Интернетизация ритейла

Онлайн и франчайзинг. Противники или союзники?
09.08.2013 746

Смотреть франшизы в Каталоге

BUYBRAND Inform

Компания Cushman & Wakefield составила рейтинг по уровню развития онлайн-торговли, изучив ситуацию в 100 странах мира. В исследовании Global Perspective on Retail каждой оцениваемой стране был присужден индекс, рассчитанный по 13 критериям, в том числе по объемам сделок, развитости инфраструктуры, совершенству законодательства и правоприменительной практики.

Россия в итоге заняла 26-е место, но по прогнозам Cushman & Wakefield, скоро будет среди лидеров на мировом рынке онлайновой коммерции. Уже сейчас общий объем интернет-продаж ставит ее на 9-е место по этому показателю, но доля её e-commerce в общей массе ритейла составила всего 2,2%.

По сводному индексу в первых строках рейтинга оказались Великобритания, США и Германия. Великобритания стала лидером, прежде всего благодаря объему интернет-продаж на душу населения и значительной доле предприятий e-commerce в общем ритейле. США получили второе место в связи с большим объемом продаж – около $187 млрд – треть от мирового оборота интернет-торговли. Американские «киты» традиционной розницы – Sears Holding и Wal-Mart – давно чувствуют себя в Интернете, как рыба в воде.

Однако, как полагают многие зарубежные эксперты, серьёзную конкуренцию американским гигантам, специализирующимся только на электронной торговли Amazon и eBay, составят китайские Taobao.com и Tmall.com (группа компаний Alibaba, КНР). В качестве одного из индикаторов финансового потенциала группы Alibaba приводят тот факт, что в мае 2012 года компания Yahoo получила более 7 млрд долларов за свою долю в группе, которую она приобрела в 2005 году за всего 1 млрд долларов. Этот огромный скачок в стоимости является отражением феноменального роста интернет-торговли, который наблюдается в Китае. Основатель группы Alibaba Джек Ма даже считает, что его компания вскоре станет больше, чем Amazon и eBay вместе взятые, а на каком-то этапе по широте своего присутствия сможет превзойти даже Wal-Мart.

В Евросоюзе в близком будущем ожидается появление своеобразных виртуальных торговых центров, объединяющих сотни производителей и брендов, как это уже имеет место в США.

Что касается россиян, то они проявляют очевидный быстрорастущий интерес к разнообразным покупкам в Интернете – их общий годовой объем превысил 9 млрд долларов. Мощный стимул для наших граждан покупать через Интернет за границей – слишком высокие цены, которые сложились в России практически во всех сегментах потребительского рынка. Аналог, купленный за границей, порой может обойтись вдвое-втрое дешевле.

В то время как некоторые ритейлеры в связи с увеличением доли коммерческого онлайна сокращают число своих точек, подавляющее большинство «исповедует» многоканальные продажи. Такие сети наращивают обороты в онлайне, не прекращая вкладываться в открытие «реальных» магазинов. Так, в конце августа в РФ заработает разветвлённый интернет-магазин испанского бренда Zara (компания Indesit). Причём, по словам представителя Zara, доставкой будет охвачена вся Россия через специализированную компанию DPD. В глобальном плане Zara работает через интернет-магазин с 2007 года, но до сих пор он действовал только на Испанию, Францию, Италию и США.

Чрезвычайно интересное и объёмное исследование российской e-commerce провёл «Ситибанк». Его эксперты изучили статистику операций россиян с банковскими картами с 2007 года по июнь 2013 года. Только в нынешнем году исследование охватило не менее 500 тыс. клиентов. Основное заключение: в РФ существует огромный неудовлетворенный спрос на качественные одежду и обувь, технику, образовательные и медицинские программы по «человеческим» ценам. Россияне, покупая товары за рубежом, выведут из страны в 2013 году 1,7 трлн рублей. Ровно половина этих денег, по подсчетам исследователей, будет израсходована не в ходе загранпоездок, а прямо из дома в иностранных онлайновых магазинах. Отечественным производителям и торговцам, придавленным коррупционными поборами и легальным тарифно-налоговым прессом, а также дороговизной заёмных денег, сложно выдержать конкуренцию с иностранцами. Однако в каких- то секторах есть и отечественные сильные франчайзеры – например, компания «Инвитро» (медуслуги), которые весьма заметны в продвижении через Интернет.

По прогнозу исследователей, россияне, относящиеся к среднему классу, продолжат увеличивать свои онлайновые расходы за границей. В списке самых покупаемых через иностранные сайты товаров и услуг — одежда и обувь, авиабилеты. Если выделить самые популярные для покупок страны, то получится следующая картина. В США россияне покупают практически всё, в Италии и Франции традиционно ищут одежду и обувь, в Швейцарии — часы, в странах Ближнего Востока — ювелирные изделия, в Австрии и Финляндии — спортивные товары.

