнес и строит отель в соответствии с установленными программой критериями, то правительство применяет механизм софинансирования с использованием специального процента по банковскому кредиту, а также платит роялти франчайзинговым компаниям в течение первых двух лет после открытия отелей в Грузии.

 Что вы думаете о предстоящем мероприятии Buybrand  Transcaucasia Franchise Expo? Каковы перспективы этой выставки? Нужен ли такой проект?

Прежде всего, это очень важное событие, которое поставит наш регион на карту франшиз международных брендов и привлечет их внимание. В то же время он позволит повысить уровень информированности о возможностях франчайзинга среди местного бизнес-сообщества. Таким образом, это будет взаимовыгодное мероприятие. Я считаю, что оно может стать ежегодным и будет в дальнейшем привлекать участников (потенциальных франчайзи) из других регионов. 

Подробнее о BUYBRAND Transcaucasia-2017

 



Hilton на выставке франшиз BUYBRAND Expo 2016
Рынок лабораторной диагностики: мнения лидирующих франчайзеров
Наша задача — увеличить долю российских брендов до 75%
Новая франшиза паназиатской кухни от «Росинтера»
Екатерина Сойак о новых проектах EMTG и качестве аудитории на BUYBRAND Expo
Тимур Ланский вывел на рынок мультиформатный бренд FOОDBAZAR
Как развивается региональный бренд на российском и международных рынках

Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Продавая франшизу, важно помнить: если что-то не работает у вас, с этим столкнутся и ваши партнеры. И неважно, какой толщины ваш франшизный пакет»

Анна Цфасман
генеральный
директор
сети кофеен
Double B

Календарь событий


14:12, 30 мая 2017г.   Войти / Выйти