Эквайринг и малый бизнес. Безнал неизбежен?

24.03.2018 1147

Смотреть франшизы в Каталоге

Салон красоты, автомойка или кондитерская – не столь важно, какой именно у вас малый бизнес. Важно то, что рано или поздно вы задумываетесь о том, насколько эффективно он работает. Насколько вас устраивают результаты его работы, удовлетворены клиенты, управляемы сотрудники. Неминуемо возникнет вопрос от необходимости изменений и трансформаций, соответствия текущему состоянию рынка, применяемых технологий, маркетинговых стратегий.

Одна из ощутимых точек соприкосновения интересов бизнеса и его клиента – система оплаты. «Наличные или карта?» – этот вопрос можно услышать в любом месте, где деньги обменивают на товар или услугу. Пластиковые деньги уже есть почти у всех, а терминалы для приема карт – пока нет и это не случайность или простая оплошность. В настоящей статье мы рассмотрим варианты расчетов с конечным покупателем, их плюсы и минусы и дадим предметные рекомендации читателю-предпринимателю.

Внедрение эквайринга – это вопрос времени. Во-первых, федеральный закон № 112-ФЗ обязывает торговые точки принимать безналичные платежи, если годовая выручка предприятия превышает 60 миллионов рублей. Для карт «Мир» порог и того ниже – 40 миллионов. Во-вторых, и у самих клиентов все чаще не оказывается банкнот и монет в кошельках. Вывод напрашивается сам собой – эквайринг. Но это не всегда необходимость. Зачастую систему безналичной оплаты можно использовать как дополнительное преимущество продавца.

Почему это выгодно?

Эквайринг (от англ. acquire – приобретать, получать) – это прием к оплате пластиковых карт, который осуществляется через платежные терминалы. На торговых или сервисных предприятиях (ТСП) ставят POS-терминалы – традиционный торговый эквайринг. Мобильные терминалы – mPOS-терминалы – обычно используются службами доставки, в ресторанах и других ТСП, где важна мобильность. Операция осуществляется уполномоченным банком-эквайером (от англ. acquiring bank).

У эквайринга есть ряд преимуществ по сравнению с наличной оплатой:

  • ·  Удобство
  • ·  Страховка от «фальшивок»
  • ·  Исключение воровства сотрудников
  • ·  Рост выручки



Эквайринг способен увеличить оборот торговой точки в среднем на 15-30%. Обоснование таких цифр простое – если у посетителей не оказывается с собой наличных денег, а такое случается все чаще, они просто-напросто отказываются от покупки, рассказывает Олег Шкинев, вице-президент холдинга ITG, в состав которого входят компании, обеспечивающие инфраструктуру безналичных платежей для банков.

По данным Центробанка, в третьем квартале 2016 года россияне 3385 миллионов раз оплатили покупки картами в точках продаж, а в третьем квартале 2017 года этот показатель составил уже 4677 миллионов. Таким образом, частота использования карт в точках продаж выросла за год на 38%.

«Для клиентов расплачиваться карточкой не только удобно, но и выгодно. Основными драйверами рынка выступают банки, предлагающие клиентам широкий спектр привлекательных платежных продуктов с самыми разнообразными дополнительными сервисами, такими, как кешбэк, различные программы лояльности, призванные стимулировать эмиссию карт и их активное использование. Для конечного потребителя оплата банковской картой становится не только более удобной, но и зачастую более выгодной, чем расчет с торгово-сервисным предприятием наличными. Расширяется диапазон способов оплаты: POS-терминалы умеют обращаться не только с банковскими картами, но и с платежными приложениями (Alipay, Android Pay, Apple Pay, Samsung Pay). Вполне возможно, что в скором времени широкое распространение получат и платежи с помощью QR-кодов, как это уже произошло в Китае. Со временем объем безналичных платежей однозначно будет расти», – рассказывает эксперт эквайринговой компании INPAS Андрей Пелин.

Важным аргументом за безналичный расчет является и вопрос безопасности. Так, до сих пор предприниматели часто сталкиваются с проблемой фальшивых купюр. Например, в III квартале 2017 года, по данным ЦБ, в России было выявлено 11 тысяч фальшивок. Порой именно подобные случаи подталкивают бизнесменов на установку POS-терминалов.

Малые предприятия отмечают и сокращение издержек после перехода на безналичные платежи. Уменьшаются затраты на обслуживание бумажной денежной массы. Платежи полностью прозрачны и защищены, а движение денежных средств происходит намного быстрее, чем при работе с наличными. Переход на безналичный расчет спасает от еще одной «беды» мелких торговых точек – воровства со стороны персонала. 