Давайте теперь порассуждаем о франчайзинговом аспекте этой темы. Вот мнение опытного консультанта по франчайзингу Алексея Кабанова: «У многих небольших интернет-магазинов, через некоторое время после открытия, возникают непреодолимые препятствия на пути к увеличению продаж. Рост ограничивается невозможностью эффективно обслуживать покупателей из других регионов. Это связано с логистическими проблемами и отсутствием возможности дистанционно осуществлять пред- и послепродажное обслуживание. Эти ограничения можно снять, если использовать франчайзинговую модель развития. Если бы у интернет-магазинов были в городах свои представительства, то это привело бы к увеличению продаж». При этом Алексей Кабанов приводит следующие причины:

- Гарантия и скорость поставки ходовых товаров была бы выше: они бы закупались и хранились в региональном представительстве до поступления заказа, а после доставлялись бы покупателю в течение нескольких часов;

- Сотрудники представительства могли бы осуществлять грамотное консультирование покупателей;

- Это являлось бы для покупателей гарантией послепродажного сервиса (ремонта, возврата);

- Увеличилось бы количество покупателей за счет тех, кто хочет сэкономить на курьерской доставке и/или не желающих ждать товар и готовых приехать за ним в пункт выдачи;

- Деньги поступали бы к продавцу моментально и в виде наличных, что привело бы к увеличению их оборачиваемости и/или снижению необходимости в кредитных средствах.

Однако содержать удалённый склад (пусть и небольшой, потому что на нём будут храниться только ходовые товары) и персонал готовы далеко не все интернет-магазины. Это открывает возможности для региональных предпринимателей. На данный момент в России можно развивать интернет-магазины за счет создания сети региональных представительств по системе франчайзинга. Местные предприниматели взяли бы на себя обязательства по содержанию и обслуживанию склада и персонала, а доход получали бы за счет вызванного улучшением сервиса и скорости доставки прироста продаж.

Г-н Кабанов прогнозирует, что в скором времени интернет-магазины будут в массовом порядке открывать свои франчайзинговые представительства в регионах, потому что развиваться быстро и повсеместно им ныне мешают проблемы с логистикой и сервисом.

В целом число интернет-магазинов у нас пока измеряется тысячами – есть куда развиваться. Объективные трудности возникают с покупкой через интернет одежды – ее очень желательно мерить. В Европе покупатели решают эту проблему, заказывая одну модель разных размеров и затем возвращая то, что не подошло. На российских сайтах интернет-магазинов часто плохо представлена информация о товарах, перевод на русский язык сопроводительных текстов к импортному продукту заставляет улыбнуться.

Проблема покупательского недоверия может быть решена путем создания сильных брендов интернет-магазинов по типу упомянутых Amazon.com и eBay.com. По мнению Андрея Хромова, руководившего проектом официального интернет-магазина Shop. Philips.ru, «овчинка стоит выделки», так как удовлетворенный потребитель может стать адептом онлайн-ритейла и его бесплатным пиарщиком. Люди не доверяют интернет-ритейлу, поскольку боятся пользоваться чем-то впервые. «Обжегшись» всего лишь раз, человек превращается в противника такого рода покупок. Если же он имел положительный опыт, он начинает рассказывать о нём своим знакомым.

Интернетизация мирового и российского ритейла продолжается ударными темпами. Этот процесс вполне ощутимо сдерживает обороты традиционных «реальных магазинов» и количественное развитие сетей. Полноценную общую оценку активности ритейлеров теперь можно давать лишь с учетом их онлайновых продаж, которые приобрели важную роль, в том числе для современной России.

Объективно интернет-торговля отнимает растущую долю рынка у сетевых франчайзинговых точек, работающих в реале. Но при правильно выстроенных мультиканальных продажах эти направления розницы отлично дополняют друг друга, обеспечивая значимое расширение общего сбыта того или иного брендового продукта.



«По своим правилам» Выпуск 4. ООО "АЛЕРИ ТЕХНО"
Hilton на выставке франшиз BUYBRAND Expo 2016
Рынок лабораторной диагностики: мнения лидирующих франчайзеров
Наша задача — увеличить долю российских брендов до 75%

Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Приятно видеть, как российский бизнес выстраивает свой успех и тиражирует его вместе со своими партнерами. В этом и есть суть франчайзинга – придумать и воплотить успешную идею, а затем повторять ее вновь и вновь»

Эндрю Уизерс
управляющий
директор
Southern Fried Chicken

Календарь событий


02:57, 09 декабря 2016г.   Войти / Выйти