Франчайзинг-2018: ближнее и дальнее зарубежье

Что нового?
26.12.2018 456

Смотреть франшизы в Каталоге


Портал Buybrand.ru подводит итоги года во франчайзинге. В первой части обзорного материала представлены результаты опроса известных на российском рынке компаний, в котором франчайзеры делятся мнениями о положении дел на рынке общественного питания, ретейла, услуг, рассказывают о планах на будущее. Во второй части исследования Buybrand речь пойдет о том, как развивается франчайзинг за границей.


IV Евразия: российские франчайзеры активнее западных


Интерес к франчайзингу растет и в странах Евразийского региона. Здесь Россия остается флагманом франчайзингового развития, констатирует президент Евразийской ассоциации франчайзинга (ЕАФ) Бекнур Кисиков. Основные западные игроки уже зашли на рынок, новые – не торопятся, и на пространстве ЕврАзЭс доминируют российские франчайзеры.

«Если раньше лидерами здесь были американские по происхождению франшизы, то сегодня российские прочно заняли это место. Каждый год в среднем на 10% увеличивается присутствие российских франшиз», - говорит эксперт.

«В последнее время я наблюдаю тенденцию к формированию внутри евразийского рынка франчайзинга, который порой даже в некотором смысле изоляционен по отношению к международному сектору. Замедлился приход международных франшиз, больше стали формироваться местные франшизы», - выделяет еще одну тенденцию глава ЕАФ.

Так, свои франчайзинговые проекты пытается создавать и экспортировать Казахстан – один из региональных лидеров в этом направлении. Также высок интерес к франчайзингу в соседней Киргизии. В Узбекистане рынок франчайзинга еще не сформировался – пока имеются единичные примеры, «но тенденция к развитию есть», полагает Кисиков.


V Франчайзинг на Западе: франчайзи объединяются


Пожалуй, самая заметная тенденция во франчайзинге в западных странах – появление объединений франчайзи, недовольных действиями правообладателя. Чаще всего франчайзи пытаются разрешить ситуацию в свою пользу, не разрывая договоры франчайзинга. В некоторых случаях дело доходит до суда, но предпринимателям сложно доказать вину франчайзера: возможна «игра на грани фола», но правообладатели все же стараются не нарушать договорные обязательства.

В Австралии франчайзи создали ассоциацию для защиты своих прав перед франчайзерами. Предприниматели обвиняют крупные сети в злоупотреблениях, заявляют о кризисе в регулировании франчайзинга.


В других странах разбирательства происходят в пределах той или иной франчайзинговой сети. Например, в Великобритании франчайзи Dominos Pizza Group потребовали дополнительной поддержки от головной компании. А в Канаде франчайзи сети кофеен Second Cup подали коллективный иск на правообладателя из-за претензий к тому, как франчайзер использует их отчисления в общий рекламный фонд.

Аналогичные претензии к канадскому франчайзеру, сети закусочных TimHortons, имеются у ее американских франчайзи. Они объединились в группу под названием Great White North Franchisee Association.

У многих американских франчайзеров есть консультативные советы франчайзи, к которым они стараются прислушиваться. Однако партнеры некоторых франчайзинговых брендов создают независимые ассоциации. Это, например, франчайзи сетей общепита Wendy’s, Burger King, Subway и Jack in the Box.

В 2018 году такой союз сформировали американские франчайзи McDonald’s. На первом собрании во Флориде присутствовали представители 400 из 1700 франчайзи компании в США. На вторую встречу в Техасе спустя два месяца приехали уже 1300 человек.

Франчайзи McDonald’s пока не собираются воевать с правообладателем, но многие обеспокоены возможными издержками из-за затеянных правообладателем реформ. Они коснутся дизайна и операционной деятельности.

Продолжение:

Часть 3. Прогнозы развития франчайзинга в России на 2019 год




Основатель Osteria Mario, Bar BQ Cafe и «Швили» в видеоблоге Екатерины Сойак
Франшиза букмекерской конторы
ФРАНШИЗА ДОЛГОЛЕТИЯ на выставке франшиз BUYBRAND
СТРОИТЕЛЬНАЯ ФРАНШИЗА "Ависта Модуль Инжиниринг"
Основатель франшизы кофеен "Правда кофе" в видеоблоге Екатерины Сойак



Новые франшизы

Каталог франшиз

Цитата дня

«Мы даем партнерам эксклюзив на город. Для франчайзи это намного интереснее, ведь можно спокойно продумывать рекламные кампании, развиваться, планировать открытие новых филиалов. Нет страха, что в его городе продадут еще несколько франшиз и часть клиентов с его рекламы фактически уйдет к конкурентам»
Шамиль
Ахмадуллин
Основатель сети
школ скорочтения

Календарь событий


22:13, 16 января 2019г.   Войти / Выйти