Рынок гостеприимства

Франчайзинговый путь отельеров
27.09.2013 4716

Смотреть франшизы в Каталоге

BUYBRAND Inform

В мировом гостиничном бизнесе набирает всё большие обороты наш любимый франчайзинг. Каковы его особенности? Ну, во-первых он дорогой. Гостиницы платят достаточно высокий вступительный взнос и каждый месяц отчисляют франчайзеру проценты с оборота. С другой стороны в гостиничном деле помимо прочих всем известных плюсов франчайзи имеет право использовать объединенную систему бронирования номеров и систему маркетинга, давно отлаженных правообладателем. Франчайзер помогает управляющему гостиницей выбрать необходимое оборудование, мебель, декор и наладить работу всего обширного хозяйства, гораздо более сложного, чем отдельный магазин или ресторан. Франшиза – логический шаг в развитии крупного гостиничного бизнеса.

В России гостиничный франчайзинг пока развит не очень-то сильно. А вот, к примеру, во Франции партнёрская система пустила глубокие корни в одно- и двухзвёздочном гостиничном секторе: «Формула 1» (так оригинально названа сеть однозвёздных отелей), «Аркад», «Ибис» «Балладан». В США, наоборот, франчайзинг взял на вооружение дорогие гостиничные сети «Холидей Инн», «Редиссон» и другие.

От присоединения к признанной сети владельцы отелей сразу получают определенное место и ранг на рынке гостеприимства, консультации при выборе строительной площадки и помощь финансовых специалистов франчайзера, подключение к международным системам бронирования, международной справочной службе о клиентах других отелей этой же цепи, часто бесплатную телефонную связь с офисами холдинга.

Стоимость платежей в гостиничном франчайзинге высчитывается по индивидуальным схемам и часто составляет 1,5-5% с оборота, плюс $10-15 за каждое бронирование. Но порой иностранные операторы воздерживаются от предоставления франшизу даже за хорошие деньги, в том числе в Россию, из-за опасений, что посторонние УК не смогут, что называется, поддерживать марку. В РФ так поступает Ritz-Carlton, предпочитая самостоятельно управлять объектами под своим брендом. К тому же владельца отеля, к примеру, может устраивать уровень получаемого дохода, а вот правообладателя – нет. Порой наоборот: владелец недоволен высокими комиссионными и необходимостью поднимать из-за этого средние расценки.

К минусам франчайзинга для самого правообладателя следует отнести высокие расходы на начальное развитие бизнеса и необходимость перманентно обеспечивать все франчайзинговые точки специалистами по финансовому менеджменту, маркетингу, исследованиям и развитию. Именно поэтому гостиничные франшизы – дорогие.

Владельцев отелей в свою очередь могут отпугивать высокие начальные издержки на строительство или реконструкцию по строгим стандартам оператора, затраты на тщательное обучение персонала и его мотивацию. В случае прекращения договора возникают трудности и расходы на переоснащение помещений, ведь прежние стандарты становятся незаконными.

У нас в стране стандартный договор франшизы подписан, например, у отеля «Националь» с оператором Le Meridien. Но вообще-то далеко не всегда ясно, находится ли тот или иной объект в управлении или на франшизе. Бывают смешанные случаи: франшиза от одного партнёра, управляющая компания – от другого. Например, гостиницы «Мариотт-Роял-Аврора», «Гранд-отель Мариотт» и «Тверская-Мариотт» управляются компанией Interstate Hotels & Resorts, а от Mariott – только франшиза. А вот «Ренессанс-Мариотт» в Москве и, очевидно, в Самаре управляются Mariott International.

Ещё одна российская, точнее столичная, особенность: в большинстве пятизвездочных отелей контрольные пакеты акций принадлежат московскому правительству. Столичный Департамент имущества владеет 69% акций «Балчуга» (совладелец сеть Kempinski Hotels), 50% – в «Рэдиссон-Славянской» (Москомимущество и Radisson Hotel), 51% – в «Олимпик-Пента Ренессанс» (остальные 49% акций у Mariott International). Городским властям также принадлежат 30% «Будапешта» (40% владеет Внешторгбанк), по 30% – «Метрополя», гостиниц «Ленинградская» и «Националь». «Swissotel Красные холмы» принадлежит компании «Москва – Красные холмы», совладельцами являются московские власти, зарубежные и российские инвесторы.

Надо сказать, что история гостиничных сетей насчитывает около четырех десятилетий, но основные игроки вошли в этот бизнес значительно раньше. Так, Mariott открыл свой первый отель «Аристократ» в Далласе в 40-х годах прошлого века. Международные операторы имеют очень большой опыт работы по сравнению с чисто российскими, которые отстают от них лет на 30. Эта дистанция, конечно, быстро сокращается, поскольку можно пользоваться чужим опытом, но пока велика.

Из российских компаний планы инвестирования в гостиницы имеют «Русские отели», AMAKS Grand Hotels, AT Develompent. Компания «Русские отели» была создана в 2004 году для управления инвестпроектами коммерческой недвижимости. Свои планы она связывает с созданием крупнейшей российской сети отелей бизнес-класса, а также инвестированием в строительство трех-, четырехзвёздочных гостиниц. Ещё один пример отечественной гостиничной активности – «Хелиопарк» с собственной управляющей компанией Heliopark Hotel Management. «Хелиопарк» является одновременно инвестором и оператором.

Ну, и о ценах. Прогнозы специалистов о том, что с увеличением числа столичных отелей цены в них будут снижаться, пока не оправдались. Минимальная цена номера в пятизвездочном отеле в Москве составляет $200, максимальная – $2-2,5 тыс. Из-за дороговизны многие отказываются от посещения столицы. Туроператоры полагают, что расценки не снизятся до тех пор, пока загрузка отелей будет оставаться в среднем на уровне 75%.



Hilton на выставке франшиз BUYBRAND Expo 2016
Рынок лабораторной диагностики: мнения лидирующих франчайзеров
Наша задача — увеличить долю российских брендов до 75%
Новая франшиза паназиатской кухни от «Росинтера»
Екатерина Сойак о новых проектах EMTG и качестве аудитории на BUYBRAND Expo

Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Приятно видеть, как российский бизнес выстраивает свой успех и тиражирует его вместе со своими партнерами. В этом и есть суть франчайзинга – придумать и воплотить успешную идею, а затем повторять ее вновь и вновь»

Эндрю Уизерс
управляющий
директор
Southern Fried Chicken

Календарь событий


02:09, 10 декабря 2016г.   Войти / Выйти