Примерочная России I

Обзор одёжного и обувного франчайзинга. Часть 1
06.08.2012 4971

Смотреть франшизы в Каталоге

Ерлан ЖУРАБАЕВ

Российский рынок одежды вошёл в шестерку крупнейших в Европе. Мы в одном ряду с модными грандами – Великобританией, Германией, Испанией, Италией, Францией, чьи одежные розницы вовсю терзает кризис. Россияне же благодаря национальным особенностям и высоким ценам на нефть, которая лишь несколько снизились в самое последнее время, тратят на одежду больше европейцев. В целом во франчайзинговом секторе российской экономики на одёжно-обувной и аксессуарный ритейл (далее для краткости – одежный ритейл) приходится львиная доля – 46% (см. диаграмму). 

* * *

Реалии и тенденции

За последние пять лет на рынке одежды и обуви имеет место устойчивая тенденция к росту, что неизменно привлекает к нам иностранные бренды и розничные сети. По экспертным оценкам, в прошлом году рост российской одежной розницы составил около 10%. При этом по данным 2010 года, доля отечественных легальных производителей одежды составила около 22%. Таким образом, на импорт приходится 78%. Но лишь половина его ввезена в РФ на законных основаниях – во многом благодаря франчайзинговым отношениям. Ведь к атрибутам франчайзинга относится и безусловно прозрачная отчетность. Более 50% всей легальной импортной одежды, в том числе брендовой,поставляется из Китая.

Источник: компания EMTG

По результатам исследований компании «МаркетМастерс», проведенного в декабре 2011 года, в структуре российского рынка одежды около 53% занимают 11 городов-миллионников. На одну лишь Москву приходится порядка 18% всех продаж одежды, питерский процент – 13%. Но доля Москвы устойчиво и быстро снижается: в 2004 году, по данным исследования, она составляла порядка 40%, в 2006 году – 25,6%, в 2009 – 21%, теперь – 18% от общероссийских объемов одёжной розницы. Рост московского рынка одежды за период с 2009 года составил порядка 15%, региональных же рынков – 25-30%. При такой динамике уход в регионы стал основным трендом: там созрел долгожданный средний класс, та самая аудитория, на которую ориентируется подавляющая часть брендов.

Если говорить отдельно об обувном франчайзинге, то в нем выделяются системы, сложившиеся где-то к середине 2000-х годов. Они остались ведущими игроками: «Эконика», Tervolina, Carlo Pazolini, «Обувь Monarch», Zenden, «Эколас». Но ныне в РФ присутствует и более 20 глобальных обувщиков, в том числе ECCO, Geox, Camper, Salamander, HOGL и др. Подавляющее большинство из них развивается по франчайзингу.

В некоторых случаях Россия послужила испытательным полигоном для новых проектов иностранных франчайзеров. К примеру, в Омске открылся первый франчайзинговый магазин I Love Italian Shoes – сборник итальянских марок итальянских правообладателей.

Порой среди иностранцев случаются и отказы от начатого франчайзинга. Среди «отказников» оказались бренды Sprandi и Shkers.

Если поначалу преобладали франшизы-мультибренды от оптовиков, получающих товар из разных источников, то с появлением новых игроков, стало больше монобрендов. Однако владельцы монобрендовых франшиз, как правило, разрешают дополнять до трети от своего ассортимента другими марками, поскольку в обувном деле труднее, чем в одёжном, обеспечить разнообразный выбор. В целом же в российском партнёрском бизнесе обувных франшиз мало в сравнении с одёжными. Но этот бизнес достаточно привлекателен для инвесторов: спрос на обувь стабилен, и даёт относительно быстрый оборот денежных средств. В регионах минимальной инвестиционной суммой на открытие франшизного магазина считаются 1-1,5 млн руб. При этом франчайзи очень часто сравнивают покупку обувной франшизы с франшизами магазинов одежды – это, так сказать, ягоды одного поля.

В рейтинге крупнейших розничных сетей России (одежда, обувь, аксессуары), подготовленном INFOLine и Retailer magazine, почти не осталось локальных сетей, работающих лишь в одном городе. Более 90% крупных ритейлеров развиваются как минимум в двух городах-миллионниках. Что касается столицы, то здесь представлено рекордное число брендов и их магазинов. Здесь же, как правило, открываются пилотные точки. И при дальнешем развитии сетей франчайзеры очень часто оставляют Москву за собой, а франчайзинг двигают в регионах.

