Starbucks в креативном полёте

Продолжаются эксперименты со стандартами кофеен
23.03.2012 613

Смотреть франшизы в Каталоге

Ерлан ЖУРАБАЕВ

На фоне таких относительно консервативных сетей общепита как MacDonald’s или Subway, сеть Starbucks Corp. всегда отличалась креативностью нрава. Но в нынешнем году она была особо плодовита на эксперименты с форматами, продуктами, атмосферой в залах, напитками в чашках и бокалах.

Начнём в обратной хронологической последовательности. 19 марта компания Starbucks представила два новых типа заведений (под торговыми марками Seattle's Best Coffee и Evolution Fresh). Для Seattle's Best Coffee разработан свой фирменный формат drive-thru. В чётко структурированном меню нового кафе для автомобилистов, которое теперь работает в пригороде Чикаго семь дней в неделю круглосуточно, есть кофе и кофейные напитки, выпечка, сэндвичи, снэки. В плане дизайна передняя (центральная) панель заведения напоминает пенную кофейную поверхность в дырочках разной величины. Как сообщалось в пресс-релизе компании, через новую концепцию будут проанализированы пристрастия покупателей и введены изменения в меню и других заведений, в том числе будущих.

В этот же мартовский день в Белвью (штат Вашингтон) открылся первый фрэш-бар с мини-магазином Evolution Fresh. Событие приурочено к ежегодному общему собранию акционеров Starbucks Corp. с важным отчётом об итогах реструктуризации активов с закрытием почти тысячи точек по всему миру. Первым обнадёживающим итогом реструктуризации стал рост котировок корпоративных акций компании в наши не лучшие времена.

История «сокового направления» началась для Starbucks с приобретения в конце прошлого года производителя соков Evolution Fresh. Теперь в новоформатном баре-магазине можно приобрести фруктовые и овощные соки, смузи, «завернутые» снэки и другую здоровую пищу – овсяную кашу, салаты, супы, в том числе вегетарианские. Главный исполнительный директор Starbucks Говард Шульц указал, что рассчитывает на выручку с каждой такой точки в размере 1 млн долларов в год. На первых порах healthy products будут продаваться и в традиционных кофейнях Starbucks. Американские аналитики наложили своё резюме на слова г-на Шульца: новое ответвление будет менее прибыльно, чем традиционные, но всё же превзойдёт ближайших и давно работающих конкурентов, оперирующих с соками. Одним из них является сеть с характерным названием Jamba Juice со штаб-квартирой в Калифорнии. Основанная ещё в 1990 году Jamba Juice уже имеет свыше 750 точек в 26 штатах, а также на Багамах, в Канаде, Южной Корее и на Филиппинах – 442 из них развиваются по франчайзингу.

Как бы там ни было, обе мартовские премьеры Starbucks рассчитаны на укрепление собственных позиций в производстве здорового питания, объем которого оценивается в Штатах в 50 млрд долларов.

Чуть раньше, но тоже в марте Starbucks объявила о решении активизировать развитие собственной вендинговой сети по продаже горячих напитков в Великобритании. Кофейные автоматы будут устанавливаться прежде всего в аэропортах, вокзалах, автостанциях и прочих транспортных узлах.

Активный вендинг начался для Starbucks полтора года назад, когда в США и Канаде появились первые фирменные автоматы с логотипом Starbucks.

А январь нового 2012 года убеждённая трезвенница Starbucks ознаменовала алкогольным начинанием – включила в традиционное меню вино и пиво. Такой умеренной алкоголизации будут пока подвергнуты лишь Штаты: до конца года Starbucks будет продавать в порядке эксперимента пиво и вино в 12 кофейнях в Атланте (штат Джорджия) и Южной Калифорнии. Обсуждается возможность расширить эксперимент ещё на семь чикагских кафе. Вообще-то сеть тестирует продажи алкоголя с октября 2010 года в кафе в Сиэтле (штат Вашингтон), где расположена ее штаб-квартира. Сейчас пиво и вино продаются в пяти заведениях Сиэтла и в одном кафе в Портленде (штат Орегон). Цена порции пива — $5, вина — $7–9. К ним предлагаются соответствующие снэки, сыры, десерты.

