Добавить франшизу

Данная регистрация предназначена для владельцев франшизы. Для чего мне личный кабинет.

CAPTCHA

Масштабирование бизнеса: как избежать размытия бренда и выбрать нужный момент

23.10.2023
6784
К масштабированию готов далеко не любой бизнес. Собственнику важно оценить свои силы и выбрать верную стратегию дальнейшего развития во избежание репутационных и финансовых потерь. Глеб Марач, сооснователь ресторанной группы Joi Team (проекты True Cost, Nome, Backroom, Code Coffee, Tangiers Lounge, Квартира) поделился с Buybrand.ru советами о том, как выбрать правильный момент для расширения, а также рассказал о подводных камнях разных способах масштабирования.

marach_s.jpgМногие рестораторы задумываются о масштабировании и возможностях, которые оно открывает. Масштабирование позволяет компании расширить свои мощности, увеличить финансовые показатели, повысить узнаваемость не только среди гостей, но и среди потенциальных партнеров, соискателей и конкурентов.

С другой стороны, масштабирование не является необходимым шагом и гарантией успеха проекта. Все зависит от вашей бизнес-модели и целей. Так, например, среди сложностей и минусов расширения: риск размытия бренда и концепции, возможная потеря уникальности и созданной атмосферы, потеря качества продукции и сервиса на фоне активного роста и проблем с контролем, адаптация к новым принципам управления и пр.

Когда пора масштабироваться?

— Нужно обратить внимание на совокупность факторов и ответить на несколько вопросов. Первый: ваш бизнес показывает устойчивый рост, покрывает все текущие расходы и генерирует достаточную прибыль? Тогда вперёд, но. Масштабирование требует серьезных вложений (в маркетинг, продукт, команду, IT решения и пр.), и нужно трезво оценить собственные финансовые возможности или целесообразность привлечения сторонних средств.

Второй: вы уверены в своей команде и ее готовности к изменениям, возможности справиться с новым потоком задач и подготовкой новых сотрудников? Если нет, в процессе масштабирования придется в очень сжатые сроки всех обучать или вовсе в спешке собирать новую команду, рискуя нанять не тех людей.

Третий: бизнес уже не требует пристального контроля со стороны владельца? Он не удерживает в своих руках все нити управления, не контролирует лично каждую задачу и операцию, грамотно делегирует часть полномочий компетентным сотрудникам и концентрируется на стратегических вопросах?

Последний пункт очень важен, так как не только бизнес, но и руководитель и его команда должны быть готовы к расширению. Полезным будет изучение принципов сетевого управления до начала масштабирования, ведь управление одной единицей бизнеса и сетью может разительно отличаться в подходе и принципах.

Если же финансовые и прочие показатели компании оставляют желать лучшего, концепция и команда не проверены временем, а внутренние процессы недостаточно отлажены, с масштабированием стоит повременить.

О выборе механизма масштабирования

Традиционно есть два пути развития: корпоративно или по франшизе. И здесь все индивидуально и зависит от масштаба существующего бизнеса и рисков, которые собственник готов принимать на себя или делить с партнерами/инвесторами/франчайзи. Иными словами, чем больше собственник уверен в своих силах, тем в более поздний момент стоит задумываться о франшизе.

Преимущества собственного масштабирования — полный контроль и сохранение прибыли. Но требуются большие инвестиции.

Франшиза позволяет расти быстрее за счет средств франчайзи, однако придется делиться прибылью.

Photo multiply sources of revenue multiple streams of income

Ошибки

Среди наиболее распространенных ошибок при выборе стратегии развития по франшизе — это преждевременная ставка на нее. Зачастую бизнес изначально создается для франшизного пути и авторы концепции пытаются продать франшизу, не имея продукта, как такового. В то время как одной из важнейших частей развития франшизы является набор механизмов по контролю франчайзи. К сожалению, многие им не обладают, что негативно отражается на репутации бренда, прибыли и прочих показателях.

Если же говорить об основных ошибках масштабирования бизнеса через открытие собственных точек, то среди них я бы отметил слишком быстрое развитие, подразумевающее ошибки в подборе локаций и, в итоге, потерю точек, а вместе с ними — репутации.

Также среди ошибок и рисков масштабирования часто встречается сбой в контроле ключевых процессов в связи с преждевременным уходом основателя от операционного управления, проблема с поиском квалифицированных сотрудников на позиции разного уровня и в целом отсутствие налаженной работы с командой и выстроенной системы мотивации. Для успешного процесса необходимо выстроить эффективную структуру управления компанией, четко разграничить зоны ответственности, полномочия и KPI для каждого из ключевых сотрудников.

В любом случае, руководитель должен установить контрольные точки на пути масштабирования компании, чтобы отслеживать прогресс и вносить корректировки при необходимости.

При реализации стратегии масштабирования важно действовать поэтапно, внимательно анализировать эффективность и риски каждого шага, и быть готовым оперативно реагировать на возникающие проблемы.

Франшизы
Комментарии 0
Пока никто не оставил комментарий