В городах с населением от 500 тыс., но менее миллиона, операторы в соответствие с покупательским спросом, тяготеют к одежным франшизам, работающим в демократичном ценовом сегменте. Федеральные сети не всегда в достаточной мере учитывают это обстоятельство и некоторые франчайзинговые точки там закрываются. А чаще просто изначально не появляются фэшн-бренды. Для городов менее 500 тыс. время франчайзингового одежного бума ещё не пришло, но на подходе. Кризис, естественно, может смешать все карты, особенно в регионах.

Кризис

В трудные времена активизировалось укрупнение субъектов рынка через слияния и поглощения, но приход всё новых игроков, в том числе из стран, в наибольшей степени поражённых кризисом, сдерживает его монополизацию и рост потребительских цен.

В начальный период кризиса произошло падение продажв российском фэшн-франчайзинге: покупатели ушли в дисконты. Но уже в 2010 ситуация стала быстро выправляться. В 2011 – очень хороший подъем продаж. Нынешний год, увы, вновь становится годом скидок почти для всех брендов. Сейчас экономическая ситуация и в Европе, и у нас, мягко говоря, неустойчивая, наш одёжный рынок может покатиться под горку вместе с баррелем нефти.

В целом же, как ни странно, глобальный кризис выявил, в том числе и в России, новую манеру потребления: покупатели отдают предпочтение относительно дорогим товарам, которые уже приобретали; ценят дизайн и стиль, долговечность настоящей вещи; отказываются от несистемных покупок. В связи с этим многие люксовые фэшн-ритейлеры даже увеличили свою прибыль после 2010 года, но не все, конечно. Сработала покупательская лояльность любимому бренду. Поведенческий мотив примерно таков: «Когда и так всё вокруг плохо и нет настроения, порадую-ка я себя приобретением любимой вещицы». Правда, как отмечалось на форуме Fashion Retail Russia потребитель снизил частоту потребления и перераспределился по сегментам.

Дебюты в России

Фактов пришествий в Россию новых брендов, особенно в Москву и СПБ, немало и они буду продолжаться. Приведу несколько характерных примеров.

В июле известный розничный оператор Jeans Symphony продолжил расширение своего портфеля зарубежных торговых марок. Теперь Jeans Symphony будет представлять на российском рынке английский бренд Bench. Уже в новом сезоне он будет представлен в сетевых мультибрендах Jeans Symphony – JS Casual и JS Selected – с осенне-зимней коллекцией.

Ежегодно Bench представляет две основные коллекции (SS и FW), каждая из которых разделена на мужскую и женскую линии в стиле urban fashion. Яркие коллекции и оптимальное сочетание цены и качества позволили Bench присутствовать в 30 странах Европы и Северной Америки.

Несколько слов о Jeans Symphony. Компания была образована в 1995 году и теперь входит в число лидеров российского рынка по продажам одежды и аксессуаров в стиле casual. Jeans Symphony является эксклюзивным дистрибьютором на территории РФ следующих брендов: Bench, Scotch&Soda, Pierre Cardin, Ben Sherman, Pepe Jeans London, Buffalo by David Bitton, Pioneer Jeans, No Excess, Gin Tonic, Bayonne, Celio, Six, Camaieu. Компания владеет двумя мультибрендовыми сетями – магазины JS Casual и JS Selected. У неё есть и сеть монобрендов: Scotch&Soda, Pepe Jeans London, Guess Jeans, Pierre Cardin, Ben Sherman,Tom Tailor, Celio, Six и Camaieu, собственный интернет-магазин.

О других недавних дебютах. В столице открылся первый монобренд дорогой свадебной одежды и аксессуаров Vera Wang (он вообще первый в Восточной Европе). В отдельном двухэтажном бутике на Кузнецком мосту представлена полная кутюрная коллекция, которая недавно демонстрировалась в Нью-Йорке. Средщи клиентов этой марки: Виктория Бэкхем, Дженнифер Энистон, Ума Турман, Шэрон Стоун, Джуди Фостер.

Компания «Дива», развивающая сеть магазинов бижутерии diva, выводит на российский рынок новый бренд Lovisa. Первые магазины этой марки запущены в Москове и в Нижнем Новгороде. Всего до конца года планируется открыть порядка 30 точек Lovisa в Москве, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках.