Старший вице-президент Starbucks Corp. Клэрис Тернер отметила, компания выбрала только 25 кофеен в Америке для продаж алкоголя, и пока нет планов завести пиво и вино во всех 17 тыс. заведений сети в мире. По её словам, расширение меню производится с целью понять, возрастут ли продажи. Однако аналитик инвесткомпании Edward Jones Джек Рассо полагает, что компании следовало бы оставаться в привычной нише.

Кроме того, кофейный гигант с 2010 года экспериментирует с энергетическими газированными напитками – Starbucks Refreshers, в рецептуре которых используется натуральный сок и экстракт зеленых кофейных бобов. Напитки не имеют кофейного вкуса, хотя содержат арабику. В линейку входят три комбинированных вкуса - малиновый гранат, клубничный лимонад и апельсиновый арбуз.

В течение двух лет продукт появлялся в продаже в некоторых городах США: сначала в стаканчиках в сетевых заведениях, затем появилась баночная версия. Теперь, как говорится в только что вышедшем пресс-релизе компании, бренд готов представить Starbucks Refreshers и на мировом рынке, пока не сообщается, когда и в каких странах появятся Starbucks Refreshers. В релизе указывается, что на своей в США они будут продаваться уже в конце апреля в более чем 160 тыс. точек – лавках, кафе, магазинах, супермаркетах.

Выручка Starbucks Corp. в финансовом году, завершившемся 3 октября 2010 года, составляла $10,7 млрд, прибыль — $945,6 млн. На начало 2011 года, по собственным данным, компания владела 17 тыс. кофеен, из них в России – всего 43 (для сравнения: в Великобритании их более 700). Только в Москве за «гранд латте» выстраиваются длиннющие очереди.

Эксперименты Starbucks с форматами свидетельствуют о повышении конкурентного накала в её сегменте. Задумываются о разнообразии и другие игроки фаст-фуда. Так, в Burger King недавно заявили, что начинают доставлять на дом бургеры и картофель фри, пока без разливных напитков, кофе и комплексных завтраков. Доставка будет осуществляться в экспериментальном режиме в некоторых городах США, если заказчик живёт не дальше чем в 10 минутах езды от точки. Сеть Burger King отметилась и в алкогольных тестах, кстати, этим же собирается заняться сеть быстрого питания White Castle. Говорят, что ввести в меню алкогольные напитки предложили сами покупатели. В этом же направлении мыслят и некоторые продуктовые ритейлеры, даже те, что рекламируют здоровый образ жизни. Так, крупнейшая американская сеть по продаже экологически чистых продуктов Whole Foods открыла бары в части своих магазинов и уже зарабатывает на этом лёгкие деньги. В барах Whole Foods разливают качественное пиво из небольших пивоварен и местные вина. По утверждению вице-президента исследовательской компании Technomic Дэвида Хенкеса, сетевики рассматривают алкоголь как антикризисный шанс.

Жаль, что весь кофейный креатив зарубежных франчайзеров происходит за пределами России, которую пока кормят традиционными, давно устоявшимися концепциями.

 



Hilton на выставке франшиз BUYBRAND Expo 2016
Рынок лабораторной диагностики: мнения лидирующих франчайзеров
Наша задача — увеличить долю российских брендов до 75%
Новая франшиза паназиатской кухни от «Росинтера»
Екатерина Сойак о новых проектах EMTG и качестве аудитории на BUYBRAND Expo

Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Приятно видеть, как российский бизнес выстраивает свой успех и тиражирует его вместе со своими партнерами. В этом и есть суть франчайзинга – придумать и воплотить успешную идею, а затем повторять ее вновь и вновь»

Эндрю Уизерс
управляющий
директор
Southern Fried Chicken

Календарь событий


04:07, 10 декабря 2016г.   Войти / Выйти