«Если при работе с наличными недобросовестный продавец может провести товар или услугу в обход кассы, то с внедрением эквайринга обманщиков легко вывести на чистую воду. К примеру, кассир рассказывает, что гостей сегодня не было. А управляющий видит, что терминал был выключен, отсюда и отсутствие транзакций. Случай из практики: после запрета оборота наличных на территории комплекса отелей выручка предприятия выросла на 40%, а заметная часть персонала уволилась, потеряв дополнительный источник дохода», – говорит Андрей Пелин.

Банк или не банк?

Чтобы внедрить эквайринг, нужен провайдер. Вариантов два: банк или независимая компания. В чем разница и кого выбрать? Для наглядности обратимся к сравнительной таблице.

Критерии

Банк

Независимая компания

Ставка торговой уступки

От 2 до 4%. Рекламируемые ставки в 1,5% зачастую недоступны для среднего и малого бизнеса.

Фиксированная ставка от 1,7% до 2%.

Требования к обороту бизнеса

При обороте менее 300 тысяч рублей в месяц ставка торговой уступки составляет больше 2%.

Нет

Заключение договора

Требуется личное присутствие на всех этапах: от заявки до получения терминала.

Сотрудник компании сам приезжает к клиенту для подписания документов и установки, а также настройки POS-оборудования.

Обслуживание

Счета конкретного банка

Счета любого банка

POS-оборудование

Только аренда

Единоразовая покупка, покупка в рассрочку, аренда.

Поддержка малого и среднего бизнеса

В приоритете крупные клиенты

Круглосуточная техподдержка, решение проблем без выезда инженера на объект для любого бизнеса.

В итоге

Эквайринг – это не только необходимость, это зачастую преимущество для представителей малого и среднего бизнеса. Чтобы установить в торговой точке систему безналичной оплаты, можно идти двумя путями: обратиться либо в банк, либо в независимую компанию.

В России сейчас более популярен первый вариант, но тенденция начинает уходить в сторону Запада, где посредником между банками и средним и малым бизнесом выступают чаще всего независимые компании – поставщики платежных услуг, которые также называются провайдерами платежных сервисов (PSP, payment service provider).

Это стало особенно заметно после 2014 года, когда из-за кризиса интерес банков к обслуживанию малого бизнеса заметно снизился. Тогда на арене появились PSP-компании, которые сейчас активно создают конкуренцию банковскому эквайрингу за счет более выгодных условий. Российские PSP-компании, как правило, это успешные дистрибьюторы POS-терминалов и производители соответствующего программного обеспечения. Например, крупнейшая из них – компания INPAS, которая является официальным дистрибьютором POS-терминального оборудования VeriFone и Pax. Она развивает сервис «Прими карту!» для малого и среднего бизнеса, который включает в себя установку POS-терминала, его подключение к банку и сервисную поддержку.

Бизнесмены стали чаще предпочитать «независимый» эквайринг банковскому из-за ряда преимуществ:

  • ·  PSP-компания не предъявляет требований к обороту бизнеса;
  • ·  У PSP-компаний ниже ставка торговой уступки: от 1,7% по сравнению с 2% у банка. Кроме того, у независимых компаний она фиксированная;
  • ·  Банки выдают POS-оборудование только в аренду, а PSP-компании позволяют его приобретать, в том числе в рассрочку;
  • ·  Независимая компания позволяет клиенту работать с любым банком;
  • ·  Банк заключает договор только на месте, PSP-компании – удаленно;
  • ·  Независимые компании предоставляют круглосуточная техподдержку и возможность дистанционного решения проблем, банки же не делают ставку на сервисное обслуживание.

Каждый бизнесмен сам делает вывод о необходимости установки систем безналичной оплаты. Однако стоит констатировать, что рисков в таком случае явно меньше, чем ощутимых преимуществ. С эквайрингом владелец бизнеса сможет исключить воровство своих же сотрудников, обезопасить себя от проникновения фальшивых купюр, создать удобство для клиентов и в конечном счете увеличить выручку.



Когда пиццу начнут доставлять роботы?
Arena Space идет на Запад
Франшиза «33 Пингвина» открывает Китай и другие страны
Бенжамин Саймон о российском рынке, последних изменениях в компани
«Франшиза в хорошие руки» выпуск 1, 3-го сезона, франшиза MYBOX
2-я серия 3-го сезона проекта «ФРАНШИЗА В ХОРОШИЕ РУКИ». Красивое соревнование за СОВЕТСКИЕ АПТЕКИ
BUYBRAND EXPO 2018

Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Мы даем партнерам эксклюзив на город. Для франчайзи это намного интереснее, ведь можно спокойно продумывать рекламные кампании, развиваться, планировать открытие новых филиалов. Нет страха, что в его городе продадут еще несколько франшиз и часть клиентов с его рекламы фактически уйдет к конкурентам»
Шамиль
Ахмадуллин
Основатель сети
школ скорочтения

Календарь событий


23:21, 22 июня 2018г.   Войти / Выйти