Вы решились на открытие своего дела и покупку франшизы, но за плечами только опыт наемной работы? Что делать, чтобы стать предпринимателем и отправиться в свободное плавание? Прежде всего надо оформить документы, разрешающие вести собственный бизнес. Можно зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель.
Индивидуальный предприниматель (общепринятое сокращение — ИП) — это физическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Важно понимать, кто имеет право на осуществление предпринимательской деятельности:
- совершеннолетние граждане РФ, дееспособность которых не ограничена судом;
- несовершеннолетние граждане РФ при соблюдении ряда условия (к примеру, наличие согласия родителей, усыновителей или попечителей, принятое решение об объявлении физического лица дееспособным и др.).
Не имеют права быть индивидуальными предпринимателями государственные и муниципальные служащие.
Возможность зарегистрировать ИП самостоятельно делает эту форму ведения бизнеса наиболее востребованной среди начинающих предпринимателей. Разберемся, какие необходимо собрать для этого документы.
- Заявление по форме Р21001
Самый первый и, пожалуй, самый ответственный шаг. От того, насколько правильно вы заполните заявление, будет зависеть скорость оформления свидетельства о регистрации ИП. Заполнить заявление можно как в электронном виде, так и от руки — черной ручкой, без единого исправления. Важно указать паспортные данные безошибочно.
Отдельного внимания заслуживает лист А — это сведения о кодах ОКВЭД. Коды экономической деятельности бывают двух видов: основной и дополнительный. Основной код указывается только один!
- Квитанция об оплате госпошлины
Для регистрации ИП необходимо заплатить госпошлину в размере 800 рублей. Сделать это можно двумя способами: в банке и через терминал в налоговой инспекции (с комиссией).
Для оплаты квитанции через банк предварительно скачайте бланк квитанции в интернете.
- Заявление о переходе на «упрощенку»
Упрощенная система налогообложения (УСН, УСНО, она же упрощенка) позволяет платить меньше налогов и упрощает процедуру ведения отчетности. Здесь важно выбрать одну из двух процентных ставок УСНО: 6% — с доходов, 15% — с доходов за вычетом расходов.
Для перехода на упрощенку необходимо подать заявление об этом (обязательно в двух экземплярах) вместе с остальными документами. Помните, что перейти на упрощенную систему налогообложения можно только раз в год!
- Копия паспорта
Перед тем как подать документы на регистрацию ИП, обязательно проверьте, все ли страницы паспорта отксерокопированы. Важно, чтобы у вас на руках были два разворота документа — основной и с пропиской. Если есть другие заполненные страницы, то у вас могут попросить и их копии.
Мнение эксперта
Елена Гульченко, юрист-консультант, индивидуальный предприниматель:
«В настоящее время нет никаких сложностей с регистрацией ИП (по крайней мере, в Москве — проверено на своем опыте). Учитывая, что ИП открывают неглупые люди, умеющие собирать и анализировать информацию, зарегистрировать ИП самостоятельно не будет для них проблемой. Один из основных вопросов, который решается при создании своего бизнеса одним человеком, — стать ИП или учредить ООО. Что здесь важно учитывать: для ИП все полученные им деньги за вычетом уплаченных налогов — это его доход, который он может использовать в любое время на свои нужды без дополнительного налогообложения, а доходы ООО могут идти на нужды самого ООО (а не на оплату нужд его учредителя!), на выплату зарплаты сотрудникам и уплату дивидендов учредителям (которая осуществляется только раз в год). Таким образом, если гражданин является единственным учредителем ООО, то для того, чтобы использовать доходы от деятельности ООО в своих целях, он должен себе начислять зарплату как работнику ООО (обычно становясь генеральным директором) и раз в год получать дивиденды. И в том, и в другом случае у него будут дополнительные расходы на уплату налогов (к налогам, уже уплаченным ООО, прибавляются 13% подоходного налога с указанных сумм), а при получении зарплаты — еще и расходы на оплату взносов в пенсионный фонд. Самый существенный минус ИП — ответственность по обязательствам всем своим имуществом — на практике зачастую обходится тем, что ИП приобретает имущество формально на имя родственников (родителей, детей и т.п.). Таким образом, самостоятельно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя можно без каких-либо проблем. Помощь специалистов (юриста, бухгалтера) может понадобиться в дальнейшем, в том числе для определения оптимального налогового режима, составления договоров».