Примерочная России II

Обзор одёжного и обувного франчайзинга. Часть 2
14.08.2012 4884

Смотреть франшизы в Каталоге

Ерлан ЖУРАБАЕВ

Вашему вниманию предлагается вторая часть обзора, в которой речь пойдёт о жалобах франчайзи, работающих в данном сегменте, и о перспективных направлениях и регионах развития.

* * *

Жалобы франчайзи на систему

От «одёжно-обувных» франчайзи, особенно начинающих, можно услышать три категории жалоб в адрес сетевых стандартов:

- Франчайзеры штрафуют за возврат стоков. К тому же при возврате товара за границу возникают дополнительные расходы в связи с пошлинами, которые им «никто не компенсирует». Франчайзи несут убытки из-за того, что механизмы возврата остатков «не проработаны и не определены юридически».

- «Неделимая целостность» коллекций мешает продажам на региональном рынке со своими особенностями. Франчайзеры не прислушиваются к «местечковым» мнениям по усечению коллекций.

- То же самое касается «неприкосновенности» цен: мол, не учитывается специфика местного платёжеспособного спроса. Вот если загнуть цены вниз, дело пойдёт…

Надо сказать, что все три категории претензий – неправомерны. Возврат стоков во франчайзинге, как и в любом бизнесе, – договорной вопрос. Как договоритесь, так и будет (или должно быть). Если в пакете документов, подписанных между сторонами, этот вопрос не оговорён, то с какой стати франчайзер должен забирать стоки франчайзи? Если, как жалуются франчайзи, механизмы возврата остатков не проработаны и не определены юридически, то кто мешал партнерам настаивать на этом в период переговоров? Другое дело пойдут ли им навстречу. Не будем забывать, что младший партнёр сохраняет юридическую самостоятельность: он ведёт свой бизнес с собственными рисками, но при содействии старшего партнера. Степень и формы этого содействия оговорены в договоре. Иначе претензии (между прочим, потенциально взаимные) могут множиться до бесконечности. К примеру, почему бы франчайзи не потребовать от франчайзера заодно гасить штрафы от санитарной или пожарной инспекции, заявив ему: «ведь это ваш бренд!»? С другой стороны, франчайзера может «осенить» потребовать от своих младших партнеров полностью компенсировать общесетевые расходы на рекламу.

Нормальная практика со стоками выглядит следующим образом. Франчайзи – это независимый хозяйствующий субъект, весь заработанный доход принадлежит ему (за вычетом оговоренных платежей). Но и весь заработанный убыток за непроданный товар также принадлежат ему, если иное между ними не прописано. По франшизе, как и в любом бизнесе, запросто можно потерпеть убытки, тем более в первое время. Просто франчайзинг – это, при других равных условиях, более надежный бизнес за счет содействия сети. Но оно имеет пределы, поскольку партнеры не слились в экстазе, а только вежливо помогают друг другу выживать в рыночной стихии.

Соответственно и за границей проблема стоков оговаривается между партнёрами юридически, от страны к стране и от правообладателя к правообладателю наблюдаются разные практики. Есть и такие операторы, которые принимают стоки. Так, некоторые испанские одёжные сети обычно работают по схеме: отправка товара – оплата от франчайзи при получении – остатки отсылаются обратно и распродаются в Испании. Но ничего даром не бывает, значит, их условия хуже в чем то другом.

Что касается коллекции, то это один из сутьевых элементов концепции. Не нравится концепция – не работай с ней. Правообладатель не будет корежить выверенные годами параметры под индивидуальные запросы младшего партнера, если только это не мягкий франчайзинг, о котором ещё пойдёт речь. В типовом франчайзинге ты женишься на всей девушке по имени Консепсьён, со всеми сторонами её устоявшегося характера. Это ты, жених, франчайзи, подстраиваешься под её якобы «трудный» характер, а не она под твой.

Теперь о ценовой политике. Это также прерогатива владельца франшизы. Они едины для всех точек в данной стране – своих и франчайзинговых. Только франчайзер определяет все «фирменные» параметры и стандарты, включая, естественно, и столь важный, как розничные цены. Свобода выбора в том, чтобы купить эту франшизу или другую.

Мягкий франчайзинг и смешанный ассортимент

Порой, однако, в ритейле встречается так называемый мягкий франчайзинг, когда франчайзер позволяет серьезные вольности младшим партнерам. Например, добирать в магазин марки посторонних производителей и таким образом формировать собственные смешанные коллекции. Рассмотрим эту ситуацию на примере белорусской торгово-производственной компании Milavitsa, активно работающей на динамично растущем российском рынке женского белья. На этот сектор приходится 10,5% всего рынка готовой одежды в РФ. По данным Esper Group, продажи белья в 2011 году достигли 4,36 млрд евро, что на 14,2% больше, чем годом ранее.

Но и конкуренция в этом бизнесе ужесточилась, особенно в бюджетном и среднем ценовых сегментах, в которых работают 312 магазинов Milavitsa, поставлена цель к 2015 году довести их количество до 500. Компания стала одним из лидеров региональных продаж, однако есть и более крупные игроки.