Случаются и дебюты в РФ окрепших сетей из ближнего зарубежья. Компания «Интертоп», крупный оператор обувной розницы в Украине, открыла представительство в России и до конца года собирается запустить первые пять магазинов (стандартный размер – 450-600 кв. м). В России для компании есть свои плюсы и минусы. Наш рынок в разы больше украинского и демонстрирует рост, но у нас «Интертоп» лишен важного самостийного преимущества: дома у него эксклюзивные права на продажу обуви брендов Ecco и Geox.

В октябре в Экспоцентре на выставке BUYBRAND 2012 будут демонстрироваться новые для России одёжные концепции. Их будут представлять итальянские бренды Motivi, Fiorella Rubino, Marina Yachting, 18CRR81 Cerruti, испанский – Punt Roma, греческие – Fulah Sugar, Ice Gallery, Tsagarakis, немецкий бренд Lagerfeld и др.

Повадки партнеров: зарубежных и наших

Для иностранных компаний российский одёжный и обувной рынок, несмотря на ужасы инвестклимата, привлекателен масштабом и пока высокими темпами роста. Подстёгнутая кризисными явлениями в мировой экономике активность зарубежных правообладателей открывает новые бизнес-возможности для российских малых и средних предпринимателей.

Показателен тот факт, что некоторые ушедшие во время кризиса бренды, сейчас стремятся вернуться, хотя понимают, что время в какой-то мере упущено и конкуренция подросла. Наиболее распространенным способом захода в нашу страну является подписание договора мастер-франчайзинга либо дистрибьюторского договора.

Проблема в работе с российскими партнерами в том, что из-за широкого использования ими теневых схем иностранным правообладателям не всегда удаётся в должной мере контролировать финансовые потоки в цепочке «фабрика-представитель-оптовик», и часть денег просто исчезает из поля зрения. Среди зарубежных правообладателей, уже поработавших в России, утвердилась тенденция на отказ от услуг российских партнёров. По прошествии нескольких лет франшизы в таком случае ликвидируются (обычно не продляются договоры), что часто сопровождается репозиционированием марок. Дело в том, что иностранный правообладатель через российского партнера уже «врос» в рынок, обзавелся необходимыми деловыми и коррупционными связями, усвоил правила поведения и чувствует себя в силах единолично выжимать из конъюнктуры всё, что возможно.

Относительно редко российские одежные ритейлеры «запускают» франчайзинг на основе собственных марок. Последний яркий пример – производитель женской одежды «Фэшнстайл», начавший развивать франчайзинговый проект под брендом Endea в 2011 году. Уже работают десять фирменных магазинов, в ближайшие пять лет планируется увеличить партнерскую сеть на 60 точек, ближайшие открытия – в Тюмени, Барнауле, Иркутске, Курске, Оренбурге. По словам Светланы Васехо, генерального директора компании «Фэшнстайл», благодаря изделиям среднего ценового сегмента новые точки Endea будут открываться и в городах с населением от 200 тыс. человек.

Ещё раньше в этом направлении – без опоры на иностранных правообладателей – проявил себя один из крупнейших российских одежных ритейлеров «Глория Джинс». Импортозамещающая стратегия этой компании достигла таких успехов, что появились дерзкие планы выйти на рынки таких стран-производителей одежды, как Китай, Бразилия, Иран и Вьетнам со своими марками. Но в целом для российской одёжной розницы характерно ярко выраженное доминирование иностранных брендов.

Во второй части данного обзора, который мы опубликуем через несколько дней, речь пойдёт:

- О жалобах франчайзи, работающих в данном сегменгте;

- О перспективных направлениях и регионах развития ритейла в РФ.



Приключения американца с франшизой в России
«Когда есть мечта, то как-то везет».
7 советов начинающим франчайзи
Основатель франшизы кофеен "Правда кофе" в видеоблоге Екатерины Сойак
СТРОИТЕЛЬНАЯ ФРАНШИЗА "Ависта Модуль Инжиниринг"

Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Мы даем партнерам эксклюзив на город. Для франчайзи это намного интереснее, ведь можно спокойно продумывать рекламные кампании, развиваться, планировать открытие новых филиалов. Нет страха, что в его городе продадут еще несколько франшиз и часть клиентов с его рекламы фактически уйдет к конкурентам»
Шамиль
Ахмадуллин
Основатель сети
школ скорочтения

Календарь событий


06:12, 15 декабря 2018г.   Войти / Выйти