Добавить франшизу

Данная регистрация предназначена для владельцев франшизы. Для чего мне личный кабинет.

CAPTCHA

Востребованные страны и города

22.07.2013
1390
Сразу две авторитетные консалтинговые компании – CBRE и A.T. Kearney – обнародовали крупные исследования, посвященные мировой активности глобальных ритейлеров за прошлый год. Они хорошо дополняют друг друга, поскольку в первом случае исследователи основывались на ситуации в крупнейших городах мира, а во втором на национальных рынках в целом. В статье сопоставляются и анализируются оба массива данных, а также информация из других источников.

Активность глобальных ритейлеров на мировых рынках

Ерлан ЖУРАБАЕВ

Сразу две авторитетные консалтинговые компании – CBRE и A.T. Kearney – обнародовали крупные исследования, посвященные мировой активности глобальных ритейлеров за прошлый год. Они хорошо дополняют друг друга, поскольку в первом случае исследователи основывались на ситуации в крупнейших городах мира, а во втором на национальных рынках в целом. В статье сопоставляются и анализируются оба массива данных, а также информация из других источников.

Кто и куда

Целью проделанной обеими компаниями большой работы стало определение наиболее динамичных в 2012 году мировых ритейлеров и приоритетных направлений их экспансии. Компания CBRE (консалтинг в сфере недвижимости) в своём исследовании «Розничные сети: степень глобализации бизнеса», охватившем 320 сетей в 200 мегаполисах, выявила, что наиболее напористы за рубежом американцы. За ними следуют их коллеги из Италии, Великобритании и Франции.

Наиболее часто избираемыми объектами международной экспансии для американских компаний являются (по степени убывания) Лондон, Дубай, Кувейт, Эр-Рияд, Милан, Париж и Сидней.

Европейские сети отдают предпочтение Ближнему Востоку: Дубай, затем Стамбул, Кувейт, Эр-Рияд, Джидда. Азия также активно привлекает европейцев, особенно: Гонконг, Сингапур, Пекин и Шанхай.

Сами же азиатские ритейлеры менее склонны к премьерам в других частях света, чем американцы и европейцы, что во многом объясняется большим потенциалом и хорошей динамикой собственных рынков. Но и азиатские компании показали определенный рост экспансии за национальные рубежи. Они отдают предпочтение не Европе или Америке, а относительно близким Дубаю, Мельбурну и Сиднею.

В исследовании CBRE выстроен общий итоговый рэнкинг наиболее «востребованных» городов. На первой позиции – Гонконг: на его рынке появился 51 новый ритейлер. В Киев пришли 39 игроков, и он занял второе место, второй год подряд попадая по этому показателю в тройку самых привлекательных мировых рынков.

Третье место у Берлина (28 «новичков»). Относительно низкий уровень безработицы и продолжающийся рост заработной платы создают стабильный спрос на торговые площади по всей Германии, а не только в Берлине.

Четвёртое место делят Нью-Йорк и Москва.

Не только платёжеспособный спрос, но и дефицит премиальных торговых площадей ограничивает планы многих ритейлеров прежде всего на развитых рынках. В меньшей степени это находит своё отражение на развивающихся рынках, где основная часть коммерческой застройки ведется на периферии крупных городов, которые менее интересны мировым брендам. Следует отметить, что «громкие имена» остаются очень разборчивы, как в плане мегаполисов и стран, которые они выбирают, так и в подборе коммерческой недвижимости, по-прежнему ориентируясь на лучшие предложения.

Ситуацию по странам отражает рейтинг компании A.T. Kearney наиболее перспективных для инвестиций
в розничную торговлю рынков (The 2013 Global Retail Development Index, GRDI):

        Источник A.T.Kearney

 

Как видим, три латиноамериканские страны являются образчиками привлекательности: Бразилия, Чили и Уругвай заняли первые три места. Абсолютное лидерство Бразилии весьма прочно: первую строку рейтинга она «оккупирует» третий год подряд. От её высокой базы на 2013 год прогнозируется рост потребительских расходов ещё на 11%, а госаппарат продолжает невиданными темпами развивать дорожно-логистическую инфраструктуру страны.

Все рынки BRIC сохраняют потенциал для интенсивного роста на своей почве глобальных сетей, но участники этого неформального объединения идут разными темпами. Россия укрепила свои позиции в рейтинге на три пункта, заняв в 2013 году 23-е место. Однако динамика за продолжительный период у неё резко отрицательная: ещё в 2011 году страна занимала 14-ю строчку рейтинга, а в 2009 году – даже вторую, сразу вслед за легендарной Бразилией. Ныне Россия на порядок отстает от трёх других «букв» BRIC. И это несмотря на то, что Китай опустился на одну ступень, став четвёртым в рейтинге, а Индия скатилась сразу на девять пунктов, став четырнадцатой. На провале её позиций сказался рост операционных расходов и расценок на коммерческую недвижимость, частая необходимость для ритейлеров работать с дисконтом.

Рынкам СНГ в отличие от западноевропейцев в целом удалось избежать стагнации, став таким образом более привлекательными для крупных мировых игроков. Армения, которая впервые вошла в рейтинг GRDI, неожиданно сразу заняла десятое место. На восьмом месте Грузия. Казахстан поднялся в рейтинге сразу на восемь пунктов – на 11-ю позицию.

Москва и Россия в целом

Итак, в рассмотренном в самом начале статьи рэнкинге по городам от CBRE у Москвы теперь вполне «почётное» четвертое место (ранее она занимала шестое). Валентин Гаврилов, директор отдела исследований рынка CBRE в России назвал её рынок зрелым с точки зрения присутствия ведущих ритейлеров. По данным еще одного исследования – How global is the business retail компании Richard Ellis – в Москве по состоянию на 2012 год сосредоточено 43,2% крупнейших мировых ритейлеров.

