Малый бизнес: доходность сокращается, срок окупаемости растет

19.07.2016 11:58 1872

Смотреть франшизы в Каталоге

Эксперты консалтинговой компании "2Б Диалог" проанализировали изменение доходности и инвестиционной привлекательности малых предприятий и пришли к выводу, что заниматься бизнесом в России становится все менее выгодно.

В исследовании под названием "Тахометр малого и среднего бизнеса" приняли участие 1,9 тыс. компаний из Москвы и Санкт-Петербурга стоимостью от полумиллиона рублей и работающих на рынке не менее трех лет.

Данные по Москве говорят о сокращении доходности и деловой активности малого бизнеса по большинству бизнес-направлений. Несмотря на некоторое улучшение показателей в начале года, по итогам второго квартала 2016 года показатель окупаемости бизнеса в столице вновь снизился. Более всего от кризиса пострадали автомойки, автосервисы, шиномонтажи. Если во втором квартале 2015 года срок окупаемости автосервисов составлял 7,7 года, то во втором квартале 2016-го — уже 9 лет. Снизилась и доходность — с 2,7 руб. до 5,4 руб. (столько надо инвестировать, чтобы получить 1 руб. выручки). Рентабельность продаж в среднем не изменилась — 28%.

Общепит Москвы также продемонстрировал снижение доходности. Срок окупаемости кафе за год увеличился с 4,2 до 6 лет, ресторанов — с 6,7 до 8,3 года. Доходность кафе упала с 1 руб. до 2,4 руб. инвестиций на 1 руб. выручки, ресторанов — с 1,6 руб. до 2,4 руб. Рентабельность снизилась с 27% до 24% и с 23% до 22% соответственно. По данным исследования, у 63% торговых предприятий чистая прибыль в кризисные 2014-2015 годы упала более чем вдвое. Незначительный рост продаж начался только с начала 2016 года.

В Санкт-Петербурге, где рентабельность бизнеса в целом немного выше, чем в Москве, ситуация с доходностью схожа со столичной. По итогам второго квартала 2016 года доходность показала отрицательную динамику. Хотя у автосервисов она немного выросла (на рубль выручки нужно уже не 1,7 руб., а 1,3 руб. инвестиций), срок окупаемости увеличился с 4,1 до 4,8 года, рентабельность снизилась с 31% до 25%.

Действия властей по поддержке малого бизнеса авторы исследования характеризуют как "неоднозначные". С одной стороны, за последние два года государство создало Корпорацию по развитию малого и среднего предпринимательства и утвердило соответствующую стратегию до 2030 года. С другой — продолжает увеличивать нагрузку на бизнес в виде квазиналогов (таких как "налог на Google" — НДС для IT-компаний), поддержало переход к государственной кадастровой оценке ("что повлечет необоснованное увеличение налогооблагаемой базы") и рост числа внеплановых проверок.

"Опрос показал пессимизм предпринимателей относительно текущей ситуации, но при этом — оптимистичный взгляд на будущее,— сказал "Коммерсанту" гендиректор "2Б Диалог" Борис Богоутдинов.— Большинство намерено достигнуть докризисных показателей 2013 года в середине 2017-го. Мы прогнозируем, что это случится не раньше 2018 года".

КАТАЛОГ ФРАНШИЗ СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

BUYBRAND Inform



iFarmProject в гостях у Екатерины Сойак
О бизнесе «по понятиям» и франшизе «Пив&Ко»
Как Маргарита Позоян ходила на шоппинг за бизнесом
Эльмар Гейбатов. Эффект WOW, или как быть счастливым в бизнесе и жизни?
Рудем Газиев: как создать одну из крупнейших медицинских лабораторий в стране с нуля?



Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Чтобы стать нашим франчайзи, надо пройти семь кругов ада. Но только так можно определить, что ему действительно это надо: владелец пароходов, который повелся на моду, вряд ли будет готов работать поваром на кухне»
Иван Зайченко
Основатель сети
«Сушкоф»

Календарь событий


06:16, 20 октября 2018г.   Войти / Выйти