Держателем мастер-франшизы Milavitsa в России является ЗАО СТК «Милавица». По словам его гендиректора Николая Долгого, инвестиции франчайзи в запуск магазина составляют в среднем 1,8-2 млн руб. Роялти и паушальный взнос отсутствуют. И вот что главное для франчайзи с тягой к самостоятельности в формировании коллекций в своём магазине и креативным решениям: более 700 моделей Milavitsa позволяют франчайзи самим сформировать ассортиментную матрицу при обязательном условии, что она минимум на 70% должна состоять из продукции, произведенной в компании, добирая и товар посторонних производителей. Помимо России белорусский бренд со своим мягким франчайзингом работает ещё в 13 странах, в т. ч. западноевропейских.

На бельевом рынке России стоит отметить и такое явление, как рост продаж у операторов, предлагающих белье в составе более широкого (небельевого) ассортимента (например, H&M и Oodji). Правда, параллельно растут и специализированные сети, часто франчайзинговые, моно- и мультиформата. Причём мультибрендовый формат становится всё более популярным, особенно в регионах. Совсем свежий пример: Jeans Symphony, российский оператор марок Guess Jeans, Camaieu, Pierre Cardin и HilfigerI Denim, Tom Tailor, Ugg Australia Pepe Jeans, отныне параллельно занимается созданием монобрендовой голландской сети Scotch&Soda. Jeans Symphony будет её развивать на франчайзинговой основе.

Перспективы: форматы и регионы

В России, по данным европейской статистики, уже представлено более 41% транснациональных сетевиков. Для сравнения, в Великобритании их 57,6%. Цифры, как видим, сопоставимые, хотя ещё есть куда расти. Если не обострится глобальный кризис, то концентрация топовых брендов в Москве будет расти и в текущем году. Число марок в наших ТЦ всё ещё заметно уступает западному разнообразию. Поэтому наши торговые галереи по пулу арендаторов часто схожи, и предстоит активная фаза борьбы новых торговых марок за место под солнцем российской розницы.

Какие направления или форматы развития одежно-обувного франчайзинга будут особенно «актуальны» в нашей стране в ближайшую пятилетку? Какие регионы наиболее перспективны?

Светлое будущее ожидает формат аутлетов, который только-только начал развиваться в России. Российский рынок может повторить успех Европы и США в девелопменте аутлет-центров, где их история насчитывает более 40 лет. В современных условиях они имеют успех, поскольку экспансия сетей с ростом числа магазинов и глобальный кризис привели к небывалым объемам невостребованного товара с чрезмерными затратами на складирование. В этой непростой ситуации fashion-ритейлерам делается привлекательное предложение: объединиться под крышей проекта, формат которого доказал свою эффективность за рубежом, причем с арендной ставкой, заведомо ниже, чем в классическом молле. Это даёт возможность сетям своевременно и качественно реализовывать избытки продукции, освободить площади в магазинах full-price под новые коллекции. При этом, не нарушая целостности бренда за счет низких цен и не отсылая стоки за границу с возникновением проблемы возврата таможенных пошлин.

Московский регион уже вовсю осваивает новый формат. У нас введены или строятся следующие подобные объекты: Fashion House Moscow в 12 км от МКАД по Ленинградскому шоссе; в районе Котельники – Outlet Village Belaya Dacha; в 2 км от московского аэропорта Внуково – Vnukovo Outlet Village, на 26-м км МКАД – Brandcity (результат реконцепции неудавшегося ТРЦ «Вэймарт»).

В заключение коротко о перспективных для ритейла регионах. Дорогу брендам пролагают девелоперы, создающие качественные торговые объекты. Агентство INFOLine только что провело их полную в РФ. Выявлена тройка лидеров по насыщенности общими площадями торговых центров на 1 тыс. человек по состоянию на 2011 год: Краснодар, Екатеринбург и Уфа. Всё это перспективные регионы – там есть большое население с неплохими доходами, чётко выраженный средний класс и много качественных ТЦ. Привлекателен нефтедобывающий Ханты-Мансийский автономный округ. По-прежнему вне конкуренции Москва и Санкт-Петербург.



Когда пиццу начнут доставлять роботы?
Arena Space идет на Запад
Франшиза «33 Пингвина» открывает Китай и другие страны
Бенжамин Саймон о российском рынке, последних изменениях в компани
«Франшиза в хорошие руки» выпуск 1, 3-го сезона, франшиза MYBOX
2-я серия 3-го сезона проекта «ФРАНШИЗА В ХОРОШИЕ РУКИ». Красивое соревнование за СОВЕТСКИЕ АПТЕКИ

Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Мы даем партнерам эксклюзив на город. Для франчайзи это намного интереснее, ведь можно спокойно продумывать рекламные кампании, развиваться, планировать открытие новых филиалов. Нет страха, что в его городе продадут еще несколько франшиз и часть клиентов с его рекламы фактически уйдет к конкурентам»
Шамиль
Ахмадуллин
Основатель сети
школ скорочтения

Календарь событий


00:11, 21 сентября 2018г.   Войти / Выйти