В отличие от «городского» рэнкинга CBRE, компания A.T. Kearney в своём исследовании основывалась, как мы видели, на страновом подходе. В итоговой части её исследования утверждается, что в отличие от ведущих рынков Латинской Америки и даже СНГ, в РФ и тем более в Москве теперь нет возможностей для стремительной экспансии за счет эффекта «первопроходцев». И всё же умеренный потенциал роста сохранился в регионах. Просто в Москве его заметно ослабляет «арендный фактор»: ставки на качественные торговые площади из года в год поднимаются, а объем введения в эксплуатацию столичных ТЦ заметно снизился. Последнее обстоятельство не позволяет надеяться на снижение московских арендных ставок в ТЦ и в ближайшей перспективе. На это накладывается дефицит хороших площадей в стрит-ритейле.

К тому же на Москву, как и на Россию в целом, в отличие от других лидирующих рынков, накладываются политические риски и высочайший уровень коррупции. Вот что тактично заявил один из соавторов исследования, управляющий партнер московского офиса A.T. Kearney Пер Хонг газете «Ведомости»: «Стоимость качественной недвижимости остается высокой, рынок сильно фрагментирован, условия ведения бизнеса сложные из-за влияния бюрократии и коррупции». В то же время, по его политкорректному мнению, «для тех ритейлеров, которые подготовлены к работе с бюрократией и региональными особенностями, потенциал практически безграничный».

Кроме того, по его словам, российский розничный рынок вошел в стадию зрелости, при которой достаточно высока конкуренция среди уже действующих ритейлеров. «Мы наблюдаем небольшой спад, но, несмотря на это, розничный рынок России в общем остается устойчивым и продолжает расти, – утверждает Пер Хонг. – Объемы потребления превысили докризисные уровни, хотя всё еще отстают от показателей других развитых рынков. Наше исследование дает основания полагать, что у России в этой области хорошие перспективы роста (исходя из продаж на душу населения, его численности, развития инфраструктуры – прим. автора). Однако при составлении рейтинга мы учитывали не только привлекательность рынка как такового, но и такие дополнительные факторы, как страновые риски, уровень его насыщения и то, насколько необходимо для розничных сетей не откладывать момент входа на него». Например, в штаб-квартире шведской IKEA объявили, что в Китае будут открывать по три магазина в год, а в РФ повременят с открытием. По словам гендиректора IKEA Shopping Centers Russia (девелоперское подразделение) Армина Микаэли, новые ТРЦ «Мега» шведский ритейлер будет строить не ранее 2015 года.

Между тем, по прогнозам, в 3-м квартале РФ ожидает снижение потребительских расходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На фоне таких ожиданий и насыщенности столичного рынка, транснациональные холдинги всё больше работают с регионами, особенно с оставшимися 12 городами-миллионниками. Тем более, что в 2012 году ввод новых торговых площадей увеличился в них на 46%. Исходя из этого, в прошлом году, к примеру, испанский одёжный гигант Inditex в основном за счет регионов расширил свою российскую сеть до 274 магазинов. Продажи под брендом H&M по России выросли в отчётном году на 43% – прежде всего за счёт того, что в российских городах за год открылось 18 новых больших фирменных магазинов.

Основные продовольственные группы, в том числе X5 Retail Group и Tander, показали в отчётный период рекордный рост в 20-40%. Компания Auchan, уже имеющая у нас 52 супермаркета, обнародовала планы утроить (!) количество магазинов в течение пяти лет. В текущем году в соответствие с новомодными трендами ожидается открытие первого в своём формате Auchan Drive: клиенты смогут заранее заказать продукты в онлайне, потом заехать в магазин и забрать заказ в удобное для себя время.

Россияне проявляют всё больший интерес к разнообразным покупкам в Интернете – их общий годовой объем превысил 9 млрд долларов. В то время как некоторые ритейлеры в этой связи сокращают число своих точек, подавляющее большинство «исповедует» многоканальные продажи. Такие сети наращивают обороты в онлайне, не прекращая вкладываться в открытие «реальных» магазинов.

Исключительно привлекательны в России люксовые потребительские сегменты, которые очень быстро восстановились после кризисного пике. В результате большинство сильных международных брендов этой категории уже присутствуют в РФ. Многие из них, набравшись местного опыта и деловых связей, перешли с франчайзинга на собственные прямые продажи, чтобы максимально использовать выгоды нашего рынка.

Анализ большого массива данных, параллельно собранных двумя авторитетными компаниями, приводит к следующим системным выводам.

- Россия остаётся достаточно лакомым куском пирога для глобальных ритейлеров, но степень её привлекательности с 2009 года резко снизилась, и теперь при комплексной оценке она значительно проигрывает целому ряду стран – всем остальным членам BRIC, некоторым государствам Латинской Америки, Ближнего Востока и СНГ. Единственно незыблемым конкурентным преимуществом РФ остаётся сам размер потребительского рынка, сопоставимый с бразильским.

- Приход всё новых мировых игроков на национальные рынки ныне обусловлен не только потребительской конъюнктурой и общим инвестклиматом, но напрямую зависит от наращивания качественных торговых площадей в мегаполисах.

- Полноценную общую оценку активности ритейлеров можно теперь дать лишь с учетом их онлайновых продаж, которые приобрели важную и растущую роль особенно для современной России. 

Франшизы
Комментарии 0
Пока никто не оставил комментарий