Малый бизнес: доходность сокращается, срок окупаемости растет

19.07.2016 11:58 1804

Смотреть франшизы в Каталоге

Эксперты консалтинговой компании "2Б Диалог" проанализировали изменение доходности и инвестиционной привлекательности малых предприятий и пришли к выводу, что заниматься бизнесом в России становится все менее выгодно.

В исследовании под названием "Тахометр малого и среднего бизнеса" приняли участие 1,9 тыс. компаний из Москвы и Санкт-Петербурга стоимостью от полумиллиона рублей и работающих на рынке не менее трех лет.

Данные по Москве говорят о сокращении доходности и деловой активности малого бизнеса по большинству бизнес-направлений. Несмотря на некоторое улучшение показателей в начале года, по итогам второго квартала 2016 года показатель окупаемости бизнеса в столице вновь снизился. Более всего от кризиса пострадали автомойки, автосервисы, шиномонтажи. Если во втором квартале 2015 года срок окупаемости автосервисов составлял 7,7 года, то во втором квартале 2016-го — уже 9 лет. Снизилась и доходность — с 2,7 руб. до 5,4 руб. (столько надо инвестировать, чтобы получить 1 руб. выручки). Рентабельность продаж в среднем не изменилась — 28%.

Общепит Москвы также продемонстрировал снижение доходности. Срок окупаемости кафе за год увеличился с 4,2 до 6 лет, ресторанов — с 6,7 до 8,3 года. Доходность кафе упала с 1 руб. до 2,4 руб. инвестиций на 1 руб. выручки, ресторанов — с 1,6 руб. до 2,4 руб. Рентабельность снизилась с 27% до 24% и с 23% до 22% соответственно. По данным исследования, у 63% торговых предприятий чистая прибыль в кризисные 2014-2015 годы упала более чем вдвое. Незначительный рост продаж начался только с начала 2016 года.

В Санкт-Петербурге, где рентабельность бизнеса в целом немного выше, чем в Москве, ситуация с доходностью схожа со столичной. По итогам второго квартала 2016 года доходность показала отрицательную динамику. Хотя у автосервисов она немного выросла (на рубль выручки нужно уже не 1,7 руб., а 1,3 руб. инвестиций), срок окупаемости увеличился с 4,1 до 4,8 года, рентабельность снизилась с 31% до 25%.

Действия властей по поддержке малого бизнеса авторы исследования характеризуют как "неоднозначные". С одной стороны, за последние два года государство создало Корпорацию по развитию малого и среднего предпринимательства и утвердило соответствующую стратегию до 2030 года. С другой — продолжает увеличивать нагрузку на бизнес в виде квазиналогов (таких как "налог на Google" — НДС для IT-компаний), поддержало переход к государственной кадастровой оценке ("что повлечет необоснованное увеличение налогооблагаемой базы") и рост числа внеплановых проверок.

"Опрос показал пессимизм предпринимателей относительно текущей ситуации, но при этом — оптимистичный взгляд на будущее,— сказал "Коммерсанту" гендиректор "2Б Диалог" Борис Богоутдинов.— Большинство намерено достигнуть докризисных показателей 2013 года в середине 2017-го. Мы прогнозируем, что это случится не раньше 2018 года".

КАТАЛОГ ФРАНШИЗ СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

BUYBRAND Inform



2-я серия 3-го сезона проекта «ФРАНШИЗА В ХОРОШИЕ РУКИ». Красивое соревнование за СОВЕТСКИЕ АПТЕКИ
«Франшиза в хорошие руки» выпуск 1, 3-го сезона, франшиза MYBOX
Бенжамин Саймон о российском рынке, последних изменениях в компани
Франшиза «33 Пингвина» открывает Китай и другие страны
Arena Space идет на Запад
Когда пиццу начнут доставлять роботы?



BUYBRAND EXPO 2018

Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Чтобы стать нашим франчайзи, надо пройти семь кругов ада. Но только так можно определить, что ему действительно это надо: владелец пароходов, который повелся на моду, вряд ли будет готов работать поваром на кухне»
Иван Зайченко
Основатель сети
«Сушкоф»

Календарь событий


06:54, 22 августа 2018г.   Войти / Выйти